Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вернуться в интернат?

Последние решения правительства в сфере социальной политики свидетельствуют, что государство сворачивает развитие семейных форм воспитания
1 сентября, 2020 - 10:03
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Уже полгода 43000 воспитанников интернатов живут дома — с родными, в собственном доме, с индивидуальным режимом дня и с чувством защиты.  Конечно, далеко не все дети могут и в дальнейшем оставаться здесь, кому-то требуется специальное лечение, которого в домашних условиях просто не обеспечишь, кто-то из родителей действительно не может воспитывать детей, но такие заключения должны дать социальные службы.  Напомним, еще весной правительство приняло решение, что из-за распространения коронавируса дети из интернатов возвращаются домой, а государство за это время должно приложить максимум усилий, чтобы большинство малых граждан оставались в семьях.

«ЭТО ВОЗВРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ»

В июне правительство приняло постановление №586 «Некоторые вопросы защиты детей в условиях борьбы с последствиями острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2».  Документ утверждает порядок зачисления детей на круглосуточное пребывание в учреждения, которые осуществляют институциональный уход и воспитание детей.  Также речь шла о мониторинге семей, куда вернулись интернатовцы, чтобы государство подставило плечо и помогло семьям «ужиться» вместе с детьми.  То есть акцент оставался на сохранении семьи как лучшей формы воспитания детей.

Впрочем, недавно премьер-министр Денис Шмыгаль поручил правительству внести изменения в упомянутое постановление и в «Национальную стратегию реформирования системы институционального ухода и воспитания детей на 2017-2026 годы».  Эти изменения фактически означают дальнейшее развитие именно интернатных форм воспитания и сворачивания всех альтернативных программ.

«Поручение премьера шокировало нас, ибо все мы много лет продвигали наши проекты по приемному воспитанию, созданию превентивных центров по профилактике отказа от новорожденных детей, меняли законодательство, доросли до реформы деинституциализации, а теперь кажется так, что возвращаемся назад, — считает региональный  директор международной благотворительной организации «Надежда и жилье для детей» Галина ПОСТОЛЮК. — Это не просто легкомысленный шаг, это изменение политической воли государства, которое взяло курс на деинституциализацию в воспитании детей, а теперь хочет изменить судьбы десятков, сотен детей, находящихся в этой системе.  Один из пунктов поручения свидетельствует о том, что надо исключить специальные школы-интернаты из системы деинституциализации, иными словами, не считать их осуществляющими институциональный уход.  В Украине 697 интернатных учреждений, это 96 500 детей, 286 заведений — это как раз специальные школы-интернаты, еще учебно-реабилитационные центры, санаторные школы-интернаты, которые президент якобы хочет сохранить.  Это означает сворачивание всей стратегии реформы, это возвращение к консервации советской системы коллективного воспитания, когда дети годами будут жить в этих интернатах, а о последствиях такого воспитания многое общество знает.  Опыт показывает, что треть детей, находящихся в интернатах, имеют родителей.  Мне кажется, что такие решения принимаются вообще без знания ситуации».

МАНИПУЛЯЦИИ В УЩЕРБ ИНТЕРЕСАМ РЕБЕНКА

Некоторые решения правительства действительно противоречат друг другу.  Одни распоряжения реформируют интернаты, другие их «замораживают».  Так, в настоящее время в ряде регионов продолжаются пилотные проекты по реформированию интернатных учреждений.  Специалисты как раз комплексно анализируют все недостатки такого воспитания, изучают риски возвращения детей в семью, если таковые имеются, и фиксируют положительные изменения от пилота.  Останется ли этот курс после появления правительственного поручения?  Гарантий нет.

«За несколько лет проекта нашей команде совместно с органами исполнительной власти и местного самоуправления удалось достичь уменьшения почти на 35% детей, находящихся круглосуточно в интернатных заведениях, а в шести пилотных учреждениях этот показатель достигает более 57%, — рассказывает ключевой эксперт проекта Минсоцполитики «Реформирование заведений институционального ухода и воспитания детей в Тернопольской области» Зинаида КИЯНИЦА. — Как удалось этого достичь: прежде всего путем получения достоверных данных о всех воспитанниках, о каждом ребенке и его семейной ситуации, о настоящих, а не подтасованных причинах устройства ребенка в учреждение».

Пани Зинаида уточняет, что часто в интернатах находятся дети, родители которых по разным причинам не могут или не хотят обеспечивать воспитание своего ребенка.  «Однако в заявлениях родителей и в решениях о направлении детей в интернаты указывается только потребность в получении специального образования или санаторного лечения, при этом очень часто подтасовываются диагнозы, для того чтобы оправдать правомерность направления ребенка в тот или иной интернат, — продолжает она.  — И поэтому получается, что родители дома работают, содержат благополучно себя, а их детей содержит государство.  Хорошо было бы, если бы все было хорошо.  Но вопрос не только в том, за счет кого воспитываются дети, а вопрос в том, какими вырастают эти дети без родительской опеки и любви».

Наличие интерната всегда будет провоцировать устройство туда детей, финансирование интернатов из государственного и областного бюджетов всегда будет сдерживать развитие социальных услуг и инклюзии и заинтересованность руководителей объединенных территориальных громад в существовании интерната (подоходный налог, занятость жителей).  Отсутствие комплексности при оценке потребностей ребенка и его семейной ситуации порождает ложные «диагнозы» и провоцирует существование интернатной системы, — резюмирует пани Зинаида. — Государство не должно подменять родителей, семью, оно должно создать условия для того, чтобы семья (биологическая или заместительная) воспитывала ребенка

Эксперт приводит пример Збаражской областной общеобразовательной санаторной школы-интерната для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза.  Из 120 детей, которые в ней находились круглосуточно в начале 2019 года, 100 детей (84%) были именно с Збаражского района.  «Отмечу, что это единственный в области интернат, который принимает детей с такими рисками.  Возникает логичный вопрос: нет ли в этом районе эпидемии туберкулеза? — говорит Зинаида Кияница. — После детального изучения выяснилось, что только четверо детей ранее переболели туберкулезом, а еще 12 детей имели контакты с родственниками, которые болели.  Какое лечение предоставляется этим детям: усиленное питание, дыхательные упражнения, пробы манту.  Можно ли это делать по месту жительства в семье?  На пользу ли идет групповое проживание детей с такими рисками?  Соответствует ли нынешним медицинским протоколам такое оздоровление детей?  Вопросов больше, чем ответов.  Поэтому и встал вопрос реформирования этого образовательного учреждения».

«НАЛИЧИЕ ИНТЕРНАТА ВСЕГДА БУДЕТ ПРОВОЦИРОВАТЬ УСТРОЙСТВО ТУДА ДЕТЕЙ»

По плану трансформации, утвержденному сессией Тернопольского областного совета, интернат должен стать лицеем. Сейчас на круглосуточном пребывании здесь всего 32 ребенка.  «То же самое можно сказать и о Струсовской санаторной общеобразовательной школе-интернате I-III степеней.  Специализация — заболевания сердечно-сосудистой системы.  87% детей, посещающих школу, это дети с Теребовлянского района, где расположена школа. Средний срок пребывания — почти шесть лет. Из 112 детей на круглосуточном пребывании в настоящее время осталось 26 учеников», — добавляет Зинаида. Также уточняет, что в период летних каникул прошлого года специалисты социальной сферы на Тернопольщине оценили семейную ситуацию в 973 воспитанников.  По состоянию на сентябрь прошлого года в интернатах уменьшилось на 19% воспитанников по сравнению с данными за январь 2019 года.

«Проведенный анализ также показал, что среди основных причин попадания детей в институты, кроме сложных жизненных обстоятельств, родители отметили следующее: низкий уровень сельского образования, буллинг в школах, конфликты между учителем и семьей, отсутствие доставки в школы, инклюзии, горячего питания, а также сформированные мифы о всеобъемлющем обеспечении потребностей ребенка в интернате.  То есть интернаты взяли на себя выполнение не свойственной им социальной функции.  В период лета работники интернатов имеют отпуска, поэтому 85% детей возвращаются в семьи без выяснения ситуации.  Это еще раз было подтверждено в условиях нынешнего карантина в связи с коронавирусом.  И тут есть над чем подумать.  Дети уже полгода провели рядом с мамами и папами, бабушками и дедушками, братьями и сестрами без казенных интернатных стен.  На Тернопольщине таких детей более 800. И за весь этот период было возвращено в интернат только трое детей в связи с рисками для их жизни и здоровья, — продолжает эксперт пилотного проекта. — С другой стороны, уровень профилактической работы по поддержке уязвимых семей, формирование ответственности руководителей громад за положение детей еще низок.  Нам не хватает специалистов по социальной работе, недостаточно развиваются семейные формы воспитания и патронат над детьми.  Но все эти вопросы при желании можно решить».

Кстати, с появлением поручения премьера о сворачивании интернатной реформы началась дискуссия между работниками этих учреждений, родителями и общественным экспертами, которые годами занимались продвижением как раз системы деинституциализации.  Так, часть родителей и работников интернатов хотят оставить все как есть: у кого утвержден бюджет на следующий год, а кому проживание ребенка в интернате кажется комфортнее, чем дома.  Конечно, общественный сектор и эксперты такую позицию не поддерживают.

«Наличие интерната всегда будет провоцировать устройство туда детей, финансирование интернатов из государственного и областного бюджетов всегда будет сдерживать развитие социальных услуг и инклюзии и заинтересованность руководителей объединенных территориальных громад в существовании интерната (подоходный налог, занятость жителей).  Отсутствие комплексности при оценке потребностей ребенка и его семейной ситуации порождает ложные «диагнозы» и провоцирует существование интернатной системы, — резюмирует пани Зинаида. — Государство не должно подменять родителей, семью, оно должно создать условия для того, чтобы семья (биологическая или заместительная) воспитывала ребенка.  Деинституциализация — это сложная реформа, которая касается наших мировоззренческих ценностей, стратегических решений и профессиональных действий.  Главное — помнить: ребенок не нуждается в интернатном воспитании, он нуждается в любви».

Инна ЛИХОВИД, «День», материал подготовлен при содействии проекта «Реформирование заведений институционального ухода и воспитание детей в Тернопольской области»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ