Стены украинского парламента были свидетелями разных «креативов»: и как Леониду Кучме приносили лапти, и как бросали яйца в спикера, и как подвешивали антинатовские шарики... Вчерашнее получасовое унижение Виктора Януковича, наверняка, займет «достойное» место в этом ряду.
Бютовцы уверяют, что идея трясти плакат и кричать «Юле-волю» во время выступления гаранта пришла к ним совершенно спонтанно.
— Мы даже не знали, что будет Президент, нам сказали, что будет выступать Азаров. Это был чистой воды экспромт, — сказал в разговоре с «Днем» бютовец Сергей Мищенко
— На открытии сессии присутствовали представители иностранных государств. Они улыбались, снимали происходящее на телефон...
— Думаю, они смеялись не над нами, а над другим человеком, который пять минут стоял в ступоре и не знал, как начать говорить. У нас не было цели обеспечить картинку для послов или журналистов. Это было спонтанное действо, которое шло от души, от сердца всех тех, кто брал в этом участие.
Впрочем, надо отметить, что, несмотря на все шумовые эффекты, Виктор Федорович держался достойно. Он спокойно дочитал свою речь до конца. Регионалы, видимо, что-то слышат из речи главы государства, поскольку время от времени ему аплодировали.
«В целом, Виктор Федорович затронул целый ряд вопросов, которые в ближайшее время решить не удастся, — поделился своими впечатлениями коммунист Спиридон Килинкаров. — Реформировать все сразу и сейчас, я думаю, не получится. Мне жаль, что не определены приоритеты, на которых можно было бы сосредоточиться. Президент затронул огромные пласты вопросов: и земельную реформу, административную реформу, Криминальный кодекс, Налоговый кодекс. Практически пытаются объять необъятное. Думаю, ничего путного из этого не выйдет. Надо выделить приоритеты, какой из этих вопросов можно решить сегодня».
И, тем не менее, одна совершенно конкретная вещь в выступлении Президента прозвучала. Точнее, это был очень конкретный камень в огород министра образования Табачника. «Антипримером может быть реформа высшего образования. Повторяю — антипримером», — заявил Президент.
Додумается ли неповоротливый государственный разум до следующего логичного хода — убрать антиреформатора из Кабмина? На этот вопрос пока ответа нет. Слухи об отставке Табачника ходят давно, но он по-прежнему сидит в своем кресле ...
Впрочем, сейчас речь не о нем. В эти дни решается другой вопрос — кто будет следующим омбудсменом в Украине. Закон отводит на все про все 20 дней. За это время фракции должны определиться с кандидатурами.
Судя по всему, Нина Карпачева, которая уже 14 лет занимает эту должность, Партию регионов устраивает целиком и полностью. «Мнение, которое бытует во фракции: у нас нет особых вопросов к работе Нины Ивановны», — сказал вчера Александр Ефремов на брифинге.
А вот сама Нина Ивановна еще не определилась, как быть дальше. Пообещала озвучить свою позицию 9 февраля. Зато определились оппозиционеры — своим кандидатом они видят известного правозащитника Евгения Захарова.
Проголосует ли провластное большинство за «оппозиционного правозащитника»? Тут все — в руках депутатов. За кандидатуру омбудсмена или омбудсвумен предполагается тайное голосование.
А уже завтра Верховная Рада должна в первом чтении проголосовать за очень важный документ — новый Уголовно-процессуальный кодекс. Как уже писал «День», новый УПК должен заменить кодекс, который действует с 1961 года. Регионалы называют его революционным. Мол, речь идет о «документе европейского качества», о «революционном прорыве, который намного либерализирует проблему уголовного судопроизводства».
И действительно, некоторые нормы законопроекта для нашей страны — прорыв. Главное новшество — значительное сокращение возможностей для силовиков посадить человека в СИЗО до приговора. Расширяются возможности освобождения под залог, а также появляется такая мера пресечения, как домашний арест. Вводится такое понятие, как сделка.
Украинские суды также попрощаются со злополучными металлическими клетками в залах судебных заседаний. Им на смену придут прозрачные ограждения из непробиваемого стекла. Таким образом, мы наконец-то исполним предписания Европейской конвенции о защите прав человека.