Если все будет хорошо, с 12 мая украинцы постепенно будут возвращаться к прежнему образу жизни. Не будем загадывать наперед, кто первым пойдет на работу или когда запустят общественный транспорт в городах, потому что в правительстве тоже не знают точных дат, ясно одно: о своем здоровье надо заботиться и в дальнейшем. За два месяца ограничений немало людей таки прислушивались к советам чиновников, соблюдали масочный режим и ограничили контакты с людьми, а теперь что — просто снять маски, больше не искать дезинфекторы и свободно передвигаться по стране?
Подробнее о правильном выходе из карантина «День» расспросил детского врача-анестезиолога Павла СИЛЬКОВСКОГО. Пациентские организации хорошо знают его как одного из первых врачей, кто поддержал инициативу открыть реанимации для родственников. Павел Николаевич принимал участие в международных программах по оказанию медицинской помощи в странах третьего мира. С журналистами он часто делится опытом, как реформируют системы здравоохранения за рубежом и чему стоит поучиться Украине. На карантинные меры из-за коронавируса у врача тоже есть собственный взгляд. Об этом он заранее предупреждает читателей своей страницы в «Фейбсуке» или собеседников. К примеру, считает, что карантинные меры у нас несколько преувеличены.
«Преувеличения касается социального дистанциирования. Если действительно придерживаться дистанций, то заразиться почти невозможно. Соответственно, запрет находиться на улице, в парках или скверах с соблюдением той же социальной дистанции не оправдан никакими научными фактами, — говорит Павел Сильковский. — Существует опасность пребывания в закрытом помещении. Сейчас часто атакуют информационно церкви в связи с богослужениями, но, как по мне, нужно решать не запретами, а требованиями. Если бы церковь могла обеспечить все необходимые санитарные требования, то какие тогда вопросы? Ведь одно дело, когда государство все запрещает и выглядит диктатором, а другое дело, когда вроде бы не запрещает, но требует придерживаться всех требований. Когда церковь или рынки не могут этих требований придерживаться, значит, надо их закрывать. Таким образом возникал бы новый общественный договор».
НАСТРОИТЬСЯ НА ПОЗИТИВ
Выписывая пять этапов выхода из карантина, правительство как раз попытается заменить сплошные запреты новыми требованиями к жизни общества. Как это сработает — покажет время. Однако что сейчас, что после снятия карантинных ограничений, коронавирус никуда не исчезнет. К тому же у нас накопилось немало страхов относительно возможных встреч с друзьями или посещения родственников, а это уже забота не только о физическом, но и психологическом здоровье.
«Прежде чем людям начать выходить из карантина и коммуницировать с обществом, желательно научиться информационной гигиене, — советует Павел Николаевич. — Для начала слушать, читать и смотреть что-то позитивное, чтобы находить в людях, которые вас окружают, что-то хорошее. Потому сегодня, когда мы выходим на улицы, в каждом человеке видим врага, и это вызвано именно информационной войной. Поэтому надо увидеть в людях что-то хорошее. Ведь мы все равно социальные существа и не можем жить и выживать без социума. Если у нас соответственно будет настроена голова, то так же будут настроены и наши действия. Поэтому формируем в первую очередь позитивное мышление. А тогда надо просто выходить и находиться на свежем воздухе — чем больше, тем лучше. Вот почему мы имеем сезонные вспышки вирусных заболеваний преимущественно зимой? Потому что сидим в закрытых помещениях, не можем проветрить их полноценно из-за холода. Как только начинается более теплая пора, люди выходят на улицу, проветривают помещения — и эпидемия проходит. К тому же на улице меньше шансов подхватить вирус. Потому что во время проветривания, к примеру, в больнице сквозняк может поднимать вирусные частицы, находящиеся на поверхности, и это тоже может вызвать определенные заражения. На улице такого не будет. Даже если вирусные частицы поднимаются вверх, то их концентрация настолько невелика, что заболеть невозможно. Чтобы заболеть, нужно вдохнуть определенное критическое число этих вирусных частиц, для каждой болезни это свое количество».
Вместе с тем врач советует оставить привычку относительно тщательного мытья рук. Добавляет: если кто-то научился держать руки в чистоте именно благодаря карантину, то это плюс от всех ограничительных мер. А вот протирать в дальнейшем все поверхности дома не рекомендует. «Складывается сейчас впечатление, что в мире остался только один коронавирус, но существует множество патогенных и условно патогенных вирусов, поэтому обрабатывать руки дезинфицирующими средствами нужно, — продолжает наш собеседник. — А все остальное — лишнее, в частности протирать поверхности дезинфекторами. Это необходимо делать в больницах, где есть скопления патогенных микроорганизмов. В домах этого не стоит делать. Мы живем не в стерильном мире, а в мире со многими бактериями, нам нужно научиться с ними сосуществовать, как с добрыми и злыми соседями. Иммунная система человека постоянно должна контактировать с бактериями, тогда она в тонусе. Если мы все обрабатываем и создаем стерильную среду, тогда у себя дома в закрытом пространстве мы будем здоровы. Но когда выйдем на улицу, где совсем другие условия, шансов заболеть становится значительно больше. Сейчас еще говорят, что стоит избегать контактов с бактериями, потому что это поможет защитить нашу иммунную систему. Но это не так. Если спортсмен защищает себя от турника, то разве будет он сильным? Когда наша иммунная система постоянно контактирует с вирусами и бактериями, она постоянно в тонусе, это как армия, которая стоит наготове».
«КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИММУНИТЕТ МЫ ВСЕ РАВНО ПОЛУЧИМ»
При таких тщательных ограничениях с внешним миром невозможно сформировать коллективный иммунитет. А чем скорее мы его получим, тем быстрее вирус отступит. Поскольку легче переносят вирусные заболевания дети и молодежь, некоторые американские и британские ученые отмечают, что не стоило отправлять на карантин эти категории населения. С этим согласен Павел Сильковский. Изолировать, прежде всего, надо тех, кто действительно в группе риска. За то время, пока, условно говоря, граждане со слабым здоровьем сидят на карантине, здоровые люди переболели бы коронавирусом и сформировали бы коллективную защиту для остальных.
«По этому пути пошли шведы. Коллективный иммунитет в итоге мы все равно получим. Надо понимать, что вирус передается от человека к человеку, эта цепочка передачи прекратится только тогда, когда будет критическое число невосприимчивых людей, — объясняет Павел Сильковский. — Например, если в коллектив из 10 человек приходит человек, который выделяет вирус, а остальные 9 человек имеют иммунитет, то они невосприимчивы к этому вирусу. Если иммунитета нет, человек получает от кого-то этот вирус и переносит дальше. И распространять будет до тех пор, пока не наберется в обществе критическое число людей, которые будут невосприимчивыми. Соответственно, циркуляция вируса просто прекратится, потому что некому будет его передавать. Это не какая-то революционная мысль, об этом много кто говорит, а карантинные меры якобы растягивают время, чтобы в один момент не заболела вся страна. Однако если мы держим долго людей на карантине, после его завершения больные все равно будут попадать в больницы, просто об этом меньше будут говорить в СМИ».
«В общем можно было не отправлять всю страну на такой жесткий карантин. Если бы это действительно привело к тому, что вирус перестал циркулировать, тогда это было бы понятно. Сегодня, к счастью, медицинские учреждения не переполнены, нет необходимости открывать больницы в аэропортах, как в других странах, — рассуждает врач. — В мире это не первая пандемия. Так, Эбола поразила много людей, но общемировые карантинные меры не вводились. Почему их решили вводить сейчас, причем так глобально, у меня нет ответа. Такое впечатление, что даже наши руководители не до конца все понимают...».