Ситуация вокруг Бабьего Яра перешла в состояние позиционной войны — что отнюдь не значит, что о ней можно забыть.
Печально известный арт-директор будущего мемориала Илья Хржановский придерживается излюбленной тактики — поражать общественность громкими именами. В свежем пресс-релизе всплывают мэр Кличко, его брат Владимир, амбассадорка Германии в Украине Анка Фельдгузен, кордебалет в составе Святослава Вакарчука, Натана Щаранского и Виктора Пинчука и даже целая Ангела Меркель, правда, в виде «офиса», а не лично — что, конечно, разочаровывает; теряют масштаб? Но впечатление можно исправить — в следующем релизе, например, помянуть Трампа. Офис.
Еще одна новость, которая, вероятно, должна выглядеть как серьезный козырь: просьба к Владимиру Зеленскому делегировать в наблюдательный совет Мемориального центра своего представителя. Что принесет сомнительному со всех сторон проекту наличие еще одного свадебного генерала, не слишком ясно, но это не самое худшее.
Более комичны заверения, что до конца года заработают научно-исследовательские институты при Центре — Институт изучения Холокоста в Восточной Европе и Институт территории и ландшафта памяти Бабьего Яра. Забавен здесь этот пафос. Научно-исследовательский институт — серьезная организация, которая создается годами, проходит основательную академическую аккредитацию, набирает штат ученых и т. д. — а так даже я могу основать НИИ изучения злодеяний Хржановского и это прозвучит весьма солидно.
Из действительно практических шагов — создание «Интерактивного дневника». В нем гости будут проживать в режиме видеоигры историю одного из погибших или выживших в Яре. Гостю предложат выбрать персонажа и пройти с ним путь до конца. Участники столкнутся с таким же выбором, что и наблюдаемые ими герои (вопрос, какой выбор может быть у человека, обреченного на расстрел, остается открытым — или речь идет на самом деле о персонаже с иной функцией — палача либо приспешника). Также участник сможет посмотреть на себя со стороны. «Дневник» создает русский (а какой еще?) журналист Михаил Зыгарь, который подчеркивает: «Первая встреча происходит в современности, потом мы движемся назад во времени. Это бесконечная траектория познания, к которой зритель может вернуться в любое время и узнать о себе что-то новое» (а о жертвах узнавать не надо?)
Ну и контрольный выстрел: архитектурный проект, победивший в конкурсе в сентябре 2019, доработают с целью расширить на территорию всего Бабьего Яра. Точка.
Таким образом, Хржановский и компания, наплевав на все предостережения и критику, продолжают превращать Бабий Яр на «Холокост-Диснейленд». И строительство на костях, неприемлемое и с религиозной, и с общечеловеческой точки зрения, планируют не свернуть, а совсем наоборот.
Они нас не слышат.
Надо заставить услышать. Надо.
Иначе — повторяю снова и снова — опозоримся неисправимо.