Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Информационная валериана»

или «конструктивная журналистика»?
17 апреля, 2020 - 12:43
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Уже есть лекарства против нового вируса!»

«Нет, это препараты против других болезней, и врачи их применяют в качестве эксперимента»

«Распространение COVID-19 прекратится летом, потому что станет тепло!»

«Сейчас во многих странах на Юге уже тепло, а люди продолжают болеть»

«Вакцина уже тестируется!»

«Но до ее массового использования пройдут месяцы, а то и годы»

Это — «цитаты» из «вымышленного» разговора между оптимистом и пессимистом, которые многие из вас узнают. Люди вообще имеют разное виденье и восприятие реальности, даже когда живут в одном и тоже самом информационном пространстве. Кто-то видит в одной и той же новости лишь позитив, а кто-то — негатив, или, по крайней мере, повод для сомнений.

На фоне развертывания пандемии у людей закономерно повышается уровень тревожности. Часть человечества в этих обстоятельствах пытается вообще не смотреть новости, чтобы не пугаться. Но многие люди пытаются находить в информационном потоке хорошие вести, которые должны их успокоить и морально поддержать.

В действительности, эта проблема «пугающих новостей» не нова.

Институт по изучению журналистики «Рейтер» (Reuters Institute for the Study of Journalism — RISJ) при Оксфордском университете еще в 2017 году провел исследование, посвященное мировому рынку медиа. Было опрошено свыше 70 000 респондентов по всему миру. Оказалось, что почти треть опрошенных (29%) часто или время от времени избегают новостей в т. назв. новых медиа. («Почему люди боятся новостей. Кое-что о результатах работы распространителей ужасов и фейков». — «День» №61-62 за 6 апреля 2018 года).

Среди основных причин, почему происходит процесс избегания новостей, респонденты исследования RISJ назвали такие:

• негативное влияние на настроение (48%);

• разочарование в правдивости новостей (37%);

• отсутствие потребности (28%);

• нетущее впечатление от визуальной информации (22%);

• наличие информации, которую бы лучше и не знать (19%);

• уменьшение концентрации внимания (15%);

• затрата времени (13%).

То есть, люди не хотят портить себе настроение и не хотят, чтобы их обманывали, и потому прекращают потреблять новостной контент.

Медийщики попробовали противопоставить этому тренду «отказа от новостей» т. наз. «конструктивную журналистику» или «журналистику решений». Суть ее в том, чтобы люди после просмотра сюжета или чтения статьи не впадали в отчаяние, а получали знания о том, как проблема может быть решена.

«Журналистика решений — это подход к созданию материалов, где основной целью является поиск готовых решений проблемы, вместо просто ее освещения», — отмечается в публикации Internews Ukraine. Уве Крюгер, медиаисследователь из Лейпцигского университета (Германия) в рамках Школы по конфликтно чувствительной журналистике, которая состоялась в Лейпциге и Берлине  в 2017 году, объяснял новое явление так: в конструктивной журналистике важно продвигать не просто «хорошие новости», а «изменять критерии новостной ценности»— кроме «несчастья», должен появиться и пример успешного решения проблемы.

Промоутеры конструктивной журналистики — Уве Крюгер  и Solutions Journalism Network (Нью-Йорк) — уверены, что такой подход к организации работы СМИ

* может улучшить психологическое состояние как аудитории, так и редакции;

* будет способствовать улучшению имиджа средств массовой информации и увеличению аудитории;

* может способствовать общественному прогрессу — журналистика решений освещает пути преодоления тех или других ситуаций и дает понять, как можно направить свои способности для решения социальных проблем.

В последние годы конструктивная журналистика продвигалась все активнее, и тут... миром завладела пандемия коронавируса.

Как правильно освещать события, связанные с распространением COVID-19, чтобы не испугать людей, но и заставить их придерживаться требований эпидемиологов? Каким в этих условиях должен быть материал в стиле «конструктивной журналистики»?

По этому поводу медийные эксперты уже сформулировали и еще сформулируют много разнообразных советов. Но проблема в том, что успешным решением существующей проблемы являются найденные лекарства или выработанная вакцина — а этого сейчас нет. В этих условиях многие медиа — и в Украине, и во всем мире — как «конструктив»

•  подают сюжеты о лечении препаратами, которые в действительности не действуют на сам вирус и направлены на борьбу с симптомами или осложнениями;

•  «бомбардируют» население всех стран мира одной и той самой историей о «вылеченной 100-летней бабушке»», не наводя процентов смертности для людей преклонного возраста;

•  показывают начало тестирования вакцин, не сообщая, когда в действительности этот процесс должен завершиться.

Каждый из нас может вспомнить много подобных материалов  в СМИ.

Но возникает вопрос: является ли подобный подход к освещению наибольшего кризиса в истории человечества за последние годы действительно конструктивным? Или идет речь о применении психологических практик успокоения людей с помощью создания альтернативной реальности, потому что настоящие и честные новости совсем плохие, и «зачем людям об этом знать»? Не является ли такой подход такой себе «валерианой» для человечества или же «информационным плацебо», которое нужно принимать, чтобы не нервничать, а тихонько сидеть себе в самоизоляции, мыть руки и верить в лучшее?

Позже, когда пик пандемии будет пройден, медийщики должны исследовать информационное поле и дать честные ответы на вопрос: помогали ли СМИ человечеству преодолевать кризис, или наоборот, дезориентировали людей и мешали им эффективно опираться невидимому врагу. А пока все мы сидим в карантине, остается только в очередной раз напомнить о необходимости соблюдения личной медиагигиены, чтобы ни один фейк, даже под видом «хорошей новости», не ввел вас в  искушение поверить в простые и быстрые, но несуществующие решения сверхсложных проблем современного реального мира.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ