В Тернополе проходит благотворительный онлайн-аукцион по продаже коллекции Оксаны Чмыленко «Шляпки — как у королевы». Начался он 23 декабря презентацией с дефиле и профессиональной фотосессией для всех желающих в Тернопольском академическом областном украинском драматическом театре им. Т. Шевченко. За вырученные средства, а это должно быть 70 тысяч гривен, приобретут необходимое реанимационное оборудование для лечения онкобольных детей. По словам врача-анестезиолога Тернопольской областной детской клинической больницы Сергея ТКАЧУКА, идет речь о мониторе пациента. Он воспроизводит содержимое углекислого газа в воздухе, что выдыхает больной во время искусственной вентиляции легких. Аукцион проводят совместно с Международным благотворительным фондом «Живи», осуществляющим закупку.
Мастерица Оксана ЧМЫЛЕНКО рассказала «Дню», что идея создать коллекцию шляпок английской королевы возникла давно. «Елизавета ІІ меня давно вдохновляла на создание такой коллекции. Мы имеем пример того, как благородно и элегантно выглядит старшая женщина в шляпках. У меня была такая мечта. Я ее вынашивала. Мне хотелось сделать коллекцию, но она откладывалась, так сказать, в длинный ящик. А тут я разговорилась с основательницей благотворительного фонда «Живи» Лилией Домарацкой, и она вспомнила об онлайне-аукционе, который действует при фонде. Мастера дают свои работы и таким образом собирают необходимые средства. Она говорила о том, что к этому аукциону нужно как-то привлечь внимание, и поэтому это стало толчком к реальным действиям». «Мы видим посты, которые распространяют в соцсетях с просьбами о помощи. Возможно, есть определенный процент людей, которые это обходят, избегают этих постов», — говорит Оксана Чмыленко. По ее мнению, привлечь внимание общества, в частности, к проблеме помощи тяжелобольным детям можно ярким проектом.
В коллекции «Шляпки — как у королевы» представлены девятнадцать шляпок и беретов, стартовая цена которых от 700 до 1400 гривен. Мастерица выбирала те фасоны, копии которых можно воссоздать в шерсти, также ориентировалась на украинских клиентов. «Чтобы это были шляпки, приемлемы для украинских женщин, не выделялись экстраординарностью, чтобы женщина смогла пойти, например, и в церковь. Даже на Крещение можно согреться в такой шляпке».
Презентации предшествовала фотосессия для онлайн-аукциона, над которой работал тернопольский фотохудожник, внештатный фотокор «Дня» Михаил Урбанский. По словам Оксаны Чмыленко, не было цели искать двойников королевы, а только чтобы женщины были почтенного возраста и чем-то ее напоминали. «В одном из ракурсов королевы Елизаветы я узнала маму своей одноклассницы — Елену Стадник. Она оказалась действительно похожей на Елизавету в любых ракурсах. Но кроме нее, у нас еще есть две модели. Это мои знакомые. Среди них детский педиатр, которая лечила меня в детстве, Галина Яковлевна Дубровина. В настоящее время она заведующая педиатрическим филиалом №4 Тернопольской городской детской поликлиники. Невестка еще одной модели увидела наш пост и попросила, чтобы взяли ее свекровь Марию Белоус, потому что она тоже похожа на королеву». Профинансировали проект «Шляпки — как у королевы» благотворители из Канады. Головные уборы Оксана Чмыленко изготовляла вместе с десятью волонтерками. Работали в течение месяца.
В целом пани Оксана четыре года создает шляпки. Имеет собственную авторскую технологию. «Я нигде не училась делать шляпки. Одно заметила, что мастера, которые изготовляют шляпки, используют более жесткую шерсть. Это шерсть, из которой я делаю обувь. У нее микронность большая и, например, когда такая шляпка касается лица, то она может немножечко покалывать. Я поставила перед собой цель — сделать шляпку из тонкой шерсти мериноса. Сначала это не получалось, но со временем понимала: если эту шерсть интенсивно уплотнять, то она будет держать форму. Я не использую ножницы при изготовлении. Секреты в выкладке шерсти», — отмечает мастерица.
До коллекции «Шляпки — как у королевы» она дважды представляла коллекции, посвященные всемирно известной оперной певице Соломии Крушельницкой. «Я чувствую страсть к галичской моде столетней давности. Мне нравится Соломия Крушельницкая. В Тернополе поставлен ей памятник, где она в шляпке. Соломия Крушельницкая одевалась во Львовском доме моды, который тогда равнялся на парижский. До российской оккупации, люди, проживавшие здесь, были более свободными, могли подчеркнуть свою индивидуальность таким образом. Еще не были испорчены коллективизмом, стереотипами не высовываться, не выделяться. Мне всегда хотелось, чтобы женщины и в наше время носили шляпки. Для меня это единственный элемент одежды, который изменяет изнутри. Я его сравниваю с книжкой. Ведь мы чувствуем себя по-другому, когда надеваем шляпку. Это всегда красиво, и нет таких женщин, которым бы шляпки не подходили, — говорит Оксана Чмыленко. — Моя глобальная мечта — внести свою лепту в общие модные тенденции. Если у нас это было, то оно может и вернуться в современном обрамлении».