Удивительное рядом. Несколько дней назад раздался звонок от бывшей коллеги с предложением поехать на международный кинофестиваль... в село Бобрица, что в Киевской области. Сказать, что я была огорошена — ничего не сказать. Конечно, я согласилась. Кино и путешествия, тем более, такие необычные, пожалуй, единственные вещи, когда на сборы мне можно дать один час, и я не опоздаю.
Перед выездом по укоренившейся журналистской привычке решила выяснить для себя, что же это за село такое, где проводится международный кинофестиваль. Причем, уже в третий раз. Выяснила. Стало еще интереснее.
Итак, село Бобрица территориально принадлежит к Киево-Святошинскому району Киевской области. Расположено всего в 20 километрах от черты Киева. Село совсем небольшое. По переписи 2001 года там проживало 565 человек. На сегодняшний день, говорят, около 3000, но прописаны там 700. Площадь всего шесть с половиной квадратных километров. Казалось бы, село как село. Ничего особенного. Если бы не одно «но»...
Оказывается, газета «День», которая, как известно, постоянно, с пристрастием и любовью следит за тем, что происходит в украинской провинции, еще четыре года назад обратила внимание (https://day.kyiv.ua/ru/photo/bobrica-neobychnye-peremeny-v-obychnom-sele) на это сказочное село («Бобрица — сказочное село» — его слоган). Возникло такое словосочетание не красного словца ради, а совершенно закономерно.
Десять лет назад бизнесмен из Полтавы Роман Иваненко, который несколько лет прожил в Словении, купил в Бобрице земельный участок, построил дом и переехал туда жить с семьей. Что само по себе не удивительно: близко от Киева, красивая природа (сосновый лес, семь озер) — живи и наслаждайся. Но Романа не устраивала неухоженность села, его инфраструктура, и он (экономист по образованию) обратился в сельсовет с предложением плана развития Бобрицы. Его выслушали и поддержали. Вместе с единомышленниками, проанализировав, как село может зарабатывать деньги и на что эти средства можно потом использовать, инициативная группа добилась за полтора года практически пятикратного роста бюджета Бобрицы: с 750 тысяч гривен в 2014 году — до 6 миллионов в 2017-м.
И внешне село преобразилось: была благоустроена центральная площадь, создан парк современных скульптур, построена детская площадка, яркая и веселая, с разнообразными аттракционами для малышей, проложена велодорожка, мусор сортируется по западному образцу (в Киеве ничего подобного лично я не видела). И многое другое. У меня было время погулять по Бобрице: до самого озера — асфальтированная дорога, ни окурка, ни бумажки на обочинах, аккуратно подстриженные газоны (высота — семь сантиметров, как в Швейцарии, говорят), стильные, без «бантиков и рюшечек» (читай — «башенок, балкончиков», «скульптурок» в псевдоготическом, барокко, или каком-либо другом стиле домов вы здесь не увидите) строения. Ни дать, ни взять — пригород европейского города, только не слепое подражание, а аналог, сохранивший свою индивидуальность. Не без «ложки дегтя» — разве что почти трехметровые заборы, встречающиеся порой, напоминали, что все-таки я не в Европе... Но это придирки, конечно.
В одном из интервью Роман Иваненко сказал, что современная Бобрица по гамбургскому счету — продукт Майдана: «Мы были похожи на тех «друзей» за восточной границей настолько, что они подумали нас «растворить» в себе. И чем больше мы будем не похожи на них, тем больше у нас шансов выжить. Поэтому мой личный проект — сделать территорию Украины максимально другой, чем российская. И максимально близкой к территориям других нормальных государств... Как только я устаю и мне становится себя жаль, я вспоминаю об этом».
Может быть, именно потому неравнодушным активным людям, живущим в Бобрице, и пришла идея проводить в селе Bobritsa Film Festival. Инициаторы — представители общины села при участии Бобрицкого благотворительного фонда «Развитие и благоустройство» и Бобрицкого сельсовета. Их цель лежит на поверхности — создание культурного пространства на уровне местных общин. Эту цель понимают многие, а вот действуют в этом направлении — единицы. Бобричанам удалось.
«Мы решили, что фишкой Bobritsa Film Festival станут фильмы, действие которых происходит в маленьких городках, селах или в небольших сообществах — например, в клубах, каких-то профессиональных коллективах, в отдельных семьях, чтобы показать — человек способен изменить окружающий мир. Село Бобрица — пример тому, ты все видишь своими глазами, — рассказывает куратор фестиваля Елена Мибчуани. — Каждый из нас — хозяин своей судьбы, и он сам может сделать свою жизнь не черно-серой, а играющей яркими красками. Почему именно кино?.. В стране очень мало кинотеатров, а в таких небольших селах их нет вообще. В Бобрице, правда, существует кинозал в Доме культуры, первые два года мы показывали фестивальные фильмы там, но 2020-й внес свои коррективы из-за коронавируса. Мы перенесли сроки феста (обычно он проходит в предпоследние выходные июня, в нынешнем кинофестиваль состоялся 8 — 9 августа), а кино показывали на открытом воздухе, на поляне во дворе Дома культуры. Новшество очень понравилось зрителям, думаю, и в дальнейшем мы продолжим эту традицию».
Фестиваль зарегистрирован на международной платформе FilmFreeway, где и проходят просмотры и голосование, по результатам которого жури выбирает победителей в каждой из пяти номинаций (полнометражные, короткометражные, документальные, анимационные и студенческие фильмы). В этом году в конкурсе принимали участие 24 работы из 15 стран — Украины, Армении, Болгарии, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Греции, Италии, Литвы, Швеции, Турции, США и даже из Гонконга.
ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «Т.Т.М.» АЛЕКСЕЙ ЧЕМЕРИС И ПРОДЮСЕР АНДРЕЙ ГРАНИЦА ПРЕДСТАВЛЯЮТ ФИЛЬМ СЕРГЕЯ ЛЫСЕНКО «ЕКС»
Главные призы (о них позднее) улетят в Италию (полнометражный игровой фильм), в Великобританию (короткометражный игровой), в Австралию (анимационный), а вот лучшей документальной работой была признана картина «Шелест кроків» украинского режиссера Ксении Кравцовой, а лучшей студенческой — «Між рядками» — также авторов из Украины Антона Чистякова и Романа Краснощека.
Кроме фильмов-победителей на кинофестивале были показаны лучшие картины национального производства, вышедшие в прокат в прошлом году и уже покорившие украинских и иностранных зрителей. Свидетельство тому — многочисленные призы на престижных кинофорумах мира.
«Пять лет назад я не могла и подумать, что в Украине будут снимать кино, способное на равных конкурировать с европейскими, американскими фильмами, где будут аншлаги, и на многие картины даже невозможно попасть, не забронировав билеты заранее, — продолжает комментировать Лена Мибчуани. — А в Бобрице любой желающий может посмотреть их бесплатно, встретиться с режиссерами, продюсерами, актерами, которые работали над этими лентами. И если в перые годы сельчане не очень активно приходили на показы, не совсем понимали, наверное, что это за фильмы, как вообще фукционирует фестиваль, то в нынешнем — на всех показах, даже утренних, очень много зрителей разных возрастов».
Я убедилась в этом лично. Открывался Бобрицкий фестиваль картиной Анатолия Матешко «Фокстер & Макс». Дети так эмоционально переживали приключения героев фильма, что хотелось им сказать — не волнуйтесь, ребята, вы еще встретитесь с ними, потому что планируется продолжение этой чудесной истории. И я бы сказала, конечно, если бы в тот момент знала, что действительно на предстоящий питчинг подан проект сиквела «Фокстер & Макс». Искренне хочу пожелать авторам удачи, поскольку детское кино — особый жанр, качественных примеров фильмов для детей немного и в мировом кинематографе, а уж в отечественном — подавно.
Взрослым зрителям также было что посмотреть — на фестивале были показы хиты проката: «Мої думки тихі» (режиссер Антонио Лукич), «Додому» (режиссер Нариман Алиев), «Наші Котики» (Владимир Тихий), «Портрет на тлі гір» (Максим Руденко), «Кохання» (Никита Лысков), «Екс» (Сергей Лысенко), «Халепа на 5 baksiv» (Мирослав Латык), «Пекельна Хоругва, або Різдво Козацьке» (Михаил Костров).
Последний, кстати, с удовольствием смотрели и взрослые, и дети. А после просмотра фильма устроили длительную фотосессию с актерами Константином Линартовичем и Лесей Самаевой, которые снимались в нем. Кроме того, автор сценария «Пекельної Хоругви...» писатель Сашко Лирнык презентовал на фестивале новую книгу для детей и провел автограф-сессию — зрители покупали по несколько экземпляров, и кому-то даже не хватило. Это ли не успех для писателя?
Кстати, на кинофестиваль в Бобрицу в нынешнем году приезжало много киевлян, не только режиссеров, продюсеров, актеров, представлявших свои картины, а просто любящих кино, легких на подъем людей. Потому что некоторые фильмы, например, из цикла «Дивись українське» (отличная подборка короткометражных работ!) трудно увидеть где-либо даже профессионалам. Меня искренне порадовал всем известный актер Дима Оськин, который прочитав в фейсбуке мой пост из Бобрицы в первый фестивальный день, на следующий уже был на фесте с супругой и вальяжной собачкой Лави. Не знаю, что за порода, но вела она себя как истинная леди на красной дорожке. Говорят, что впечатления замечательные. У всей семьи.
А теперь обещанное отступление о призах. Логично, наверное, что на фестивале в Бобрице главной наградой за победу в конкурсной программе стал «Бобер». Это кинематографическая (и не только) традиция — часто наградной статуэткой форума становится символ города или страны, где он проводится. Но на этом параллели с уже известными фестивалями заканчиваются. «Бобер» — не бронзовая, хрустальная или даже деревянная скульптура, а... шерстяная валяная игрушка. Ее автор — архитектор по образованию Ирина Стрелко. Она занимается дизайном коттеджей, квартир, делает авторскую бижутерию из полимерной глины и самые разнообразные валяные изделия — сумки, шляпы, шапки, фигурки животных. Все фестивальные «Бобры» разные, отличаются и по окрасу, и по выражению мордочки, поэтому Ирина даже советовалась с нами, какой номинации какая фигурка подходит больше. Мне показалась оригинальной (думаю, вряд ли вы найдете еще где-то подобный приз) и точной (валяные изделия гармонируют, по моему мнению, с сельской местностью больше, чем хрусталь или бронза ) эта идея. Жаль только, что имени у Бобрицких «Бобров» (извините за тавтологию) пока нет, приз, мне кажется, стал бы еще более душевным и запоминающимся.
Должна признаться, я ехала в Бобрицу с несколько скептичным настроением (без предубеждения, поскольку меня пригласил хороший человек, но ожидая определенную самодеятельность). Международный кинофестиваль в селе... Нередко и в больших городах случаются организационные провалы при проведении кинофорумов, а здесь, думала я, и подавно. Ничего подобного: организация просмотров была, как швейцарские часы — фильмы начинались минута в минуту, сувенирная продукция — фестивальные футболки, сумки — сделана качественно и со вкусом, киоск, где можно было выпить кофе, купить воду, мороженое, работал без перерывов на обед и перекур, а проголодавшиеся смогли оценить отменный шашлык — я подобный пробовала только на Кавказе.
На прошлых фестивалях работали аниматоры, они занимались с детьми в то время, когда их родители смотрели фильмы. И ярмарка, на которую из близлежащих сел привозили свои изделия народные умельцы. В нынешнем году в целях безопасности пришлось отказаться от этих мероприятий, но организаторы уже строят планы на будущее. Говорят, будут приятные сюрпризы.
Этой небольшой, на первый взгляд, но очень сложной фестивальной машиной управляют в течение года, как выяснилось, всего три человека, для которых опыт организации кинофорума — определенный вызов. Его куратор Елена Мибчуани, продюсер компании «ЕвосФільм», директор рекламного агентства «Площа Еволюції» Ольга Матат и еще один человек, пожелавший остаться за кадром. С самого первого дня создания Bobritsa Film Festival организаторам помогает их друг фотограф Любовь Мовлянова, внимательно отслеживая все ключевые события фестивальной жизни. По сути, его летописец.
Куратор фестиваля Елена Мибчуани: «Я работаю в рекламном агентстве, устраиваю людям праздники и получаю от этого удовольствие. Если после мероприятия ко мне подходят люди и благодарят, считаю, что событие состоялось. Фестиваль длится всего два дня, но подготовительный период длительный и бывают непростые моменты. Я люблю украинское кино, и считаю своей миссией его пропагандировать и продвигать. Хочется развивать, усовершенствовать и сам фестиваль. Возникла идея сделать несколько локаций, где можно просматривать фильмы, разделив их по жанрам, по возрастным категориям. В Бобрице есть пляж, одну из площадок можно разместить там — поставить большой экран, построить навес на случай дождя. Необходимо больше заниматься рекламой и пиаром кинофестиваля. Искать инвесторов, поскольку многие вещи мы делаем на чистом энтузиазме. Правда, уже второй год нас очень поддерживает Государственное агентство Украины по вопросам кино. Нынешнего фестиваля просто не было бы, если бы не их помощь. Они поверили в нас, и, надеюсь, мы их не разочаровали».
P.S. На этой оптимистичной ноте, наверное, следовало бы поставить точку. Но мне так понравилась атмосфера на фестивале, энтузиазм его организаторов, что хочется внести и свою лепту в его развитие. Вы еще не забыли, какой приз у фестиваля? Правильно! Бобер. И логично — не Леопарду ведь или Льву быть призом в селе Бобрица, где на каждом шагу можно встретить небольшие глиняные, деревянные и даже бронзовые скульптуры этого животного. Бобер — визитная карточка села, только мне показалось, что почти все фигурки похожи одна на другую: зверек стоит на задних лапах анфас. И тотчас вспомнился польский Вроцлав, где по всему городу там и сям ты натыкаешься на оригинальные маленькие скульптуры гномов, представляющих самые разные профессии или состояния — это «Профессор», «Водонос», «Лунатик», например. Одна из самых известных и популярных — «Сизифки», изображающая двух гномов, катящих земной шар. Об истории создания этих скульптур можно говорить долго, с ними связаны разнообразные городские легенды и притчи. Это отдельная тема. Первые скульптуры гномов появились во Вроцлаве в 2001-м году, сегодня их уже около 400. Для туристов изданы специальные карты, по которым можно найти любой из этих городских талисманов, проводятся разнообразные квесты по «розыску» гномов. Мне кажется, подобный манок можно внедрить и в селе Бобрица. Как предложение — бросить клич украинским скульпторам (или студентам художественной академии) с просьбой сделать для фестиваля жанровые фигурки бобров, «прописать» каждого из них в селе, а дальше — непаханое поле импровизации, как привязать эту акцию к Bobritsa Film Festival.
А еще можно подружиться с белорусским городом Бобруйск, где бобры также в почете и им горожане уже построили несколько симпатичных памятников. Завязать с ними культурные связи, устроить ретроспективу белорусских фильмов, мастер-классы известных кинематографистов. Мне кажется, это будет интересно, у нас ведь с сябрами много общего, будет о чем поговорить.
Удачи тебе, Bobritsa Film Festival! До встречи в будущем году!