Продолжение. Начало читайте «День», №№ 176-177, 181-182
Владислав вел себя почти как суверенный властитель Галичины; он имел собственные регалии, монету и даже употреблял титул «господарь Руськой земли, вечный помещик и самодержец». Однако в 1387 г., воспользовавшись междоусобицами в Венгрии, Польша окончательно завладела Галичиной.
Значение Галицко-Волынского государства в украинской истории трудно переоценить. По мнению С.Томашевского, это была «первая сугубо украинская политическая организация», которая во времена своего наибольшего подъема занимала 9/10, а под конец существования — 3/4 обжитой территории Украины. Она защитила Украину от раннего порабощения и ассимиляции ее Польшей. Вместе с тем, открывая западноевропейской культуре путь на украинские земли, это государство позволило избежать односторонней ориентации на Византию, предотвратить утверждение монгольских влияний, что стало роковым для общественно-культурного развития Владимиро-Суздальской земли. Первое всеукраинское государство способствовало аккумуляции значительных материальных и духовно-творческих сил, которые обеспечили Украине существование как отдельного национального организма в следующий исторический период.
С середины XIII в. притягательной силой для тех, кто пытался противостоять ордынскому владычеству, стало Литовское государство, которое начало играть все большую военно-политическую роль в Центрально-Восточной Европе. До начала XIV в. Гедиминовичи заняли престолы основных белорусских княжеств, а впоследствии — украинских. Интегрируясь с местной элитой, они быстро усваивали язык, религию и культуру своих подданных и занимались их государственными интересами в не меньшей степени, чем Рюриковичи. Примечательно, что Гедимин начал титуловаться «королем литовским и руським», демонстрируя таким образом конституирование украинского-белорусской государственной традиции. После победы Ольгерда над татаро-монголами в битве на Синих Водах (1362) этот процесс охватил Большую Украину.
Результатом успешных походов Ольгерда было включение в состав Великого княжества Литовского большинства украинских земель — Киевщины с Переяславщиной, Волыни, Подолья и Чернигово-Сиверщины.
Литовские князья почти не изменили общественно-политический уклад украинских земель, судебно-административную и хозяйственную системы, организацию войска. Местные князья (и Рюриковичи, и Гедиминовичи), бояре должны были только служить великому князю литовскому и предоставлять ему дружину и земские ополчения. Новая государственно-политическая система, в которой этнические литовские земли составляли примерно десятую часть, длительное время обеспечивала свободное политическое и культурное развитие народов, вошедших в ее состав, и прежде всего украинцев и белорусов.
Несмотря на попытки великих князей литовских время от времени проводить жесткую унитарную политику, в течение почти двухсот лет в Великом княжестве Литовском господствовала территориальная децентрализация, которая во многом обеспечивала сохранение традиционного местного уклада украинских земель, их государственности в сочетании с западным вектором развития. В Украине на долгие годы утвердились договорные отношения в общественно-политической жизни, разграничение государственной и церковной власти, ограничение самодержавной власти великого князя, самоуправление территорий и городских общин, соблюдение прав и достоинства личности — пусть и в ограниченном социальном пространстве.
Итак, утверждение власти Гедиминовичей в Украине, которое к тому же сопровождалось культурной ассимиляцией значительных слоев литовской знати, долгое время не препятствовало государственно-политическому бытию украинцев. Последнее вполне вписывалось в политический контекст Европы, где значительное число государств в то время еще развивалось на династических и универсалистических принципах.
В течение всего XV в. длительная борьба украинской элиты за сохранение древних государственных традиций, суверенитета удельных княжеств. Вершиной этой борьбы было существенное восстановление удельной системы на значительной части территории Украины. На Волынь вернулся Свидригайло Ольгердович, который завершил здесь свою жизнь как повнорпавный властитель с титулом великого князя. На Киевской земле восстанавливается удельное княжество (1440), где утвердилась династия Олельковичей. Князь киевский Александр (Олелько), прямой потомок Гедимина, имел четкие намерения возродить блеск старой возродить блеск старой столицы Руси-Украины, что могло быть первым шагом к политической самостоятельности. Претензии Олельковичей на более высокий статус, чем просто удельное княжение в рамках Великого княжества Литовского, нашли свое выражение в применении ими титулатура «государь и отчич киевский». Олельковичи имеют амбициозные намерениям стать наследниками Владимира Великого и Ярослава Мудрого. В этой связи князь киевский Олелько принимал активные меры по отделению Киевской церкви от Московской и превращению Киева в возрожденный центр восточноевропейского христианства. Он поддержал униатскую инициативу митрополита Исидора, направленную на объединение восточной и западной церквей, и предоставил грамоту для «господина отца своего Сидора митрополита Кієвьского и всея Руси». Она подтверждала давние права митрополита — имущественные, судебные и финансовые, причем Олелько ссылался в грамоте на старое право киевской митрополии, определенно ей в Уставе Владимира Великого и Номоканоне Ярослава Мудрого.
После смерти Олелька на киевский престол взошел его сын Семен Олелькович, и именно во время его княжения Киев вновь стал столицей митрополии. Это еще больше усилило политические позиции Киевского князя. Опираясь на возросший авторитет последнего, «руськая партия», оппозиционно настроена к Казимиру, великого князя литовскому и королю польскому, представила внесение на сейме в Вильно в отношение кандидатуры Семена Олельковича на литовский великокняжеский пристол.
Усиление польских влияний в Великом княжестве Литовском привело к серьезному ослаблению позиций в нем украинской аристократии. Однако теряя свои юридические права князей-правителей, княжеская аристократия продолжала сопротивляться, опираясь на возросшую экономическую мощь.
С ликвидацией остатков удельной системы вчерашние князья-суверены получали в собственность и пожизненное держание земельные владения, которые нередко превышали размеры уделов. Это создавало объективное основание для подпитки государственных традиций, всегда присущих княжескому слою.
Заключение Люблинской унии, дальнейшее сближения Литвы и Польши ускорили процессы перехода украинских княжеских семей в римско-католическую веру и частичную потерю ими национальной идентичности. В то же время происходит процесс схождения княжеского слоя с украинской политической сцены, а следовательно, и окончательная потеря остатков государственности.
Государственные задачи должны были выполнить другие слои. Таким образом, традиционные формы государственности, которые берут свое начало с конца IX в., продолжили свое существование до конца ХV в. Эстафету национального государства в новых исторических условиях принимает у старой феодальной элиты новый класс — казачество.
Возникновение Запорожской Сечи, сопровождалось зарождением первых клеток того государственного организма, который впоследствии вырос в государство Богдана Хмельницкого. Причем новая государственность утверждалась на принципиально новых социально-экономических началах. Вместо феодального принуждения в казацкой среде преобладало использование наемного труда, отрицалась феодальная собственность на землю, крепостничество. «В казачьих местностях — как отмечает В. Голобуцкий — зарождались буржуазные отношения, что имело немаловажное значение для всех других регионов».
На рубеже XVI—XVII веков казачество вполне сформировалось как отдельное сословие, которое не укладывалось в существующую феодальную систему и осознавало свое предназначение в национально-освободительной борьбе. Казачеству удалось адсорбировать остатки феодальной элиты, все остальные державотворческие силы и на долгие годы стать ведущей силой в национально-освободительной борьбе. Приток к казачеству слоев служебного боярства в конце XVI в. существенно повлиял на формирование его классового лица и содержание его политических и социальных требований. «Рыцарский фермент», внесенный в казацкую среду представителями шляхетского сословия, связанные с ним стремление казачества к собственной политической организации дали основания для проектов организации казацкой государственности.
В «протестации» украинских депутатов, адресованной сейму в апреле 1621 г., казаков, «сих рыцарских людей», духовенство характеризовало как продолжателей старокиевской государственности.
«Се ж бо племя славного народу руського з насіння Яфетового, що воювало Грецьке цісарство морем Чорним і сухопутю. Се з його покоління військо, що за Олега, монарха руського, в своїх моноксілах по морю і по землі (приробивши до човнів колеса) плавало і Константинополь штурмувало. Се ж бо вони за Володимира, святого монарха руського, воювали Грецію, Македонію, Ілірик. Се ж їх предки разом з Володимиром хрестилися, віру християнську від Константинопольської церкви приймали, і по сей день в сій вірі родяться, хрестяться і живуть». Державницкие аспирации казачества все более отчетливо проявляются в деятельности гетмана Сагайдачного, который постоянно работал над закладкой фундамента будущего государства.
Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»