Как сообщал «День», на прошлой неделе участники 25-й украинской антарктической экспедиции (УАЭ) из Чили добрались до станции «Академик Вернадский». Они сменили коллег из 24-й экспедиции, которые отзимовали там уже больше года.
«Коронавирус очень поломал планы относительно модернизации станции — все это переносим на 2021 год. Я очень благодарен нашему МИД и посольству в Чили: за время карантина наше посольство сделало невозможное — только нашу делегацию приняли в этой стране во время карантина, — рассказал директор Национального антарктического научного центра МОН Евгений ДИКИЙ. — Программу работ пришлось сократить, много грузов осталось в порту в Чили. У нас туда доступ есть только кораблем летом и в конце осени. Потом — замерзает. Только из-за аномально теплой зимы удалось переправить ученых. Нужно было сменить людей: если там год никого не будет, то без людей за это время там все рассыплется. Хотя 24-я экспедиция готова была, в случае чего, остаться, если бы никто не приехал на смену».
По словам господина Дикого, хотя коронавируса в Антарктиде нет, наша экспедиция взяла с собой аппарат искусственной вентиляции легких.
Чем будут заниматься украинские ученые весь год в Антарктике? Евгений Дикий говорит, что если раньше исследования, которые проводились там, были, скорее, фундаментальными, то сегодня имеют все больше прикладной характер. Украина принимает участие в нескольких международных проектах: идет речь об исследованиях в таких отраслях, как метеорология, климатология, геофизика, биология и тому подобное. По словам ученых, современная наука делается большими коллективами, разбросанными по миру. Кооперация дает хорошие результаты, Украина является частью нескольких глобальных мировых сетей.
Относительно прикладных исследований, то, в частности, именно на станции «Академик Вернадский» активно исследовали и исследуют влияние озонового слоя: именно на нашей станции открыто явление озоновой дыры. Украина переняла озоновую вахту, и сегодня озонометрист — обязательная позиция в каждой экспедиции.
«Там — очень жесткий ультрафиолет: в летний период во время длительного выхода научных работников из станции они надевают защитные очки, намазываются кремами. Это дает возможность нам развивать одно из направлений биотехнологий, — рассказывает дальше Евгений Дикий. — Одно из самых перспективных направлений работ сегодня в Антарктиде — это биоразведка (в смысле «поиск»). Идет речь о поиске биоресурсов, которые выживают там в экстремальных условиях: выдерживают перепады температур, ультрафиолет. Если мы расшифруем их механизмы приспособления на генетическом и биологическом уровнях, то потом сможем использовать эти биохимические или генетические особенности в биотехнологиях на континенте. В пищевых, например, технологиях».
Еще одно важное направление — исследование космической погоды, это стало не менее важным, чем прогноз метеорологической науки (для развития навигации, связи и тому подобное). Эти исследования обеспечивают полярные станции разных стран, которые измеряют магнитные поля и изучают процессы в верхних слоях атмосферы. Украинская геофизическая обсерватория в Антарктиде — одна из наилучших на континенте.
Одно из открытий было недавно сделано группой украинских физиков атмосферы: на основе предыдущего сбора информации, они разработали модель, которая позволяет на будущее — хотя бы за полгода — прогнозировать такие вещи, как аномальные потепления в стратосфере. Это — не то потепление, которое существует в приземных слоях (идет речь о потеплении на высоте 20 тысяч километров). Ученые выяснили, что так высоко запускаются процессы, которые впоследствии действуют на все другие низшие слои. Так, в 2019 году аномальное потепление в стратосфере привело к пожарам в Австралии. «К сожалению, ничего сделать с таким явлением мы не можем, но если мы сможем предусматривать его за полгода, то можем уменьшить потери», — сказал Евгений Дикий.
Сегодня для активизации исследований ученым нужно приобрести хотя бы один ледокол (было 36 — переданные вместе со станцией британцами Украине в 90-х годах, но все они «сгнили»). Ученые понимают, что это будет не раньше 2021 года. И еще одна станция в Восточной Арктике, где климатические условия очень отличаются (-30 градусов летом, -80 градусов зимой) от той части, где находится «Академик Вернадский» (-30 зимой и от +5 до -5 летом). Господин Дикий говорит, что это — не расходы, а инвестиции в науку, а следовательно, и в будущее.