Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вестники киевского модерна

15 февраля, 2012 - 12:25

В киевских музеях Леси Украинки и Булгакова прошли презентации книги «Киевский архитектурный модерн (1900—1910-е годы)». Ее авторы — искусствовед Татьяна Скибицкая и архитектор Георгий Духовичный — рассказали о яркой странице в истории городской архитектуры. Книга построена на архивных исследованиях. Ее главные герои: особняки, доходные дома и архитекторы, инженеры, техники-строители. Интересное повествование, старинные и современные фотографии, справочные таблицы биографий и адресов, цитаты современников-литераторов — издание Львовского «Центра Европы» хочется перечитывать и ходить с ним по Киеву, чтобы понять, каким был задуман наш город. В истории мировой архитектуры европейский модерн занимает 30—35 лет, а киевский — всего 14, но очень насыщенных. Первое здание стиля модерн в Киеве — павильон «Голгофа» на Владимирской горке — появился в 1901-м, а в 1903-м построены цирк Крутикова и дом Городецкого. Происходит мощный всплеск нового стиля, один за другим вырастают высотные дома, которые удивляют непривычной красотой и декором, придают городу особую привлекательность (сегодня в Киеве статус памятника имеют около 300 зданий стиля модерн). Талантливо проявляли себя Павел Алешин (ему был 31 год, когда он закончил строительство здания Педагогического музея). Вестником модерна был фантастически одаренный Александр Вербицкий, который, как и Алешин, стал ведущим архитектором советского периода. Для Эдуарда Брадтмана вершиной творчества оказалось именно то, что он создал в эпоху модерна. Еще одна замечательная фигура — Николай Шехонин, который легко проходил новые архитектурные языки высочайшего класса. И абсолютно современный Городецкий, который не только строил, а жил в стиле модерн, декларируя свою эстетическую программу: жизнь — это искусство, а искусство — это жизнь. Читатель узнает о многих знаковых для города личностях —Владимире Бессмертном, Мартине Клуге, Иосифе Зекцере, Павле Алешине, Валериане Рыкове и др. Так, искусствовед Татьяна Скибицкая признается: «Когда я работала над книгой, считала своим долгом перед всеми, уже ушедшими людьми, определить и написать сначала фамилию архитектора, а потом адрес, потому что именно он писал свой опус — дом». Георгий Духовичный, автор раздела «Градостроительный вектор модерна», рассказал о застройке территории бывшей усадьбы Меринга: «Впервые в истории города огромный кусок земли в центре был отдан в руки профессионалов — лучших киевских архитекторов и подрядчиков во главе с Георгием Шлейфером. Постройка была закончена в 1913 г., и с тех пор здесь не появился ни один новый объект. Театрализованная, художественно насыщенная городская среда, подобной которой в городе нет в таком качестве и таком плотном состоянии, — именно этот кусок я считаю прорывом для Киева и наиболее ярким проявлением философии архитектуры и градостроительства модерна. Не зря киевляне прозвали эту территорию «маленький Париж» или «киевская Вена», и она стала местом паломничества, которое дарит потрясающее настроение. Строительное мышление этих людей действительно поражает, они мыслили категориями города в целом. Три человека из команды входили в комиссию «За красоту города» и отстояли правобережные склоны, когда их хотели застроить виллами, — комиссия табуировала их как городские парки. Одна из задач книги — заразить людей вниманием к бесценной странице застройки Киева. Он подвергался набегам многократно, еще один происходит сейчас. Наша цель как коренных жителей постараться этот «набег» пережить, сохранив по максимуму то, что у нас есть. Я киевлянин и не теряю надежды. А если проанализировать историческую традицию, это не просто надежда, а это уверенность, что набежавшие уберутся. И киевский текст не кончается...»

Ольга САВИЦКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ