Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Непраздничная история

Как пытался вытащить сам себя за уши наш внутренний туризм в прошлом году
12 января, 2021 - 18:58
В АКТИВЕ АНЖЕЛЫ САВЧЕНКО — АВТОРСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ, КОТОРЫЕ ПО-НОВОМУ ОТКРЫВАЮТ И ИСТОРИЮ, И СОВРЕМЕННОСТЬ. НА ФОТО: ВСТРЕЧА В ЗБАРАЖСКОМ ЗАМКЕ. ТУР «ЗАМКИ ВОЛЫНИ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Еще в начале мая телефон не умолкал, а в мессенджеры шли вопросы от журналистов: что же ждет внутренний туризм во время пандемии. С июня колокольчики и вопрос стихли. А к концу октября уже и вовсе забыли, о чем спрашивали в мае.

Так как же жил или, точнее, пытался вытащить сам себя за уши наш внутренний туризм в прошлом году.

К ответам журналистам я добавляла шутливую фразу, трендом сезона будет «купи домик в деревне». И в моей шутке была большая доля правды. Потому что за время карантина в стране продалось, как никогда, домиков в деревнях, а усадьбы зеленого туризма были заполнены в течение весны-осени практически на 100%.

В аккурат накануне карантина наше правительство наконец разродилось и создало столь необходимое для отрасли Государственное агентство по развитию туризма, конечно, с главой, назначенным по «партийным квотам», а не по профессиональным критериям. И началась... Продвижение туристических объектов Украины. И анонс «туристических магнитов».

Что сказать еще, когда каждые последующие, обвиняя в «некомпетентности» папередников, демонстрируют еще большую некомпетентность? Беда наша в том, что государственные чиновники не разбираются в собственных полномочиях и задачах. Ведь задачей ГАРТ является мониторинг туристического рынка, забота о кадрах, формирование правил работы на рынке туризма, защита поставщиков и потребителей туристических услуг, лоббирование нового Закона о туризме (мы и сейчас руководствуемся Законом о туризме от 1996 года), где приоритетным должно быть развитие внутреннего туризма, обеспечение открытых и адекватных требований к игрокам внутреннего туристического сегмента. И именно ГАРТ должно спускать требования, рекомендации, приказы туристическим компаниям относительно действий при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, форс-мажора, пандемии и т.п. А наш внутренний рынок до сих пор так и не дождался четких рекомендаций относительно предоставления туристических услуг, перевозки экскурсантов, обеспечения безопасности участников туров в условиях пандемии. Так, как это действует во всех странах мира. Не дождавшись крайне важных рекомендаций и разъяснений, туристические компании начали собирать группы на свой страх и риск и ответственность.

Обрезанный, вялый, но какой-то все-таки состоялся туристический сезон. Однако никто не работал на все сто, никто не может сравнить год 20-й с прошлыми. Кроме того, чтобы окончательно не потерять своего туриста, большинство компаний, себе в ущерб, вынуждены были держать прошлогоднюю планку цен, преимущественно работая в ноль, чтобы не в минус. Перенастроились на внутренний рынок и некоторые выездные операторы, пытаясь хоть как-то балансировать.

До середины октября более или менее выгребали. Прежде чем планировать путешествие, самостоятельно мониторили интерактивную карту Минздрава. Но с октября ситуация с вирусом снова изменилась к худшему, побуждая многих преждевременно объявить о закрытии сезона. Самые стойкие еще держались. Однако твою активность определяли «твои» туристы. Об активности в ноябре-декабре, о первых месяцах года 21-го (никто не представляет, как будет дальше), нечего и говорить.

Но ни единого слова о спасении рынка из уст ГАРТ так и не прозвучало.

Ни о лобби в правительстве о налоговых каникулах, ни о помощи гидам, большинство которых, особенно наш «золотой фонд» — англоязычные, польско-, франко-, испано-, немецкоязычные гиды, которые за годы достигли высокого профессионального уровня, были брошены на произвол судьбы. Все по классику: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Люди вынуждены ликвидироваться как ФЛП (так как банально нечем оплатить ЕСВ), не получив никаких компенсаций (КВЭДы гидов не подпадают под перечень, установленный государством), менять профессию, прощаться с любимым делом.

К слову, Италия, Испания, Португалия, Германия, Израиль взяли своих гидов «под опеку», обеспечив выплаты на время «простоя из-за пандемии», наше же правительство (а этим непосредственно должен заниматься ГАРТ), не то чтобы поинтересоваться, с чего живут люди, производят высококачественный культурный продукт, даже не позаботились о том, чтобы хотя бы временно освободить их от уплаты налогов. Литва и Польша позволили приостановить деятельность. Но украинским предпринимателям такой опции не предоставляют: ликвидируйся (и еще выдержи налоговые проверки) или плати.

Рынок сыплется, как карточный домик. Осыпание началось еще раньше, с 2014-го, по крайней мере в Киеве, который уже давно не видит такого количества туристов, как раньше. Еще с 2014 года многие наши перевозчики вынуждены были продать свои авто и уехать водителями на фуры в Польшу или изменить бусы на грузовые. Уже с 2014-го многие ООО открыли ФЛП, так как альтернативы выжить на рынке туристическом просто не было. Не может ООО, занятое только внутренним туризмом (если это не Западная Украина или не Чернобыль — самые популярные направления) выполнить все требования: обеспечить аренду офиса (и нужна ли она в условиях тотальной диджитализации и «страны в смартфоне»), оплату банковских гарантий (которые ничего не гарантируют в условиях пандемии и не только) и ряд других атавизмов.

Наш внутренний туризм, на самом деле, держат на своих плечах те, кто вынужден был регистрироваться как ЧП, чтобы работать официально, платить налоги и не водить туристов партизанскими тропами.

Что в итоге? В итоге, как в известном фильме: «Кто не работает, тот ест».

Государство объявило охоту на ведьм в виде ФЛП, обвиняя их в неуплате налогов, отмывании денег и тому подобное. Я не буду сейчас говорить обо всех ЧП, только о тех, кто занят в туризме. 90% гидов и гидов-переводчиков Львова официально зарегистрированы как ФЛП, 50% гидов столицы зарегистрированы как ФЛП, ориентировочно такая же ситуация в Одессе. Как ФЛП может не уплачивать ЕСВ, я не могу понять. ФЛП, которые предоставляют дополнительные услуги по размещению туристов, транспортные услуги и остальные платят также налог на прибыль.

Не платит налоги тот, кто предоставляет туристические услуги нелегально. К сожалению, процент таких деятелей растет. И именно они вносят хаос на рынок экскурсионных услуг (наш турист не сильно интересуется, имеет ли право инициатор путешествия на предоставление определенных услуг, лишь бы на 10 гривен дешевле), а государственные структуры не озабочены тем, как предотвратить подобную нелегальную деятельность. ФЛП — его же видно! Он во всех реестрах, он сдает отчеты и имеет персональные электронные кабинеты. Так и бороться с ним проще.

Никто не убедит меня, что в нашем государстве не происходит дискриминация ФЛП и, соответственно, бизнеса, работающего в форме ФЛП.

Под конец августа ГАРТ пафосно объявило, что внутренний туристический рынок в стране спасен: ГАРТ с УКФ запускают специальный ЛОТ «Туризм: институциональная поддержка», по которому представители рынка, занятые — внимание! — внутренним культурно-познавательным туризмом (подчеркиваю это условие!), могут подавать заявку и быть спасены. Пришлось УКФ объявлять три волны подачи заявок (выделенных средств оказалось больше, чем тех, кто соответствует условиям заявителей). За первой волной было выдвинуто требование ООО, что они обслужили не менее 500 внутренних туристов и оплатили не менее 500 тыс. налога. Должна внести некоторые разъяснения. Внутренний туризм — это туристические услуги, предоставляемые гражданам Украины в пределах Украины. Никакие китайцы, пакистанцы, израильтяне, немцы и поляки, которых туроператоры принимали в Украине, к этому не причастны. Украинцы, которых туроператоры отправляют в Египет, Тайланд, Италию, Мексику или Гоа, являются выездными туристами, а не внутренними. Культурно-познавательный туризм — это туризм, предполагающий посещение музеев, историко-культурных заповедников, выставок, галерей и т.п.

Теперь к цифрам. 500 внутренних туристов в год 2019 (а именно за указанный год должны были предоставить данные заявители) — это мало. Для среднестатистического ФЛП, который предоставляет экскурсионные услуги, в год нормальный (к счастью, 2019 был именно таким) до тысячи туристов — вполне приемлемое количество. Если же говорить о 500 тыс. уплаченного налога, то цифра космическая. И вряд ли подъемная даже для выездного туризма. Так для каждого, кто не космонавт на рынке туристическом, было понятно, что с такими условиями заявителей будет, как пальцев на обеих руках. Учитывая незначительное количество заявок за первой волной, где, как и ожидалось, подавались туроператоры-акулы, под вторую и третью волну условия ослабили. Исчезла любая цифра уплаченного налога, закрывались глаза на количество внутренних туристов, к участию допустили гостиницы, санатории, блоггеров и даже общественные организации. Всех, кроме ФЛП.

Будучи экспертом по данному ЛОТу, я отмечала не раз и не два, апеллируя к куратору ЛОТа, руководителю УКФ, что условия ЛОТа дискриминационные, что деньги достанутся тем, кто никогда не занимался внутренним туризмом. И что ФЛП держат на своих плечах внутренний туристический рынок. Я требовала встречи, на которой должны присутствовать министр культуры, глава УКФ и руководитель ГАРТ, чтобы донести им свои аргументы. Благодаря куратору, встреча все же состоялась, но с представителем УКФ. Меня вежливо выслушали, покачали головой, посочувствовали, но отметили, что «под вас (ФЛП) закон (Закон о УКФ) менять никто не будет».

Прием заявок продолжался, оценки выставлялись. Но команда УКФ отметила, что в грантах «институциональной поддержки» эксперты не пишут собственные выводы. То есть оставьте свое мнение при себе. Пусть вас не смущает, что грант институциональной поддержки — это фактические компенсации пострадавшим туроператорам во времена пандемии на выплату зарплат сотрудникам, налоги, аренда офисов, услуги связи и т.п.

В отличие от культуры, туризм — это преимущественно бизнес. И если бизнесу трудно, он должен доставать средства из «подушки», съезжать с аренды, которую не может оплатить, сокращать сотрудников и отправлять на биржу, экономить. Так это работает в мире. Так действует бизнес. Но в Украине объявили о «британской модели» спасения туризма (вау!), только забыли прописать британские законы и британские зарплаты. Между прочим, за несколько месяцев до начала пандемии обанкротился самый известный в мире британский туроператор «Томас Кук», и никто из британского правительства его не спасал.

В ноябре состоялся последний вебинар экспертов вышеупомянутого ЛОТа, на котором я апеллировала к коллегам с инициативой об обращении к главе УКФ и министру по условиям ЛОТа и потенциальным ґрантополучателям. Мою инициативу поддержали целых пару человек, и не все присутствовали на вебинаре. Несколько слов о заявках. Прежде чем они попадут к экспертам, должны пройти технический отбор. И тут вопрос, каким образом к экспертам попали заявки, податели которых зарегистрированы в оффшорах. Эксперты только оценивают заявки, но не принимают окончательных решений о финансировании.

В конце декабря Украинский культурный фонд пафосно отчитался о розданных средствах. Перечень тех, кто получил средства от УКФ по ЛОТу «Туризм: институциональная поддержка» в открытом доступе на сайте и странице грантодателей. И если вы насчитаете среди них чуть больше десятка тех, кто действительно занимается внутренним культурно-познавательным туризмом в Украине, я буду рада.

А пока всем коллегам на туристическом бездорожье Украины остается полагаться исключительно на себя, «лупати сю скалу», быть Сизифом, и еще раз ни на кого не рассчитывать в нашей «не своей» Украине.

Анжела Савченко, директор туристической компании «Киевские фрески», эксперт УКФ 2020 года

От редакции: Мы хотели бы получить ответы на поставленные в статье вопросы и от самого Украинского Культурного Фонда

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ