Как и «Киев Мюзик Фест», это один из старейших и авторитетнейших форумов Национального союза композиторов Украины, а точнее — ее Киевской организации. Он проводится с 1989 года. Сначала был сугубо столичным мероприятием, затем — всеукраинским и вот уже более 20 лет является международным.
Этот фестиваль в Украине и мире ждут всегда. Почти каждый год в последнее время возникает опасность его исчезновения, главным образом из-за недостатка финансирования, но, как Феникс из пепла, форум каждый раз возрождается, обретает новые силы — на радость многочисленным поклонникам. Удивления достоин энтузиазм, с которым оргкомитет, готовя программу, умудряется все время удерживать «бронепоезд под парами на запасном пути».
Вот и в этом году до конечного момента никто не знал, состоится ли все же фестиваль. Но когда уверенность появилась, программа появилась сразу.
ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ
«Киевские музыкальные премьеры-2020» прошли в Большой концертной студии Дома звукозаписи Украинского радио с соблюдением карантинных требований. Все восемь концертов записывались, их можно было прослушать в онлайн-трансляции, что полностью лежит в русле общих тенденций концертной жизни последнего времени.
Программа каждого фестивального дня строилась по принципу контраста: в 16 часов камерный или хоровой концерт, в 19 — оркестровый. Было исполнено 44 произведения 31 композитора. Конечно, в нынешних условиях мировой пандемии очень трудно соблюсти международный статус. Однако, кроме украинской музыки, на фестивале звучали произведения представителей Казахстана, Канады и Швеции (в концерте молодого коллектива, который только набирает популярность в украинских профессиональных музыкальных кругах — струнный квартет имени Левка Ревуцкого).
Вообще каждая импреза имела какую-то особенность, изюминку, что является безусловной заслугой организаторов фестиваля во главе с музыкальным директором, председателем НСКУ Игорем Щербаковым (его «стаж» на этой должности насчитывает уже более 20 лет!) и исполнительным директором Ольгой Кононенко.
ЮБИЛЯРЫ И СУПЕРЗВЕЗДЫ
Вершиной-кульминацией, которая задала высокую планку всему проекту, стал концерт-открытие с красноречивым названием «Дуэт юбиляров: Игорь Щербаков и Йожеф Эрминь». Ведь именно в этом году коллеги и друзья по жизни, ведущий украинский композитор Игорь Щербаков и один из лучших отечественных пианистов Йожеф Эрминь, отмечают свои знаменательные жизненные даты. Понятно, что это был, по сути, авторский концерт первого и исполнительный бенефис другого.
Самая серьезная интерпретационная нагрузка пришлась на музыкантов Национального камерного ансамбля «Киевские солисты» (художественный руководитель — Анатолий Васильковский). Этот коллектив, созданный в 1995 году и успешно управляемый незабываемым Богодаром Которовичем, в последнее время возродился после некоторого забвения. Под руководством дирижера Игоря Пучкова (ученика выдающегося профессора НМАУ имени Петра Чайковского Аллина Власенко), который, после длительного периода работы в Германии, с 2019-го начал работать с «солистами», оркестр вновь обрел прекрасную форму, став в один ряд с лучшими оркестрами Украины.
Программа составляла парад концертов разных периодов творчества Игоря Щербакова для ряда инструментов со струнными. Причем состав солистов был, без преувеличения, суперзвездным: Богдана Пивненко — скрипка («Покаянный стих», 1989), Александр Лагоша — альт («Ariapassione-2», 2000), Оксана Литвиненко — виолончель (Элегия-память «Там, за маревом...», 2018), Богдана Стельмашенко — флейта («Памяти Олега Кивы», 2008) и, наконец, соювиляр Йожеф Эрминь — фортепиано («Motus», 2017 и Концерт № 1, 1996). Кроме опусов Щербакова, пианист представил также премьеру специально написанного для него очень красивого «Посвящения» его жены, известного львовского композитора Богданы Фроляк.
Импреза поразила искренностью, яркой эмоциональностью, чрезвычайной выразительностью, драматургической выстроенностью. Восторженная и благодарная публика практически единодушно признала ее одной из лучших в фестивале.
Следующим «открытием» «Киевских музыкальных премьер-2020» стал хоровой концерт к 275-летию композитора Максима Березовского (1745—1777). Как ни прискорбно, речь идет об очередном забытом государством юбилее выдающегося украинского — единственного отечественного деятеля искусства, удостоенного звания академика Болонской академии.
В предлагаемой фестивальной программе Камерный хор «Киев» под батутой неутомимого энтузиаста хорового дела Николая Гобдича представил публике шесть премьер вновь обретенных партитур — пять Максима Березовского и одну Андрея Рачинского, которые недавно нашла и идентифицировала украинская исследовательница Ольга Шумилина. Как утверждает Николай Гобдич, эти произведения не исполнялись более 200 лет!
Не стоит и говорить, что вечер стал сенсацией. Особый интерес вызвал финал действа, в котором прозвучали два духовных концерта на известный текст «Не отвержи меня» Андрея Рачинского и его юного современника Максима Березовского — в начальной авторской редакции, которая существенно отличается от общеизвестного варианта. Два прочтения — как два полярных мира: жизнеутверждающее и оптимистичное у старшего Рачинского и углубленно-трагическое у его младшего коллеги. Что ж, таким было их мировосприятие, и так каждый из них видел будущее...
Остается только поблагодарить Николая Гобдича, артистов его хора и соратников за титанический труд, высокий профессионализм и незабываемые впечатления от гениальной музыки, которая и через несколько веков продолжает открывать нам все новые глубины.
СЛУШАЕМ НОВИНКИ
Традиционной страницей «Премьер сезона» всегда был концерт из произведений молодых композиторов. Вот и в этом году Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины подготовил подобную программу. Художественный руководитель коллектива, профессор Владимир Сиренко поручил ее своему ученику — дирижеру Юрию Литуну, который прекрасно справился с задачей. Среди произведений, которые прозвучали, больше всего запомнились яркостью мышления, зрелостью формы и оркестровки «Следы» Марии Чабан, Концерт для флейты с оркестром Всеволода Сиренко (солист — Игорь Ермак) и «Бумажные птицы» Сергея Леонтьева.
Как всегда, высокий исполнительский уровень продемонстрировали постоянные участники украинских фестивалей — Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» (художественный руководитель и главный дирижер — Валерий Матюхин) и Заслуженный академический симфонический оркестр Украинского радио (художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Шейко).
Финальным аккордом «Киевских премьер сезона 2020» стал концерт-закрытие «Затули мене крилом...» Он как раз пришелся на вечер пятницы 27 ноября накануне последней субботы месяца, когда Украина и мир почитают память жертв Голодомора. Поэтому вполне понятно, что программа была посвящена этому трагическому событию.
В исполнении Ансамбля классической музыки имени Бориса Лятошинского Национального дома органной и камерной музыки Украины (дирижер — Богдан Плиш) прозвучали потрясающие, уже не раз успешно апробированные в концертной практике произведения нашего живого классика, выдающегося мэтра украинской композиторской школы Евгения Станковича — пронзительная «Украинская поэма» для скрипки и камерного ансамбля (солист — Назарий Пилатюк) и лирико-драматическая «OperaRustici» для сопрано, баритона и камерного оркестра на стихи Бориса Олийныка (солисты — Иванна Плиш и Александр Бойко).
Между ними прозвучал лично мне пока мало известный инструментальный Requiemвыпускника Донецкой консерватории, а теперь киевлянина Евгения Петриченко в редакции для камерного оркестра и фонограммы (в частности, с надрывными женскими плачами-причитаниями). Не вдаваясь в анализ музыки, приведу только один слушательский комментарий с фейсбучной страницы фестиваля: «Очень трудно слушать, но невозможно не слушать...»
Вот таким компактным и насыщенным, разноцветным и разножанровым, сенсационным и эмоционально наполненным был нынешний форум современной академической музыки. Несмотря на все сложности нашего времени, праздник состоялся и уже стал историей. Остается только радоваться, что мы стали свидетелями и участниками этого события.