Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хайп и фейк во времена пандемии

Качественные медиа как дефицитный антикризисный фактор
1 мая, 2020 - 12:21

Людям во время кризиса знать о том, что происходит вокруг них и в мире в целом, жизненно необходимо в прямом смысле этого слова. И большинство наших сограждан продолжает искать информацию в этой «медийной груде». Так, по результатам телефонного опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг» в течение 24-25 апреля 2020 года, 68% украинцев «часто следят за новостями о коронавирусе» и еще 19% делают это иногда. 9% читают подобные материалы редко, 5% вообще не интересуются такими сообщениями. Вопрос социологи задавали 1200 жителям Украины в возрасте от 18 лет и старше во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса. Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 2,8%.

Опросы демонстрируют: люди хотят знать больше о ситуации с распространением новой болезни, быть в курсе событий, узнавать об отмене карантина в Украине и мире, о том, найдено ли лекарство или вакцина от вируса.

Находят ли они качественное содержание в наших медиа в количестве, необходимом для того, чтобы быть более устойчивыми к вызовам современности? Очень сомневаюсь.

И дело не только и не столько в недостатке ответственности перед страной и обществом у владельцев медиа или банальном непрофессионализме журналистов. Проблема в отсутствии настоящей государственной позиции самого государства, которое не смогло и не захотело создать такие условия для развития системы средств массовой информации, которые бы обеспечили развитие КАЧЕСТВЕННЫХ, а не только ПОПУЛЯРНЫХ СМИ, рост профессионального уровня, а не только «гибкости» журналистов, увеличение глубины аналитических исследований медиа, а не уровня хайповости журналистских расследований (которые часто являются «расследованиями»).

Есть много рецептов, как это можно было бы сделать. Соседняя Румыния, например, планирует выделить 200 миллионов леев для коммуникационной кампании, направленной на преодоление распространения COVID-19. Средства будут распределены между независимыми СМИ - телекомпаниями, прессой и онлайн-изданиями. Не будут финансироваться медиа, которые не дают объективную и правдивую информацию и вместо этого «разгоняют» фейки. При обсуждении этого проекта правительство особо подчеркнуло, что на независимость журналистов и медиа это финансирование не повлияет, и никаких дополнительных обязательств, кроме объективного информирования граждан о борьбе с коронавирусом, не будет.

Украинская власть, тем временем, кажется, вообще не беспокоится по поводу уровня и качества информированности граждан о пандемии. Эта индифферентность уже привела к появлению на одном из самых популярных и провластном (!) канале фейка о «секретных американских лабораториях». Но и дальше будет, если некоторые владельцы и менеджмент СМИ будут соблюдать правила коммерческой или политической «целесообразности» относительно освещения даже сверхчувствительных тем безопасности, некоторые журналисты - думать только о «выполнении указаний руководства», а государство - игнорировать очевидные угрозы национальной безопасности в части гибридных спецопераций в информационной сфере. Дезинформированное и дезориентированное общество не может ни эффективно справиться со вспышкой опасной болезни, ни победить врага на фронте. Наличие действительно качественных медиа, которые будут доносить людям объективную реальность, а не политтехнологические разработки или гибридную пропаганду - это вопрос устойчивости, даже выживания страны, вопрос государственной безопасности.

Приходится все время писать по этой теме с надеждой, что наконец-то что-нибудь изменится. С надеждой, которая после анализа «пандемического» медиаполя стала еще более слабой.

Наталия ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ