Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Культура как индустрия

В Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» состоялся круглый стол на тему: «Капитал и искусство»
1 марта, 2012 - 12:44
ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ «МУЗЕЙ ИВАНА ГОНЧАРА» ПЕТР ГОНЧАР ПРИГЛАШАЕТ ПРИЙТИ 1 МАРТА НА СЕМИНАР ПО МУЗЕЙНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ «РАСШИРЕНИЕ КРУГА ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЕВ» / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Его цель: приобщение к сотрудничеству государства, бизнеса и культуры ради популяризации искусства в Украине. В частности, на конференции обсуждались вопросы о положении украинской культуры, средствах ее стратегического развития, государственной политике и меценатстве.

Оценку существующих отношений между государством, искусством и капиталом выразили деятели в сфере государственной политики, стратегических исследований, а также ученые. Опытом привлечения инвесторов к реализации культурных проектов поделились: галерист Павел Гудимов и музыкант Олег Скрипка. Также был представлен проект реконструкции «Музея Ивана Гончара», предусматривающий модернизацию с помощью высоких технологий и преобразование его в современный центр культуры.

Сегодня вся предпринимательская деятельность, основывающаяся на культуре, дает весьма незначительный процент, однако может иметь довольно большой экономический вес. Подтверждением последнего тезиса является опыт европейских стран, большая часть которых от экспорта продукта, производимого культурными индустриями, получает около 30 % в государственный бюджет, а в США, для примера, на третьем месте после автомобильной промышленности и сельского хозяйства наибольшую прибыль приносят именно культурные индустрии. Как вывод, государство должно быть очень заинтересовано в такой предпринимательской деятельности. Впрочем, как утверждает директор Института литературы им. Т. Шевченко НАН Украины Николай ЖУЛИНСКИЙ, опираясь на собственный опыт работы в разных государственных структурах, руководство страны трудно сдвинуть с устоявшейся точки зрения: «Оно меняется, но позиция его остается. Мы видим, что те реформы, которые сегодня проводятся в Украине, лишь «легким крылышком» касаются темы культуры. Зато Великобритания еще десять лет назад получала ежегодно 112, 5 млрд фунтов стерлингов прибыли от экспорта культурной индустрии, а в ее сфере работало почти 12 млн человек! Это рабочие места! Может ли кто-то назвать реальную цифру, сколько получает Украина от экспорта культурной продукции. В мире, чрезвычайно рыночно глобализированном, поддержка культуры не может базироваться на исключительно национально сознательных спонсорах, нам нужна развитая система культурных индустрий в Украине».

В рамках конференции была развернута дискуссия относительно стратегий содействия развитию культуры в Украине. Представительница Национального института стратегических исследований при Президенте Украины Оксана МЕЛЬНИЧУК подчеркнула и то, что в развитии культурного пространства видит ключевую роль государства, обусловливая ее четкими стратегическими целями. Пани Оксана рассмотрела культурную политику с точки зрения вопроса национальной безопасности, поскольку, по ее мнению, роль государства должна заключаться в том, чтобы сохранить свой суверенитет в условиях глобализации благодаря именно культурному пространству: «Украина должна иметь собственный информационный продукт без внешних вмешательств, без регуляции внешними факторами. Если население потребляет иностранный информационный продукт, то это расшатывает суверенитет государства. Я считаю, что следует брать те модели стратегического развития, которые сегодня рассматриваются в ЕС. А модель культурной политики очень проста и должна охватывать такие основные направления деятельности, как визуальное искусство, аудиовизуальное производство, медиа и архитектуру, опираясь на основные функции: производство, распространение, коммерциализацию, сохранение, образование и администрирование. Также следует учитывать такие факторы развития, как международный и национальный конгресс, роль культурного сектора в общей картине Украины: ее направления и предложения, экономическую составляющую, ценности и позиционирование этих ценностей в обществе. Лишь с учетом этих факторов можно выработать концепцию культурной политики государства».

А Игорь ДИДКОВСКИЙ, председатель опекунского совета Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», считает, что государство не может играть ключевую роль в развитии культуры в Украине, поскольку, по его словам, социальное передается не через юридическое, а через продукт: «Я физиологически не понимаю, что такое культурная политика государства. Витгенштейн говорил: «Мир — это не совокупность мыслей, это совокупность фактов.» Факт — «Музей Ивана Гончара», факт — Гудимов, факт — художественный арсенал, факт — Скрипка. Культура — это конкретный проект людей, умеющих работать. Для меня культура — это опосредствованная сущность человека. Поскольку ты человек — культура должна считаться элементом платежа, это как платить за коммунальные услуги, покупать еду, удовлетворять свои потребности».

В свою очередь, генеральный директор Национального центра народной культуры Гончара констатирует, что в Украине все искусство держится исключительно благодаря частному капиталу. На круглом столе шла речь главным образом и о национальной составляющей украинского художественного пространства. Певец и организатор этнического фестиваля «Країна мрій» Олег СКРИПКА, опираясь на свой опыт и менеджерский подход, убежден, что Украина богата талантами, впрочем, не может реализовать их ввиду низкой коммуникативности и отсутствия сильного менеджерского базиса. «Вот и получается, что каждый сам себе гений, каждый сам себе гетман, — убежден Скрипка. — У нас есть хроническая болезнь — мы культурные интеллектуальные доноры. Наши люди работают за рубежом, ведь мы считаем, что там априори лучше. От этого практически страдаю я как музыкант, ведь мой коллега из-за рубежа, которому я ни в профессионализме, ни в популярности не уступаю, получает вдвое, а то и втрое больший гонорар. Почему?! Это проблема не моя, а проблема украинцев, потому что они считают, что иностранное должно быть дороже. Вопрос национализации продукта имеет большое значение. Ведь очень важно, какую музыку мы слушаем, какие книги читаем — иностранные или отечественные. То есть привлекать внимание в первую очередь к своему продукту. Все начинается со слогана: «Любите Украину», это не просто слова, а стратегически важные вещи, которые излечат нашу хроническую болезнь. Мы можем писать законы, спорить с властями, и это ничего не изменит. Нам нужно культивировать основные национальные черты...»

Екатерина ЛИХОГЛЯД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ