«Вот с огородами справлюсь и буду целый день ткать», — сразу делится планами на ближайшее будущее мастерица Светлана Антонишина. Таких неутомимых ткачих, как она, в селе Стена аж три. Все женщины работают в рамках социального проекта «Vereta», который основала винницкая общественная организация «Наше Подолье». На старинных станках, которым уже более ста лет, они изготавливают разноцветные дорожки, налавники, чехлы для ноутбуков и сумки для покупок — все это из подержанных вещей или отходов. Их собирают на станциях сортировки мусора в Виннице или отдают из швейных фабрик. И уже в Стене старые текстильные вещи превращаются в новые изделия, которые продаются под брендом «Vereta».
«Раньше никто не выбрасывал одежду в таком большом количестве, как сейчас. Ее перешивали, перелицовывали, а когда совсем изншивалась, то делали коврики. Сейчас мы стремимся возродить эту традицию и превратить ненужный текстиль в нужные вещи, — говорит председатель ОО «Наше Подолье» Юрий СТЕПАНЕЦ. — Эковолонтеры собирают бывшую в употреблении одежду и обрезки из швейных производств, а мастера изготавливают из них совершенно уникальное, традиционное для Восточной Европы тканое полотно ручной работы: дорожки, ковры, чехлы для гаджетов, накидки и многое другое. Вся продукция на 100% изготавливается из вторичного сырья или остатков тканей — обрезков. Таким образом надеемся решить сразу несколько проблем. Во-первых, дать вторую жизнь ненужной одежде. Во-вторых, обеспечить работой мастериц, которые будут получать часть средств от продажи ковров. В-третьих, создать добавленную стоимость для общества Стены, куда потянутся туристы, а значит, появится возможность для ее развития».
«МОДА НА СВОЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ»
Село Стена имеет давнюю и богатую историю, невероятное фольклорное наследие и самобытную культуру, но пока, как и большинство украинских сел, переживает не лучшие времена. Поэтому возможность работать на таких ткацких станках является хорошим шансом для местных женщин получать стабильный доход, альтернативной которому остается только тяжелая физическая работа в поле, выращивание крупного рогатого скота, сбор и продажа молока, делится наболевшим мастерица Светлана Антонишина. Работать на станке она научилась 20 лет назад. Вспоминает, как еще маленькой бабушка каждый вечер брала ее с собой к тете. Она имела станок, и бабушка ткала на нем себе дорожки. Тогда Светлане не приходило в голову, чтобы научиться этому ремеслу. И когда бабушка ушла в мир иной, а дети стали взрослыми, женщина откупила у соседки старый ткацкий станок и начала осваивать ремесло. Сейчас ее дом утопает в разноцветных дорожках, которые она наткала для себя. Теперь, улыбаясь, говорит, вышла на новый уровень и начала работать уже на заказ — для людей.
«Наше село Стена издавна славилось своими ткацкими изделиями. Когда-то старые люди очень много такого наделывали. Каждую осень, как заканчивались полевые работы, женщины становились к станкам. До праздников и после праздников работали, — рассказывает мастерица Светлана Антонишина. — Когда-то делали дорожки, полотно, налавники, ковры, рушники — все это изготавливали на станках. В каждом доме были дорожки — над лавками и на лавках. Кто жил богаче — яркие, а кто жил беднее — те одалживали станки и делали из чего было, так как приобрести что-то было нереально. Это уже в советское время фабричное производство вытеснило ручное. А теперь мода на свое возвращается. Благодаря проекту мы не только возрождаем древнее ремесло, но и имеем возможность копейку заработать».
Изготавливают мастерицы дорожки различных размеров, толщиной от 45 сантиметров до 80. Как уверяет Светлана, технология довольно проста. Сначала одежду нарезают на полоски толщиной в палец, их связывают и скручивают в клубок. Полоска фиксируется на челноке, который «проплывает» между нитями на ткацком станке и «забивается» крышкой. На изготовление одной дорожки длиной более метра мастерица тратит минимум один день. Говорит, что все зависит от сложности узора: если он мелкий, то больше времени уйдет, если простой, тогда немного меньше времени. Также свою роль играют цвета, материалы, а также настроение влияет на то, как быстро с работой справишься.
«ПОКА БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ, ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ПОКУПАЮТ»
Для налаживания производства, как говорит Юрий Степанец, самое сложное было найти нужные нити. Как оказалось, для таких вещей подходят не все, поэтому пришлось испытывать на прочность все имеющиеся на рынке предложения — от шелковых до люрексовых с металлизированной нитью. Настоящий «квест» был и с текстилем. Обрезки тканей, которые отдают на швейных фабриках, имеют достаточно пастельные цвета, а дорожки требуют яркости. Поэтому пришлось налаживать сотрудничество со швейными ателье, их отходы «разбавляют» цвета. Внесла свои коррективы и эпидемия. Из-за карантина станции сортировки мусора, которые действуют при учебных заведениях в Виннице, не работали или работали периодически, в определенное время. Поэтому люди начали напрямую передавать свою ненужную одежду экоактивистам.
«Сейчас проблем с сырьем нет, его пока хватает. Мы имеем запасы, потому что не такие большие объемы производства, вагоны текстиля точно не перерабатываем, — шутя отмечает Юрий Степанец. — Сейчас у нас более-менее налажено сотрудничество со швейными фабриками и частными ателье. Бывает, предлагают свои отходы производства из других городов Украины, но мы сразу предупреждаем о соответствующей длине, так как мелкие обрезки нам не понадобятся. Не так давно получили посылку из Днепра с тканью, обрезки оказались короткие, так что теперь сразу предупреждаем партнеров об условиях. Всего за полгода действия проекта уже продали более сотни дорожек. Стоимость коврика стартует от 350 гривен, в зависимости от размера и сложности узора. Продажа осуществляется в основном через Интернет-магазин в социальных сетях Facebook и Instagram. Там также можно дорожку. Но, признаюсь честно, изделиями пока больше интересуются, чем на самом деле покупают».
«ДЛЯ НАС ВАЖНО — МЕСТО, СПОСОБ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА»
Сейчас команда «Vereta» работает над расширением ассортимента. Кроме дорожек и ковриков, мастера начали изготавливать экосумки, кошельки и чехлы для ноутбуков. Таким образом они хотят поэкспериментировать и заинтересовать людей таким старинным ремеслом, как ткачество, и ткаными изделиями в частности. Стоимость чехлов стартует от 350 гривен, можно заказать изделие под определенный размер ноутбука, правда, тогда он будет стоить на несколько гривен дороже, но и вещь будет эксклюзивной, ведь ни один продукт не повторяет узор предыдущего.
«Основу под чехлы изготавливают мастера в Стене, а уже изживаем их в Виннице. Каждое второе изделие отличается от предыдущего, потому что, работая вручную, невозможно подробно повторить одинаковое сочетание цветов. Поэтому можно сказать, что каждая вещь уникальна, — продолжает Юрий. — А еще изделия чрезвычайно прочны и практичны. Такой товар, надо сказать, уже нашел своего покупателя. За последние месяцы мы продали ориентировочно 30 чехлов, которые разлетелись по всем крупным городам Украины, даже в Польшу поехали. С экосумками сложнее, поэтому пока их не производим, разве только под заказ...
Надеюсь, что людям нравится то, что мы делаем. Они пишут хорошие отзывы, бесплатно снимают видео, делают репортажи, рекламируют наши изделия на своих страницах в соцсетях. Постепенно набирается количество подписчиков. Если бы мы не были ограничены в возможностях, то делали бы выставки, презентации, промомероприятия, можно было бы даже за границу поехать и показать нашу продукцию. Но «Vereta» — это не сугубо деловой проект, а, скорее, социальный. Состояние мы на нем точно не сформируем и имения не построим. Однако радует то, что благодаря проекту люди в селе имеют работу. И, пожалуй, в этом его самая суть и задачи. Для нас важно — место производства, способ производства и технология производства. Это три ценности, на которых держится «Vereta».
Сейчас мы ставим себе цель сделать так, чтобы эту продукцию покупали больше не в Интернете, а в месте ее производства, то есть в Стене. Туда должны приезжать туристы, чтобы попробовать свои силы в ткачестве и соответственно приобрести дорожку или иное изделие на память, оставляя деньги в громаде. Мы пытались запустить такие туристические инициативы этим летом. Но из-за карантина это было нелегко. И надеюсь, что рано или поздно эта идея заработает и будет реализована, потому что наши изделия стоят внимания, могут радовать своей практичностью и красотой много-много лет. А село Стена заслуживает шанс стать центром ткачества в Винницкой и вернуть себе былую славу».
Напомним, как писал «День», в материале «Бабушкина верета» (№ 44 за 11 марта 2020) проект «Vereta» официально стартовал с 11 марта, хотя подготовительный этап длился еще с осени прошлого года. Реализует его в Винницкой общественная организация «Наше Подолье», которая уже 15 лет занимается воплощением экологических инициатив. Среди них проект «Зеленая школа», компосты в школах, открытие станции глубокой сортировки мусора EcoHope при Донецком национальном университете имени В. Стуса. Несколько лет назад экоактивисты «Нашего Подолья» приобрели дом в селе Стена и решили устроить там экологический центр. Он уже стал местом встречи сельской и городской культур, лагерем для отдыха молодежи из разных стран мира. Поэтому «Vereta» — это не очередная инициатива, а вполне последовательное решение, которое призвано объединить все предыдущие проекты для уменьшения влияния на окружающую среду, возрождения ткацкого ремесла и создания добавленной стоимости для громады.