Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мелкие» обыгрывают «крупные»

Следующим шагом после открытия рынка земли в Украине должна быть внедрена модель аграрной политики ЕС
14 мая, 2020 - 20:07
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Наконец в Украине принят закон об обращении земель сельскохозяйственного назначения. Однако в стратегии государства ничего не меняется. Остается неизменным мнение наших чиновников, с распродажей государственного богатства — промышленных предприятий и особенно земли — закончатся для них все проблемы по управлению экономикой. К сожалению, проблемы регулирования и управления рыночными отношениями стали еще более сложными, ведь необходимо дополнительно учитывать новые вызовы, особенно по нарастающей опасности остаться без основного ресурса страны — земли.

Сегодня из разных источников можно узнать, что запрет нового закона покупать более 100 га земли будет сдерживать приток инвестиций, особенно в такие проекты, как орошение, закладка садов и виноградников и т.д., и тормозить развитие сельского хозяйства. Что касается инвестиций, то фермерские хозяйства ЕС (2017), имеющие относительно Украины небольшие физические размеры, в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем освоили 430 долл. США капитальных инвестиций, что по сравнению со странами, где крупные предприятия, больше: в 10 раз, чем в Украине, 6,5 — России, 2,9 — Беларуси, 4,3 — Канаде и в 14,8 раза, чем в Австралии.

Какую же модель развития сельского хозяйства принимает наше правительство? Европейскую, где более 95% ферм являются семейными, или Южной Америки с ее огромными хозяйствами — латифундиями?

ЛАТИФУНДИИ VS СЕМЕЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Несколько слов о социально-экономической результативности стран с латифундиями. Такие страны Южной Америки, как Аргентина и Бразилия, которые имеют в соем распоряжении в 1,8-2 раза больше сельскохозяйственных угодий, чем в России и странах ЕС-28, в 7-9 — чем в Канаде и Украине, не могут похвастаться показателями эффективности функционирования сельского хозяйства. У них за последние 5 лет (2013—2017 гг.) в структуре посевных площадей, например, только одни масличные культуры занимают 50-60% (в Украине — 22-27, в ЕС — 10-11%). В Аргентине, Бразилии, Украины и России (в ЕС — только Румынии) на экспорт основных продуктов (мясо, молоко, зерно, масличные культуры и шроты масличных культур) в структуре экспорта сельского хозяйства приходится 40-60%, а в странах ЕС — менее 8,5% (все остальные экспортные продукты значительно более прибыльные). В результате в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий основные индикаторы хозяйствования оказались следующими(2017): в Украине, России, Аргентине и Бразилии добавленная стоимость, созданная в сельском хозяйстве, в 4,5-5, а экспорт сельскохозяйственной продукции — более 7 раз ниже, чем в странах ЕС.

Становится понятным, что продолжать играть в реформы и следовать курсу на латифундии — это путь к известным Латинской Америке проблемам.

ОБ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ФЕРМЕСРТВА В ЕС

Рассмотрим более конкретно, какие же основные проблемы в странах ЕС, достигших непревзойденных успехов в экономике, в том числе и в сельском хозяйстве? Что может почерпнуть Украина? Каких размеров и в каком рыночной и экологической среде станут эффективными новосозданные фермерские хозяйства или те же агрохолдинги? А как быть с массовой безработицей на селе?

Страны ЕС более 50 лет в основном решают две проблемы аграрной политики: совершенствование сельскохозяйственных структур (в основном решение проблем физического размера и специализации производства согласно внутреннему спросу на продовольствие и экологическим ограничениям) и поддержка цен и доходов фермеров.

Рассмотрим более подробно некоторый конечный после трансформаций за предыдущие годы срез основных структурных показателей ферм ЕС (2016), который касается к их физического размера, арендных отношений и экономической мощи в расчете на единицу площади сельскохозяйственных угодий (см.таблицу).

В 2017 по сравнению с 2003 средний размер фермерских хозяйств вырос на 40% и достиг 16,5 га сельскохозяйственных угодий. Обращает на себя внимание следующий факт: доля количества фермерских хозяйств с размером более 100 га (средний размер — 263 га), которые после долгих лет рыночных трансформаций стали занимать лишь 3,3% в численности всех ферм, но концентрировать 53% всех земель сельскохозяйственного назначения. При этом наблюдалась следующая закономерность: чем больше по физическому размеру ферма, тем выше доля арендованной земли, которая на фермах размером более 100 га земли достигла в среднем более 54,4%. По сравнению с 2003 в наиболее крупных фермах доля собственной земли даже сократилась на 1,7%!

В Европе считается, что аренда земли имеет определенные преимущества. В частности, экономия финансовых ресурсов, которые лучше направить на закупку оборудования, техники, совершенствование технологий и достижение высокой эффективности деятельности даже с дополнительными расходами на арендную земли.

Больше всего пораживает в странах ЕС такой показатель, как стандартный выход валовой продукции (SO). Он в мелких и средних размеров хозяйств в 1,5-7 раз выше, чем на фермах размером более 100 га сельскохозяйственных угодий. В отдельных странах ЕС на фермах размером до 20 га земли экономический потенциал (размер бизнеса) выше в расчете на 1 га до 20-100 раз, чем на фермах физическим размером более 100 га. Что касается показателя стандартного выхода, как меры производства или общего экономического размера бизнеса фермерских хозяйств ЕС, то это средняя денежная стоимость сельскохозяйственной продукции в нормальных условиях функционирования в расчете на 1 га земли. До 2010 г.. мерой экономического размера ферм ЕС была экономическая единица размера (SGM) — стандартная валовая прибыль (стоимость продукции с субсидиями минус некоторых переменные издержки) в сумме 1200 евро.

Кстати, в Украине валовый выпуск сельскохозяйственной продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий (2016), согласно данным государственной статистической агентства, в 2,8 раза ниже, чем на фермах стран ЕС размером более 100 га земли, где практически аналогичная структура посевных площадей.

МЕЛКИЕ ХОЗЯЙСТВА ИМЕЮТ БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

Сельское хозяйство ежегодно модернизируется с нарастающим обострением конкуренции, что создает постоянную ситуацию вытеснения некоторой численности фермеров из производственной деятельности. При этом за растущей высокими темпами производительности труда в промышленности, сельское хозяйство стало гораздо менее важным поставщиком рабочих мест в этой отрасли. В такой ситуации для решения проблем занятости в сельском хозяйстве политики ЕС стали уделять все большее внимание развитию сельских районов (лесное хозяйство, биоразнообразие, диверсификация сельского хозяйства, охрана окружающей среды в сельской местности и т.п.) как стратегии по созданию альтернативных рабочих мест.

В Украине промышленность не развивается, а в аграрном секторе с момента обретения ею независимости занятость сельского населения уже сократилась более чем в 10 раз. Соответственно, в Украине альтернативная занятость не решит проблемы занятости населения при предыдущем катастрофически большом сокращении работников в сельском хозяйстве. То есть, без развития промышленности не будут решены проблемы массовой безработицы на селе. Более того, страны ЕС, экспортирующие сельскохозяйственной продукции значительно больше, чем Украина, достигли непревзойденного развития промышленности и сферы услуг. Поэтому в странах ЕС объемы экспорта национальной экономики ежегодно в 10-11 раз превышают объемы экспорта аграрной продукции, в то время как в Украине только в 2,4 раза (163 место среди стран мира).

По этому поводу надо дать ответ на ключевой вопрос: за счет чего мелкие фермерские хозяйства (до 20 га) достигают высоких показателей своего экономического развития — стандартного выхода валовой продукции? Все объясняется структурой производства — более мелкие фермерские хозяйства имеют более интенсивные производства, которые требуют значительных объемов капитальных инвестиций на единицу земельной площади. К ним относятся культивирование в открытом или закрытом (под стеклом) грунте постоянных культур (фруктов, ягод, орехов, цитрусовых и оливковых,

винограда и т.д.), свежих овощей (включая бахчевые культуры) и клубники, цветов и декоративных растений (кроме питомников), табака и др. Эти наиболее прибыльные и трудоемкие производства в 2016 г. в структуре посевных площадей и насаждений на фермах размером до 20 га земли занимали 18-27%, тогда как на фермах более 100 га — лишь 2,7%. Так же на единицу площади сельскохозяйственных угодий концентрация поголовья птицы, свиней и овец, соответственно, в 5-10, 2-2,4 и 1,5-2 раза выше по сравнению с крупными фермами. Более крупные фермерские хозяйства специализируются на менее трудоемких и в основном менее прибыльных производствах: зерновые культуры, промышленные культуры (семена сои, подсолнечника, рапса и другие масличные и технические культуры), сахарная свекла, кормовые культуры, скотоводство и тому подобное.

ЦЕНОВАЯ ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ ФЕРМЕРОВ

Вторая, после усовершенствования сельскохозяйственных структур, группа проблем аграрной политики стран ЕС — бюджетная поддержка цен и доходов фермеров, применение которой связано с двумя основными причинами: 1) на цепи продвижения продукции к потребителю наиболее незащищенными являются первичные производители — фермеры, у которых, таким образом, осложнены проблемы защиты своих экономических интересов в ходе переговоров с небольшим количеством многонациональных групп крупных операторов; 2) различных природных или политических возмущений, которые приводят к дефициту или избытку производства и / или неконтролируемому экспорту-импорту продовольствия (нарушается баланс между спросом и предложением), а соответственно,к росту или падению рыночных цен.

То есть в странах ЕС среди основных целей постоянно возникали проблемы по достижению справедливого распределения дохода по пищевой цепи, где функционирует много субъектов, таких, как фермеры, кооперативы фермеров и организации производителей, пищевая промышленность, оптовая торговля, розничные торговые сети, сети супермаркетов, общественное питания, рестораны и т.п., а также экономические субъекты за пределами продовольственной цепи поставок: компании связи, поставщики транспорта и логистики, энергетики и коммунальных услуг, упаковки, технических ресурсов, различных добавок, технологий и предоставления консультационных услуг. Комбинированное взаимодействие всех участников гонки с разной рыночной силой на совместной цепи продвижения продукции к потребителю станет наиболее эффективной, если созданная добавленная стоимость будет распределена наиболее справедливым образом.

30 апреля 2019 ЕС принял Директиву с учетом предыдущих институциональных документов, в которой, например, запрещаются недобросовестные торговые практики, такие, как несвоевременные платежи за скоропортящиеся продукты питания, отмена заказа в последний момент, односторонние изменения договоров, отказ заключать письменный договор и тому подобное. Наряду с этим рекомендуется фермерам создавать, расширять, совершенствовать и объединяться в такие организации, как кооперативы, организации производителей (ОП), ассоциации организаций производителей (АПО) или межотраслевые организации с одновременным их освобождением от некоторых правил конкуренции, что усилит их относительную переговорную силу при заключении контрактов и положение в цепи поставок продовольствия.

Продолжение читайте в следующем номере «Дня»

Николай КАЛИНЧИК, доктор экономических наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ