Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«С ним у власти Украина была бы другой»

На 58-ом году внезапно оборвалась жизнь выдающегося финансиста и государственного деятеля Бориса Соболева
6 июля, 2020 - 19:58

В возрасте 58 лет ушел из жизни бывший заместитель министра финансов, известный банкир и экс-директор «Первой инвестиционной группы» Борис Соболев. Об этом в Facebook сообщили друзья и коллеги Соболева.

Еще в четверг вечером Соболев сам в соцсетях поделился со всеми впечатлениями о встрече с коллегами, с которыми обсуждал состояние и перспективы учреждений, которые должны финансово поддерживать национального производителя и экспортера.

«Сегодня имел замечательную он— и оффлайн-встречу с коллегами по поводу состояния и перспектив учреждений, которые должны финансово поддерживать национального производителя и экспортера. Радовало много профессиональных вопросов отовсюду, даже из Франковска. Люди поддерживают и понимают, что судьба в их руках, а не в руках какого-то неопознанного монстра... Был прекрасный вопрос о залоге нашего успеха: мой ответ — вера. Каждый, кто берется за штурвал управления, должен верить в свою цель. Без веры ничего не произойдет», — написал Борис Соболев в посте на своей странице в «Фейсбуке».

А уже в пятницу на этой же странице появилась первая весть о безвременной смерти Бориса.

Некрологи, посвященные пану Борису, изобилуют богатой биографией: заместитель министра финансов Украины в молодом и прогрессивном правительстве Евгения Марчука, президент Украинской государственной кредитно-инвестиционной компании, генеральный директор ООО «Первая инвестиционная группа», заместитель Государственного секретаря Украины, генеральный директор «Первой инвестиционной группы».

Друзья пишут слова поддержки и сожалеют, что много лет Борис Соболев не был востребован во власти. Последняя его должность — заместитель Государственного секретаря Украины — была 15 лет назад — в феврале 2005-го. А если бы не так давно и был назначен хотя бы премьером, говорит директор Агентства развития Днепра Владимир Панченко, Украина была бы совсем другой, экономически мощнее, политически сильнее и более самодостаточна.

История, конечно, не терпит сослагательного «если бы», но трудно не согласиться с Владимиром Панченко. Пока Президент надрывно выбирает на короткой лаве «запасных» нового главу НБУ, жалуясь на «кадровый голод», невостребованность съедает лучших специалистов — глубоких аналитиков, которые не только досконально разбираются в своем деле, но и имеют глубокие знания и огромный опыт по созданию государства, свободно владеют несколькими иностранными языками... Борис Соболев заметно отличался на фоне мейнстримных сегодня для украинской власти финансистов своей четкой государственнической позицией, острым умом и молниеносными способностями по поиску оптимальных решений.

Даже в последнем интервью, которое вышло в газете «День» в далеком 2014 году, Соболев, комментируя сверхсложную для тогдашней Украины тему войны и санкций, говорил фактами, которые не звучали тогда и не поднимаются сегодня.

«Это вопрос политической воли. Если ее нет, то нет и санкций. Концентрат титана и циркона по-прежнему беспрепятственно уходит в РФ, а там превращается в ПЗРК, которыми убивают наших солдат и мирных жителей», — говорил Соболев.

В 2016-м Борис Соболев написал специально для «Дня» материал, который вышел 22 сентября под заголовком «Вексель без суммы», в котором по атомам разобрал падение финансово-экономической системы СССР и становление квазисамостоятельной украинской системы. Закончил он его такими словами: «Империя, как оказалось, еще не погибла. Она сохранилась в виде федерации 84 административно-территориальных образований,  к которым в 2014 году Москва, в результате вооруженного нападения на Украину, «прихватила» еще и 85-тое — Автономную Республику Крым с Севастополем. И, по мнению многих известных в мире аналитиков, именно аннексия Крыма выявила нарастающий процесс распада российского имперского образования, который ускорился под давлением санкций мирового сообщества после вооруженной агрессии против Украины. Главная причина этого процесса та же, что и развала СССР, — неэффективная организация управления огромной территорией, что привело к социально-экономической деградации и развитию мощных центробежных сил. Очевидно, уроки начала 90-х годов прошлого века как никогда актуальны и для мира, который вновь заговорил о необходимости «умиротворения» Кремля, и для 84 субъектов Российской Федерации, которым Москва не предоставляет объективной информации о существующих экономических и финансовых проблемах».

Уроки начала 90-х действительно актуальны как никогда. Ведь, как когда-то метко сказала главный редактор «Дня» Лариса Ившина, «выход там, где вход». И жаль, что украинцы, власть и даже мировые лидеры не понимают этого и не хотят учиться. А еще больше жаль, что уходят в мир иной так и не услышанными и неоцененными те, кто разобрался, понял и мог научить дать отпор Руине. Теперь и Борис Соболев — один из них.


Гибридная война против Украины началась еще в 1991 году

Памяти Бориса Соболева

Гибридная война против Украины — финансовая — началась еще в 1991 году — такой вывод можно сделать из рассказа Бориса СОБОЛЕВА, опубликованного в книге Аллы Ковтун «Сальдо великих горшей». Автор пытается ответить на вопрос, почему Украина с ее огромным потенциалом не смогла превратиться в «европейского тигра», а стала одним из самых бедных европейских государств. Борис Соболев — один из немногих, кто еще на этапе становления финансовой системы Украины понимал ситуацию и отстаивал ее государственный интерес. Представляем отрывок из книги.

«Когда Советский Союз развалился, его кредиторы вплотную занялись большинством вопросов экономического выживания новосозданны государств. Дело в том, что на момент распада СССР эта структура имела международный долг в 81 млрд долларов. Если его перевести в современные цены, можете представить, сколько он составит.

Никому не верьте, когда говорят, что кто-то в России или в Украине проводил самостоятельно реформы. Делались они под наблюдением МВФ, а вступление Украины, как и России, в МВФ состоялось по требованию кредиторов. 12 республик (Эстония, Латвия и Литва заявили, что считают себя оккупированными во время Второй мировой войны и на активы и пассивы СССР не претендуют), пытались найти формулу, по которой необходимо было урегулировать распределение долгов СССР.

Парижский клуб кредиторов (куда вошли 18 правительств во главе с Германией) и Лондонский (почти 600 коммерческих банков, крупнейшим из которых был Дойче Банк) уже 28 октября 1991 собрали совещание республик должников, где четко заявили, что они, кредиторы, не допустят, чтобы республики делили долг между собой, и предлагают подписать меморандум о солидарной ответственности. Это такой документ, который звучит на английском как Jointed several responsibility, что означает солидарную ответственность: будешь отвечать за погашение долга до последнего цента, не важно, сколько ты платишь. Вот взяли мы с вами, совместно, сто тысяч, я заплатил 50 тыс. , а вы — нет, но я также отвечаю за уплату остальных 50 тыс. и вынужден буду платить до полного погашения.

А украинская делегация еще до ГКЧП придумала формулу, по которой можно было бы разделить и долги, и активы. И убедили Россию, Беларусь, Армению и всех, что именно такое решение будет лучшим. Нашли соответствующие пропорции, в течение последних спокойных лет: 1981—1986 гг. выписали в соответствующую матрицу, которая учла долю республики в населении, в ВВП, в экспорте и импорте. Таким образом мы определили долю... получилось, что Россия 61%, Украина 16,37% и так далее. Когда мы получили эти показатели, никто из республик не стал отрицать и 4 декабря 1991 г. было подписано соглашение о разделе внешнего государственного долга Советского Союза и его активов, где записано, что каждая республика обязуется обслуживать свою часть долга и имеет право собственности на соответствующую долю актива. Для этого республики создали соответствующий рабочий орган, который назывался Комитет по управлению долгами и активами, которому был подчинен Внешэкономбанк. Я был сопредседателем от Украины, а от России — Петр Авен), который сейчас является российским олигархом и совладельцем группы Альфа.

Кредиторы — и государственные, и частные — были против распределения советских долгов и активов и пытались не признавать новое соглашение, а продолжали настаивать на солидарной ответственности должников. Их интерес понятен: или у тебя один должник, или их двенадцать, причем такие достаточно сложные государства, Таджикистан, Кыргызстан или Армения, Грузия, Азербайджан, — попробуй там что-то забрать.

Договор о разделе активов и пассивов мы подписали уже после 1 декабря, то есть после Беловежского соглашения. Юридически Союза уже не было, ведь денонсировали Соглашение 22-года о создании СССР. И вышла международная такая коллизия, когда, с одной стороны, есть солидарная ответственность перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов, под которой подписалось большинство республик, кроме Украины, а с другой — другое межгосударственное соглашение, где записано, что каждый должен отвечать за свою часть долга, и создаем специальную комиссию, которая будет инвентаризировать долги и активы. Ведь ни Внешэкономбанк, ни кто другой не мог сказать, какая сумма долга приходилась, и никто не знал, какая стоимость активов. Так как часть активов досталась СССР еще от царской России. Это 8 иностранных банков, в том числе в Париже банк BCEM (Bank Commercial pour l’Europe et Monde), который был сроздан в 1906 году.

В конце большинство республик, за исключением Украины, не выдержали давления международных кредиторов, согласились на солидарную ответственность. Украина продолжала отстаивать свою позицию.

Поэтому до 26 марта 1992 г. наше правительство находилось в кредитной блокаде. Тогда в Киеве состоялась историческая встреча украинского премьера Витольда Фокина и президента Парижского клуба кредиторов Жана-Клода Трише. Нам удалось его убедить, что распределение долга — лучший выход из ситуации. Результатом встречи стало подписание side letters — обменных писем, которыми кредиторы обязались помогать республикам в выяснении реальной суммы долга. Как ни странно, общую сумму долга никто не мог назвать — Советскому Союзу было открыто 57 кредитных линий — никто не ожидал, что Советский Союз распадется. Горбачеву весь мир давал деньги — от Саудовской Аравии до Южной Кореи. Каждая сделка — свои особенности и условия: по одним деньги поступили полностью, по другим частично, по третьим проценты не платились, по четвертыми... И так далее.

 Поэтому кредиторы взяли на себя обязательства, во-первых, назвать сумму долга СССР на 31.12.1991 г., определить, активы на территориях их стран, которые можно было бы превратить в валюту.

Очень важно, что тогда в категории активов был записан золотовалютный резерв Советского Союза, алмазный фонд, а там как раз и хранились все украинские реликвии, когда-то вывезенные из Украины — художественные ценности огромной стоимости. По каждой позиции прописывали процедуру оценки и выяснения будущего того, что будет продано, если республика не будет своевременно платить долг.

В-третьих, было договорено, что кредиторы дают серьезную отсрочку и списание. Это называется debt prorogation, когда плательщику какая-то часть долга списывается, учитывая его финансовое положение.

Таким образом 26 марта 1992 г. мы вернулись в международно-правовое поле. И тогда они взяли обязательство принять нас в МВФ. К осени 1992 г. было оформлено членство в МВФ и Всемирном банке, во всех его структурах, в международной финансовой корпорации, в международном банке реконструкции и развития, международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций. Это 4 структуры, входящих во Всемирный банк. Была определена наша доля в уставе фонда, и это подготовило к будущей денежной реформы и вообще крупным реформам. Но в последующие два года Украина, к сожалению, реально не провела никаких особых реформ.

Я в то время уже перешел работать в Минфин, Украина уже вышла из рублевого пространства, жила на эрзац валюте. Россия же фактически конфисковала все деньги, в том числе депозиты украинцев в Сбербанке, во Внешэкономбанке, в облигациях Минфна, Госстраха (внутреннее страхование), Ингосстраха (внешнего страхования). Только в учреждениях Сбербанка УССР хранилось 92 млрд рублей. Если бы теперь индексировать эту сумму, примерно она должна равняться нынешнему ВВП Украины — суммы на сберкнижках были обычно небольшие, но вкладчиком был, пожалуй, каждый второй житель. Эти деньги были привлечены для финансирования бюджета Российской Федерации в наиболее экономически сложные 92, 93 и 94 годы.

Почти двадцать лет спустя Украина начала выдавать своим гражданам какие-то мелкие компенсации. Я всегда говорил, что Россия должна вернуть эти долги, то их возместить. Ведь есть документы, они опубликованы, свидетельствующие о том, что эти деньги были украдены.

Валютные средства — хранившиеся во Внешэкономбанке, были возмещены только физлицам — всего 21 млн долл., Деньги юридических лиц — 620 млн долларов Россия не вернула. И никто даже не поднимал ни разу вопрос: «отдайте». Прежде всего в этой сумме было 150 млн республиканского валютного фонда. Это, по сути, деньги правительства Украины. Но в процессе переговоров на украинскую делегацию, как правило, оказывалось давление: «Да если мы посчитаем, то вы еще будете должны». Я предлагал премьер-министру «Соглашайтесь на комиссию, которая проведет инвентаризацию, и мы докажем свою правоту. На крайний случай существует международный арбитраж. Мы выиграем».

До сих пор не понимаю, почему руководство правительства не использовало эти возможности. Более того, его можно инициировать даже сегодня. И в правовом смысле, и в судебном. То есть мы имеем обоснованную позицию, которая реально помогла бы вкладчикам вернуть деньги. И государству вернуть те средства, которые Украина потеряла во время выхода из Союза. Плюс проценты.

В течение 91 — 92 лет Москва, оставалась эмиссионным центром наличных купюр, не поставляли в республики наличные — Нацбанк, а фактически еще Республиканская контора Госбанка СССР постоянно делала заявки Госзнака на пополнение новыми купюрами, а они не выполнялись.

Не меньшей проблемой была искусственная инфляция, которую они раздули. Границы были открыты, баланс не распределен: у нас цены были раза в четыре меньше, чем у соседей по периметру границы. Сюда ехали за товарами, а в то время это было смерти подобно, на полках ничего не было.

 И люди, которые ожидали от независимости изменений к лучшему, получили противоположный результат. (Кстати, именно в это время в Крыму начались провокации, появился некий президент Крыма Мешков. Дума РФ провозгласила Севастополь российским городом ... КГБ — ФСБ начало спецоперации, к захвату Крыма «братский народ» начал готовиться еще тогда, к счастью Россия тогда еще была малосильной и Леониду Кравчуку удалось урегулировать проблему.

Денежная реформа становилась все более актуальной. Но этот процесс требовал значительной подготовки.

Одной из серьезных проблем была гиперинфляция. В министерстве финансов иногда бюджет государства открывали с одними цифрами, а вечером закрывали с другими.

По состоянию на 93 год Украина уже новых долгов набрала — за газ. В Туркмение мы взяли газа на 750 млн, «Газпрому» задолжали 2,5, 1,5 млрд.

Плюс уже были и западные долги. Это все нужно было урегулировать. В феврале 94 года была подготовлена ??первая программа МВФ. По сути, Украине наметили первые основные реформы: приватизация, унификация курса, либерализация цен и т.д. Была страница, которая называлась «Заявление». Правительство Украины заявляет, что оно начало путь кардинальных реформ, освободило цены, зарплаты, фиксирует единый курс, отпускает процентную ставку, начинает приватизацию и т.д. и т.п.

Это было колоссально. Заместитель министра финансов Маслов должен был это подписать, потому что через 5-7 часов в Вашингтоне совет директоров МВФ должен был одобрить первый займ Украины в 750 млн долл. К этому соглашению было приложение: целый пакет урегулирования всех долгов. МВФ никогда не дает денег, если есть определенные открытые конфликтные позиции с кредиторами. Ко всему прочему от нас требовали подписать договор с Россией и окончательно передать ей право на все активы и пассивы Советского Союза. МВФ нужны были гарантии возврата долга.

На самом деле это было очень неравноценное соглашение, потому что мы не знали, сколько активов есть. Мы знали, сколько пассивов. Российская делегация уже тогда вела себя как имперская структура. Случалось, что проводились международные переговоры, а украинскую делегацию на нее не пускали. «А ваше участие здесь не предусмотрено».

У меня никаких иллюзий с 90-х годов об имперской сути Российской Федерации не было. Уже тогда нашей делегации угрожали, что, мол, обратно в Союз приползете на пузе, но мы пустим вас назад не республикой, а губернией ....

Тем не менее, МВФ проводил свою линию. Интересная была конференция в Виннипеге, которая положила начало международному пакету помощи Украине. Кроме Украины и МВФ на ней присутствовали представители Всемирного банка, всех кредиторов.

Долгое время не могли согласовать позиции и подписать соглашение с Туркменистаном.

Помню, прямо из штаб-квартиры МВФ в Вашингтоне Марчук звонил Туркменбаши, убеждал его, чтобы тот подписал телеграмму в фонд, о том, что правительство урегулировало все кредитные разногласия с Украиной. Без этой телеграммы мы не получили первый займ. А этого нельзя было допустить, ведь приближалась зима 1994 года, нужно было покупать газ ... Подписали.

МВФ — это единственная структура, которая следит за тем, как государство оздоравливается. Мировое сообщество создало МВФ для восстановления платежеспособности государства, а Всемирный банк — для терапии. Это структурные преобразования, приватизация, переход на новый валютный режим, децентрализация, проведение земельной, пенсионной реформ.

Наши невежды сейчас повторяют: «Так МВФ сказал». А на самом деле они говорят: «Вам надо столько-то средств, покажите, как вы будете добиваться финансовой стабильности. Где вы будете больше зарабатывать и где вы будете меньше тратить». Точка. И тебе надо показать, где ты будешь наводить порядок в своих собственных финансах, а не они. Они просто оказывают консультационную помощь, они говорят: вот чехи сделали, вот поляки сделали, вот венгры, вот африканцы. Смотри, у них есть желание + политическая воля.

 У нас большая часть правительств пытались обманывать МВФ. Это как перед врачом — себе же хуже. Ты можешь сохранить существующую пенсионную систему, но сегодня она банкрот. И людям, которые выходить на пенсию, государство ничего не гарантирует. В молодости придется думать, что с тобой будет в шестьдесят.

А МВФ предлагает выбрать варианты, и показать им, потому что он — кредитор. Мол, когда достигнете финансовой стабильности, я заберу свой займ, так послезавтра какой-то Тьмутаракани или Греции нужно давать новый заем. Так работает МВФ. Я дважды был на совете директоров МВФ. Там тоже есть группы влияния. Англия лоббирует свои бывшие колонии, Франция — зону франка ... Только Германия обращает внимание на Украину. Ну плюс США и Канада — друзья Украины, тотому что там почти 3 млн наших людей, которые себя идентифицируют как украинцы, и они понимают, что рано или поздно Россия распадется и они столкнутся с той же ситуацией, которая была с Союзом.

Тогда останутся те же долги, те же активы, и то самое ядерное оружие. А Германия рассматривает «дранг нах Остен», жизненное пространство — это Польша и Украина. Это для нее первейшее направление. Благодаря немецкому капиталу Польша поднялась и стала локомотивом Европы. Им списали большой долг, кажется, в 38 млрд., а остальное рассрочили. В год они изымали небольшие суммы и полностью погасили.»

Алла КОВТУН, отрывок из книги «Сальдо больших денег»

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ