Эта юбилейная дата является возможностью еще раз напомнить об украинском происхождении композитора, о его тесных связях с землей предков. Национальная музыкальная академия Украины (Киевская консерватория), которая 80 лет (тоже юбилей!) носит имя П. И. Чайковского, заранее готовилась отметить важные события, объявив «Год Чайковского в Украине». Ведь именно Петру Ильичу обязаны реорганизацией Киевского музыкального училища в консерваторию. Должны были состояться международные фестиваль и конференция, конкурсы, открытие памятника и барельефа композитору. К сожалению, реалии жизни отсрочат мероприятия на еще неопределенное время. Готов к печати роскошный фолиант, содержащий статьи ведущих специалистов, отражающие Украину в жизни, творчестве и сердце Чайковского.
РОД ЧАЕК
Из самых древних предков композитора со стороны отца (по исторической европейской традиции родословная формируется по мужской линии) обычно называют прадеда Федора Чайку, ссылаясь на опубликованные в 1990 году братом композитора Модестом Ильичом семейных преданий: «Звали его Федор Афанасьевич. Он ходил с Петром Великим под Полтаву и в чине сотника умер от ран». Но, если привести год Полтавской битвы — 1709 и сопоставить ее с годом рождения Федора Чайки — 1695, вряд ли можно представить, что 14-летний подросток мог участвовать в этой битве, еще и возглавлять военную сотню.
На самом деле речь идет о прапрадеде Петра Ильича, казацком сотнике Афанасие Чайке, праправнук которого и является потомком старинного украинского казацкого рода Чаек. Прадед композитора Федор Чайка (1695—1767) и прабабушка Анна Чайка (1717—?) жили в слободе Николаевка Омельницкой сотни Миргородского полка (ныне с. Троицкое Глобинского района Полтавской области), где родился будущий дед композитора Петр Федорович Чайка (1745—1818) . В Омельницкую сотню входили уроженцы разных сел Полтавщины, среди которых Троицкое, Бугаи, Пархоменки, Михайлики, а также село Чайки. В то время Миргородский полк подчинялся Василию Петровичу Капнисту — основателю казацкого рода Капнистов, отцу писателя Василия Капниста. В том же полку казацким писарем был дед Николая Гоголя Афанасий Гоголь-Яновский — потомок гетмана Правобережной Украины Остапа Гоголя.
Именно Василий Капнист посоветовал Федору Чайке отправить сына Петра учиться в Киево-Могилянскую академию. В Академии Петр Чайка сменил фамилию на Чайковский, что объясняют распространенным в то время добавлением к украинским фамилий суффикса «ский». Этимологию фамилии Чайки связывают с названием казацкой боевого лодки — чайки, из которых состояла флотилия запорожских казаков. Существует и другое, родственное с такой версией толкование фамилии Чайковский — как главы лодочной команды. В казацких реестрах 1636—1767 годов Чайковский и Чайка встречаются довольно часто. Стоит напомнить, что мать писателя Евгена Гребинки Надежда Ивановна Чайковская тоже происходила из древнего казацкого рода: ее отец был пирятинский сотенный атаман Иван Чайковский.
«СЧАСТЬЕ БЫТЬ СВОБОДНЫМ ...»
Итак, весь мир знает композитора именно по фамилии Чайковский. И не случайно на протяжении 28 лет своей жизни Петр Ильич возвращался на землю своих предков, которую называл «обетованным раем», «убежищем от бед», где чувствовал «счастье быть свободным ...». Более 15 мест обозначены на украинском карте композитора, где он работал над почти 40 произведениями, среди которых II ( «Украинская»), III и IV симфонии, «украинские» оперы «Мазепа», «Кузнец Вакула» ( «Черевички»), а также «Евгений Онегин», «Орлеанская Дева», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», симфонические увертюры, фортепианные «Времена года», «Детский альбом», романсы ... Знаменательно, что первым опубликованным произведением Чайковского был переложенный им для фортепиано «Украинский казачок» Александра Даргомыжского.
«Лучезарным пунктом», по словам самого композитора, была для него Каменка (ныне Черкасской области), где жила его любимая родная сестра Александра — жена декабриста Льва Давыдова. Впервые Петр Ильич приехал сюда еще студентом Петербургской консерватории в 1865 году, возвращаясь затем в «милый, тихий Камнеград» почти каждый год. В уютном поместье семьи Давыдовых, в оазисах зеленой красоты Тростянецкого леса, роскошных пшеничных полей, скалистого каньона реки Тясмин он «работал, отдыхал, восстанавливался душой, умом и сердцем»: «Я нашел в Каменке то ощущение мира и спокойствия, которые тщетно искал в Москве и Петербурге». Здесь композитор создавал Вторую симфонию, музыка которой проникнута украинским мелосом. Не случайно после первого же исполнения ее стали называть «Малороссийской». «Соавтором» произведения Чайковский называл старого буфетчика, работавшего в имении: «Часть успеха я приписываю настоящему композитору этого произведения Петру Герасимовичу, который в то время, как я писал и наигрывал « Журавля», все время подпевал: « Таки, таки дибле, таки, таки щипле». Мелодия этой народной песни стала основой грандиозного симфонического финала, как и напев лирника и яркая солнечная мелодия веснянки «Вийди, вийди, Іванко» в знаменитом Первом фортепианном концерте стали известны на весь мир. Интонации и мелос украинских песен звучат в его романсе «В огороде возле броду», «Вечер» («Садок вишневий коло хати»), в одном из его инструментальных шедевров — Andante cantabile, в котором звучит мелодия народной песни «Понад яром, понад лугом».
«ВОСПОМИНАНИЯ ДОРОГОГО МЕСТА»
«Нет места во всем мире, которое давало бы мне столько пространства. Поездки в Бирюлево останутся в моей памяти солнечным воспоминанием о поэтические дни моей жизни», — писал Петр Ильич об одном из живописных мест Подольского края. Вдова магната-богача Надежда фон Мекк, известная своей благотворительной поддержкой музыкантов (среди них Николай Рубинштейн, Клод Дебюсси), на протяжении многих лет создавала Чайковскому все условия для жизни и творчества. В поместье-дворце древнего Браилова и усадьбе в недалеко расположенном хуторе Симаки (ныне с. Семаки Винницкой области) Петр Ильич наслаждался жизнью и творил, оставив работу в Московской консерватории. Сюда он приезжал с «неописуемым сладким замирание сердца», уединиться в любое время глубокого душевного кризиса. Красота Подольского края, роскошная природа украинской земли, спокойствие вдохновили композитора на создание светлых, жизнеутверждающих шедевров — романсов «День ли царит», «Благословляю вас леса», «Воспоминания дорогого места». Браилово компоозитор посвятил свой инструментальный цикл «Воспоминания дорогого места».
КАРТИНА «ЧАЙКОВСКИЙ В УКРАИНЕ» ГРИГОРИЯ ПЕТРОВИЧА СВЕТЛИЦКОГО (1938—1945 ГГ.) — ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МЕМОРИАЛЬНОГО ДОМА-МУЗЕЯ Г.П. СВЕТЛИЦКОГО
«Я очень люблю Киев, и хотя не хотел бы в нем жить, впрочем, всегда с удовольствием готов там провести два-три дня». С 1887 года в каждом киевском симфоническом сезоне непременно исполняются произведения Чайковского. Под руководством Александра Виноградского киевляне впервые слушали «Манфред», «Франческу да Римини», VI и другие симфонии, Скрипичный концерт, увертюру «1812 год».
В истории Киева и его оперного театра становились знаковыми событиями премьеры сценических произведений Чайковского. В 1874-м композитор присутствовал на киевской премьере оперы «Опричник», в 1889-м слушал своего «Евгения Онегина». Тогда Петр Ильич отметил, что «за постановкой, ансамблем, качеством исполнителей Киев, благодаря уму и энергии Прянишникова (Ипполит Прянишников — певец и режиссер) выше Москвы». А в 1890-м состоялась киевская премьера «Пиковой дамы» (тоже юбилейная дата — 130 лет!) — почти сразу после первого исполнения оперы в Мариинском театре. Композитор всячески помогал киевской постановке. В частности, помогал Прянишникову с нотным материалом: «Прянишников хочет ставить в Киеве «Пиковую даму», — писал он издателю. — Я очень рад этому. Пожалуйста, не дорожись относительно предоставления нотного материала. Прими во внимание то, что дело не частного антрепренера, а целого общества артистов. Им очень хочется поставить оперу, а возможности пока небольшие». После премьеры в Петербурге Петр Ильич отправился на репетиции и спектакль в Киев: «Сложно передать, какие удивительные ощущения я переживаю вновь присутствовать при осуществлении постановки оперы, к тому же в таком небольшом и сравнительно небогатом театре. Однако все очень стараются, очевидно, постановка будет по-своему блестящей».
Артисты оправдали ожидания автора: «Всеми исполнителями я, безусловно, доволен», — писал композитор. Певцу Михаилу Медведеву он подарил клавир оперы с надписью «Лучшему Герману». «Летописец» театра Виктор Чечотт так откликнулся на премьеру «Настоящим героем вечера был, конечно, автор. Чайковского вызывали много раз уже после первой картины, овации шли крещендо в течение последующих шести картин. Композитор выходил на сцену то вместе с исполнителями, то один. В антракте после второго действия занавес поднялся, и Чайковский оказался среди прекрасных роз, окруженный всем персоналом труппы, которая преподнесла композитору роскошный серебряный венок».
В следующем году Чайковский приехал в Киев, чтобы поддержать «Общество оперных артистов» и выступить за дирижерским пультом в симфонических программах. Тогда музыкальный Киев безумствовал от авторских концертов композитора. Критики писали, что «билеты на симфоническое собрание были раскуплены задолго до появления первой афиши о нем, и концерты с одинаковой программой могли проходить два дня подряд в переполненном театре». В те дни произведения Чайковского исполняли и киевское Общество любителей музыки, и Общество искусства и литературы, и ученики музыкального училища и частных школ. Тогда же Петр Ильич присутствовал на исполнении своей «Херувимской» в Софийском соборе. А в оперном шли спектакли «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». В. Чечотт назвал эти события «великим праздником художественной культуры, который навсегда войдет в историю города. А газета «Киевское слово» цитировала выступление Чайковского о том, что его любимый театр ничем не уступает другим столичным театрам и по своему художественному уровню стоит в одном ряду с известными европейскими оперными театрами!
...О таких «больших праздниках художественной культуры» может рассказать и Одесса, Харьков, Сумы и другие города Украины, которым выпала честь быть причастным к гению Чайковского.
P.S.
7 мая НМАУ им. П. И. Чайковского подготовила международный онлайн-марафон, посвященный 180 годовщине своего основателя и покровителя.