Напомним, мы начали с «Маршрута №1. СУМЫ — СПЕКТАКЛЬ «Пер Гюнт» (см «День», №№4-5), продолжили «МАРШРУТОМ №2. ХАРЬКОВ — «Любовь к трем апельсинам» (см. «День» №№9-10), МАРШРУТ №3. ЛЬВОВ познакомил с резонансной «Алисой» (см. №№ 14-15), Маршрутом №4 «Одесса — опера La Traviata» («День» № 19-20), «Маршрут №5. Ивано-Франковск — спектакль «Двенадцатая ночь, или Что захотите!» (См. № 22), а сейчас приглашаем в Южную Пальмиру на «Энеиду ХХ» Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько.
ВМЕСТО ТРОИ ФИГУРИРУЕТ... ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННЫЙ ДОНБАСС
В последние годы в украинском театре граница между классикой и современной драмой — конечно, в отдельных случаях — приобретает определенную условность. Появляется немало произведений, в которых классические сюжеты получают кардинально новое прочтение, обрастают дополнительными героями и сюжетными линиями. «Энеида XXI» драматурга Виталия Ченского (по мотивам поэмы древнеримского поэта Вергилия) — один из самых показательных примеров этой тенденции. События, описанные Вергилием, Ченский перенес в плоскость новейшей Украины, смело переиначив как географические детали произведения (вместо Трои здесь фигурирует... временно оккупированный Донбасс), так и уровень героизации персонажей (в отличие от своего предшественника, легендарного предводителя римлян, Эней здесь — человек скромный, без претензий на геройство). Лишен собственного дома, Эней с родней вынужден отправиться на поиски места, где сможет жить даже не счастливо, а хотя бы спокойно. Если учесть, что постановщик спектакля — эпатажный Макс Голенко, то можно быть уверенным: скучать Энею с компанией на этом пути не придется. Если же учесть тот факт, что это должен был быть первый спектакль Голенко в должности главного режиссера Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько, то эта уверенность имела все шансы уступить рациональному мышлению: в конце концов, первый спектакль в новом статусе требует особого настроения, а потому вместо творческой раскрепощенности в этой работе автор вполне мог бы руководствоваться стратегической сдержанностью.
«ЭПИЧЕСКАЯ ТРАВЕСТИЯ»
Жанр «Энеиды XXI» обозначен как «эпическая травестия». После премьерных показов можно сделать вывод, что травестии тут таки существенно больше, чем эпичности. Этот спектакль Максим Голенко задумал как долгий путь Энея — к спокойной жизни, к самому себе, к пониманию того, почему произошло именно так и кто виноват в том, что происходит сейчас. Причем в течение спектакля герой так и не добирается к пункту назначения, поэтому его поиски продолжаются... И они точно никогда не превратятся в легкую прогулку: с такими «тараканами» в голове, сомнительной надежности спутниками и подлым папой, который не может простить, что когда-то мать Венера бросила Энея на него, этого не произойдет никогда.
Условно персонажи в спектакле разделены на несколько групп: енеады, боги, смертные. Сталкивая их между собой, режиссер испытывает на прочность каждого и убеждает, что величайшие бывают уязвимыми, а смертные способны выживать даже там, где выжить невозможно в принципе. А вообще, подчеркивает режиссер, мы все в одной лодке, то есть автобусе, на пассажирские сиденья которого во время пути порой подсаживаются и другие герои.
В спектакле говорят на украинском, русском, суржике и... щедро матерятся. Такой языковой принцип, конечно, оправдан концептуально, но одновременно он спровоцировал мощную волну возмущения у зрителей, которые не хотят или не могут погружаться в вопросы, почему тот или иной герой разговаривает именно так. Зато на политические или иные ассоциации с настоящим все реагируют дружно и прогнозируемо: Юноне с характерной косой дружно улыбались, при упоминании о Левантском припортовом заводе понимающе кивали...
Центральным элементом сценографии в «Энеиде XXI» (художник-постановщик — Олеся Головач) стал муляж самолета после катастрофы. Зловещий и мощный в своей образности, идентифицированный как сбитый в 2014-м над Донбассом малазийский боинг. Благодаря мобильности в течение спектакля турбина и обломок фюзеляжа уместно обыгрывались в зависимости от задачи и эмоциональной окраски той или иной мизансцены. Создавая костюмы для героев, художник не только отталкивалась от первоначального варианта истории, но и тщательно проанализировала режиссерские идеи спектакля. Поэтому римские тоги здесь соседствуют с современной одеждой (в течение действа Эней, в частности, меняет наряды несколько раз), в цветах превалирует белый, но и агрессивного красного и легкомысленного синего хватает, почти все герои обеспечены фирменными аксессуарами (как золотой лавровый венок Энея, шлем то ли пилота, то ли танкиста, в котором мчался навстречу приключениям водитель автобуса, или рыжий высокий парик корреспондентки Розжигайло).
В «Энеиде XXI» принимают участие актеры Одесского театра имени Василько и их коллеги из Киева Дмитрий Усов, Орест Пастух, Андрей Кронглевский, Феликс Аброскин и другие. Практикой спектаклей в копродукции в украинском театре сейчас никого не удивишь, но в этот раз она чуть не сыграла с режиссером злую шутку. Из-за форс-мажора на спектакль в Одессу не удалось приехать Александру Яреме. Всего лишь за одну ночь, продемонстрировав невероятную собранность и профессионализм, в «Энеиду XXI» ввелся одесский актер Роман Федосеев. Отмечая интересные актерские работы Дмитрия Усова, Ореста Пастуха, Ирины Охотниченко и других, все же, прежде всего, хочется отметить Анхиза в исполнении Романа Федосеева.
«Энеида XXI» — спектакль объемный, многоуровневый, многогранный, дерзкий и безапелляционный. Если задаться целью зафиксировать все проблемы, которые поднимает в этой постановке режиссер, — самоидентификация, коррупция, политическая конъюнктура и т.д., то надо осознать то, что пересмотреть ее придется несколько раз.