Окончание. Начало читайте «День» №152-153
Муж царицы тосковал по отчизне и давно хотел увидеть родную землю, а для Елизаветы желание Алексея было законом. Императорский двор с невиданным размахом готовился к путешествию в Киев, Глухов и Козелец, для которого им требовалось 23 тысячи лошадей. В Украине подготовка к приезду императрицы продолжалась с самой весны 1744 года. Студентов Киево-Могилянской академии даже не отпустили на каникулы, потому что они должны были порадовать императрицу театрализованным зрелищем в ее честь. Во время пребывания в Киеве Елизавета поручила своему придворному архитектору Франческо Растрелли построить Андреевскую церковь и Мариинский дворец, которые до сих пор считаются одними из самых красивых архитектурных украшений украинской столицы.
15 августа 1744 года ее Величество посетило Козелец, где она остановилась во дворце Разумовских. Именно здесь Елизавета поклонилась и покорилась своей свекрови, за что усадьба и сегодня носит название «Покорщина». Наталья Демьяновна приветливо встречала невестку и сына, они немало времени проводили вместе, и Елизавета не сторонилась искреннего общения со всеми членами семьи Алексея. Стоит добавить, что Разумовский, который нежно любил мать, выполнял ее просьбы и очень переживал обо всех своих родственниках. Племянницу Алексей устроил фрейлиной, мужей своих сестер повысил до бунчуковых товарищей, а Разумихе оказывал столько денег, сколько она хотела. Но больше всего ласки и помощи от брата получил Кирилл Разумовский.
Алексей хотел для своего младшего брата лучшей доли и серьезно занялся его образованием. Сначала Разумовский подобрал для Кирилла лучших воспитательниц и гувернанток, а в марте 1743 года отправил юношу за границу. Кирилл инкогнито уехал во Францию и Германию получать лучшее образование из всех возможных. И здесь есть еще один странный, или же невероятный факт: за рубежом Кирилл находился под именем Ивана Обидовского, а именно так звали племянника Ивана Мазепы.
В Берлине Кирилла любезно принял у себя король Фридрих и подарил юноше свой портрет, украшенный бриллиантами. Также молодой человек слушал лекции известного швейцарского математика Леонарда Эйлера. Позже Кирилл был первым студентом из Российской империи, который учился во Французском университете Страсбурга. Фактически он основал традицию обучения в этом учебном заведении для многих дипломатов из России.
Пока парня не было в Петербурге, германский император Карл VII поднял Алексея до уровня императорского графа, на что императрица Елизавета ответила собственным судьбоносным шагом: Кирилл, Алексей и их потомки отныне носили графский титул Российской империи.
Когда Кирилл Разумовский в 1745 году вернулся из своего интеллектуального путешествия, он был готов к важной миссии. Алексей безусловно требовал, чтобы его брат играл надлежащую роль в империи. «Ум он имел не блестящий, но весьма ясный и знаний ему хватало. Он достаточно хорошо пользовался немецким и французским языками. Нехватку большого таланта он заменял патриотизмом, искренностью и милосердием — чертами, которыми обладал с избытком и которые принесли ему всеобщее уважение», — вспоминал Гельбиґ.
1746 год стал одним из самых богатых разными событиями в жизни графа Кирилла Григорьевича. В мае Елизавета назначила Разумовского-младшего президентом Императорской Академии наук, «учитывая продемонстрированные особые таланты и приобретенные в науке навыки». Некоторые относились к решению царицы скептически, учитывая возраст Кирилла, которому было всего 18 лет! Впрочем, Васильчиков настаивал на том, что новое назначение «объясняется не только исключительным положением графа Алексея Григорьевича при дворе, но еще тем полным отсутствием людей образованных и способных, которым отличалось, особенно вначале, царствование Елизаветы Петровны». К тому же все предыдущие президенты Академии наук были немцами, что крайне не удовлетворяло тогдашнее общество.
Официально Разумовский стоял во главе Академии вплоть до 1798 года и именно он представил миру Михаила Ломоносова, который пользовался большой поддержкой Кирилла. «Не смотря, однако, на недостаточность познаний и на совершенную неподготовленность к такому делу, можно смело сказать, что Кирилл Григорьевич ничем не хуже своих предшественников управлял Академией», — подытожил Васильчиков.
Елизавета намеревалась женить молодого Разумовского и, несмотря на его недовольство, выполнила обещание. 27 октября 1746 года Кирилл Григорьевич соединил свою судьбу с Екатериной Ивановной Нарышкиной, родственницей императрицы и богатой наследницей. После помпезного празднования графиню Нарышкину назначили фрейлиной, а академик Христиан Крузиус сочинил по этому случаю поэму «Песня хвалебная по случаю свадьбы славного и глубокоуважаемого графа Кирилла, сына Григория Разумовского...».
Благодаря женитьбе Кирилл получил немалые материальные блага, имения и доходы. И хотя брак основывался больше на расчете, чем на истинных чувствах, Кирилл прожил вместе с Екатериной 25 лет, и верная жена подарила Разумовскому шестерых сыновей и пятерых дочерей.
Также в 1746 году Елизавета сообщила Кириллу об одной из важнейших задач его жизни — через несколько лет Разумовский должен был стать гетманом Украины. К восстановлению гетманства императрицу побудило несколько причин: внешнеполитические, желание казацкой старшины и, безусловно, ходатайство ее мужа-украинца.
В это время при дворе находилась Разумиха, которая несомненно знала, кто будет занимать должность гетмана Украины. Однако старушка не могла дождаться назначения Кирилла. Ее неудержимо тянуло на родину, несмотря на то, что в Петербурге Разумиху ласково принимала невестка-императрица, которая не раз предлагала свекрови остаться у сыновей. Все в России было для Разумихи чужим, женщина постоянно искала встреч с украинцами в столице и с огромным удовольствием говорила об Украине. Поэтому Наталья Демьяновна, возведенная в статус стратс-дамы, после шестимесячных каникул в Петербурге, уехала в Украину вместе с дочками. Алексея Разумиха видела в последний раз.
В начале 1750 года на праздник Крещения, Кирилл Григорьевич Разумовский стал гетманом Левобережной Украины. После его избрания в Глухове состоялась роскошная праздничная процессия, которую в деталях описали Васильчиков и Грушевский. Но гетмана в Глухове не было.
Кирилл прибыл в гетманскую столицу в 1751 году вместе со своей семьей, где Наталья Демьяновна впервые познакомилась с невесткой и внуками. Конечно, приезд гетмана стал поводом для второго круга торжеств в Глухове: шесть тысяч казаков встречали Разумовского, гремели выстрелы из пушек, в церкви Св. Николая проходил молебен. В Глухове гетман Кирилл решил создать блестящий двор вроде петербургского, что существенно отразилось на развитии города.
Благодарный сын пытался всячески удержать Разумиху у себя, он уважал ее сельские обычаи и даже заказывал привычные для матери блюда. Но Наталья Демьяновка не привыкла жить во дворцах и, наконец, пробыв в Глухове больше года, вернулась в Козелец. Там Разумиха не теряла времени даром и в 1752 году начала огромное строительство Собора Рождества Богородицы в благодарность Всевышнему за счастливую судьбу своих сыновей. Собор, построенный архитекторами Андреем Квасовым и Иваном Григоровичем-Барским, стоит в Козельце и сегодня, ежегодно принимая большое количество посетителей.
Политику Кирилла Разумовского, как последнего гетмана Украины, довольно часто подвергают критике. «Сам новый гетман был человеком совершенно чужим Украине и ее жизни», — писал Михаил Грушевский. Историки иронично называют его «гетманом в парике», обвиняют в подданстве Москве и умаляют его вклад в политическую жизнь тогдашней Гетманщины. Впрочем, отчасти исторические факты являются более красноречивыми, чем оценки современников и исследователей.
Двадцатидвухлетний юноша возглавил Гетманщину в чрезвычайно сложное время. Фактически после смерти бывшего гетмана Даниила Апостола Украина была оккупирована российскими войсками и играла роль колонии, где царили беззаконие, раздор и доминирование одного народа над другим.
Получив булаву и гетманские клейноды от императрицы, Разумовский все больше переставал быть похожим на российскую марионетку. Гетман Кирилл начал бороться за реформирование Украины, ее возрождение и уменьшение вмешательства России в украинские дела. В попытках вернуть Гетманщине автономный статус Разумовский усилил роль местной казацкой старшины и восстановил традицию офицерских съездов, где решались политические вопросы края. За четырнадцать лет своего правления Разумовский провел судебную реформу, отменил таможенные границы, которые позволили украинским купцам торговать за пределами Российской империи, и приравнял казацкую старшину до уровня российских дворян.
Однако наиболее тщательно Разумовский занимался образовательными процессами в Украине. Он, как человек с блестящим образованием, ориентировался на Европу и понимал колоссальную важность науки и просвещения. В своей только что построенной гетманской резиденции в Батурине Кирилл собрал одну из лучших в Российской империи библиотек, к сотрудничеству в ней хотел пригласить известного философа Жан-Жака Руссо. Разумовский мог предложить Руссо безбедную жизнь в одном из своих имений и доступ к ценным книгам. Гетман планировал открыть в Батурине университет и подготовил масштабный проект, в котором в деталях обосновывалась цель, задачи и организационные вопросы высшей школы. Разумовский хотел дать возможность для обучения даже крепостным, при условии, если их освобождали из крепостничества. Торжественное открытие Батуринского университета предполагалось осуществить по примеру европейских университетов и отмечать это событие каждые 50 лет. К сожалению, проект не имел шансов на жизнь.
В 1761 году умерла императрица Елизавета, которая в последние минуты жизни умоляла не обижать графа Алексея Григорьевича. После смерти жены Алексей просил императора Петра ІІІ оставить ему одно-единственное имение в Украине, где он мог бы провести остаток дней. Император не принял отставки фельдмаршала и оставил в его собственности все, подаренное покойной. Обычно в России бывших фаворитов казнили или ссылали в Сибирь, но братьев Разумовских удивительным образом уважали при дворе.
Екатерина II, которая в результате переворота заменит мужа на престоле, писала в своих воспоминаниях о Кирилле Разумовском: «Это был действительно хороший человек с оригинальным умом и удивительно любезным обращением. Умом он значительно превосходил своего брата, который, со своей стороны, мог сравниться с ним в красоте, но в благородстве и доброжелательности ему уступал. Оба брата были из милейшей семьи фаворитов, которые мне когда-либо встречались».
Новая императрица не предпочла продолжать политику своей предшественницы и искала удобный случай, чтобы ликвидировать гетманство. Это дело осложняло одно обстоятельство: Кирилл Разумовский был приближенным лицом Екатерины II и в определенной степени помог ей прийти к власти. Царица ждала. Впрочем, в июле 1764 года гетман Разумовский попал на крючок и развязал Екатерине руки. Кирилл, копируя Богдана Хмельницкого, потребовал, чтобы Гетманат стал наследственным. «Враги Разумовского объясняют это как попытку стать независимым от России, и императрица готова была уже поставить его на суд», — писал граф Сольмс. Но Екатерина «помиловал» Разумовского: царица не казнила его, а заставила отречься от гетманства. И пока русские полки уничтожали Запорожскую Сечь и еще раз оккупировали Украину, Кирилл Разумовский должен был держаться в стороне. Екатерина II назначила его фельдмаршалом, оставила большие имения вместе с Батурином, однако строго запретила въезжать на территорию Малороссии.
На старости лет Кирилл Григорьевич не считал свое гетманство настоящим и постоянно называл последним гетманом Ивана Мазепу. Граф Грегор Разумовский отметил: «Кириллу было 22 года, когда он стал гетманом. И первое, что он сделал, — публично заявил о своем увлечении Мазепой. Это вызвало большую нервозность и беспокойство в Петербурге, потому что упоминание о Мазепе, которого считали архипредателем, рассматривалось как нападение на авторитет Империи». Поэтому, возможно, не случайно Разумовский отстроил уничтоженный Петром I Батурин и перенес туда свою гетманскую резиденцию?