Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинские «Красные линии» в Грузии

С 18 по 28 октября проходило Тбилисское биеннале сценографии
3 ноября, 2020 - 08:53
ОТКРЫТИЕ УКРАИНСКОГО ПАВИЛЬОНА ВО ЛЬВОВЕ, КУРАТОР ЭКСПОЗИЦИИ БОГДАН ПОЛИЩУК / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ПРОЕКТА

На Tbilisi Biennale of Stage Design 2020 участником стала и Украина. Тбилисское биеннале сценографии — важное событие, которое собирает сценографов, дизайнеров театральных костюмов, театроведов с разных уголков мира. В этом году участниками события стали представитель 11 стран: Грузия, Украина, Италия, Канада, Польша, Китай, Армения, Казахстан, Россия, Беларусь и Сербия.

Из-за пандемии и карантинные ограничения биеннале впервые проходило в комбинированном виде, организаторам пришлось многое адаптировать. Или не все участники могли приехать в Грузию. Впрочем, к счастью, событие не отменили, а провели в форме дистанционного присутствия. То есть так называемые национальные павильоны стран-участников были представлены в виде видеопрезентаций. Большинство делали свои павильоны дома, снимали качественное видео, которое становилось частью общей экспозиции. Все это было собрано в залах Музея истории Тбилиси / Tbilisi History Museum «Karvasla». Кроме видео-формата, была и также попытка большего присутствия. Например, Канада представила свои работы с точки зрения фотографии и подготовила студенческую инсталляцию. С инсталляциями работали еще 5 стран: Казахстан, Польша, Венгрия, Армения и Италия. Сербия представила звуковые инсталляции.

Грузия воспроизвела часть экспозиции, которая ранее представлялась в Праге во время пражского квадриенале как национальный павильон. Организаторы стремились показать грузинскому зрителю, что они сделали в 2019 году. Интересно то, что сначала эта экспозиция была направлена на презентацию Грузии за рубежом. Здесь было собрано творчество пяти сценографов-мужчин (Шота Багалишвили, Давид Доиашвили, Гурам Мачхонашвили, Николаз Сабашвили, Давид Тавадзе), и этим продемонстрирован мужской подход в профессии. Ведь сегодня в Грузии тенденция такова, что больше в этой области работают женщины. Также хотели обратить внимание на возрастную идентификацию. Двое из этих художников довольно молоды, они рождены в независимой Грузии, и их точки зрения на жизнь значительно отличаются от более старшего поколения. Молодые поколение даже получило название «новое чувство». Акцент делали не на героичности, как это было раньше, а на теме ощущения, здесь стирается грань между мастером и зрителем.

Украинский павильон состоялся во Львовской галерее сценографии при поддержке Львовской городской рады. Выставка представляла эскизы, макеты и костюмы Алии Межениной, Ярослава Нирода, Богдана Полищука, Дарьи Завьяловой, Олега Татаринова, Сергея и Натальи Ридванецких, Натальи Денисовой, Инессы Кульчицкой, Александра Билозуба. Кураторы Олег Онещак и Богдан Полищук объясняли концепцию украинского павильона «Красные линии» следующим образом: «Сопоставляя эскизы костюмов с военными в форме, эскизы сценографии с блиндажами, обстрелянными домами и улицами, видим, что где-то такое сопоставление будет органичным и созвучным, где-то, наоборот, контрастным и неуместным. Но именно это и визуализирует состояние украинского театра, сценографию в контексте реальности. Это демонстрация винужденной раздвоенности сознания украинских художников, которые работают над художественными проектами в стране, в которой идет война». По мнению кураторов, это должно помочь посетителям Тбилисского биеннале сценографии найти ключик к пониманию сегодняшнего украинского театра, Украины, украинца. Как художник создает спектакли, находясь в информационном поле войны?

В рамках биеннале также состоялся онлайн Master Lab, во время которого известные практики подилились своим виденьем искусства сценографии, и симпозиум, участие в котором также приняла спикер от Украины.

— Самое интересное в нынешнем биеннале было ощущать разнообразие работ, представленных разными странами. Грузинская биеннале начиналось с 4 учасников, сейчас в нем уже приняли участие 11 человек. И для нас это большое достижение, — говорит куратор биеннале Нино ГУНИЯ. — В этом году было финансирование от Министерства культуры Грузии и мэрии Тбилиси, впрочем, предварительно оговоренная сумма на проведение мероприятия была обрезана на 40% из-за карантинных ограничений.

Украинский павильон был очень логичный, ведь он не только представил продукт сценографии, но и военную тему, которая очень актуальна и насущна для вашей страны. Даже название «Красные линии» абсолютно характеризовало вашу современную трагедию. Тема войны не чужда и нам, и мы действительно сочувствуем вам. И более того, грузинская выставка была посвящена посттравматическому синдрому после наших событий 2008 года. Наши посетители могли видеть только видео украинского павильона на мониторе, но и оно воспринималось очень эмоционально.

Следует также признать, что профессия сценографа ранее была очень популярна, но, к сожалению, сегодня такой популярности нет. Также в этом году была ограничена возможность пускать людей-посетителей на саму выставку. А нонсенс был в том, что интерес журналистов был больше, чем интерес искусствоведов. О сценографии, к сожалению, мало кто пишет профессионально. Чтобы преодолеть эту проблему, биеннале организовало симпозиум совместно с Международным центром ОISTAT. К симпозиуму присоединились участники со всех континентов. Здесь онлайн-формат способствовал. Обсуждали большой спектр тем: проблемы искусствоведения, проблемы практиков и обучения, ведущие тенденции сценографии разных стран. Довольны были выступлением от Украины, ведь спикер Лилия Бевзюк-Волошина представила многообразие украинской сценографии».

Итак, резюмируя. Украина имеет все необходимое для того, чтобы проводить подобные мероприятия у себя. В 2021 году Галерея сценографии планирует проведение Львовского квадриенале сценографии / LvivQuadriennaleofScenography, пробная версия которого состоялась в 2018 году при поддержке Украинского культурного фонда. А уже в 2022 году в Киеве состоится Триеннале сценографии им. Д. Лидера / Lider Triennial of Scenography, которое уже проходило 4 раза в Национальном музее «Картинная галерея» по инициативе украинских сценографов. Впрочем, следует отметить, что такие меры должны быть нужными не только сценографам, а должны достойно поддерживаться государством. Ведь, как показывает участие Украины в Тбилисском биеннале, нами интересуется мир.

Лилия БЕВЗЮК-ВОЛОШИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ