Сварливая женщина, «пилит» мужа за низкие заработки, на самом деле так, как умеет, заботится о совместных детях, а махинатор с «серыми» сделками мог бы быть хорошим посредником в торговле, если бы имел для того условия, образование и кодекс чести. Влиятельность олигархата на государственные процессы так сильна, потому что люди сами позволяют, более того, требуют присутствия такого типа «неформального управления». В этом убеждена исследовательница украинских архетипов Екатерина ХОПТИНСКАЯ. Она определяет восемь основных поведенческих сценариев, которые присущи коллективному бессознательному общества, и склоняется к мысли, что их глубокое познание поможет выйти из замкнутого круга проблем, по которому бродит государство после обретения независимости.
Это фактически следствие полевой работы, скрупулезного анализа украинской литературы и истории, а также изучения материалов, как делали раньше отечественные ученые в области архетипики. Сегодня Екатерина задумывается над созданием книги, скорее всего, научно-популярной и продолжает свои исследования.
«МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ ЧУЖИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ»
— Логично будет спросить прежде всего, как экономист превратился в человековеда?
— Когда я работала в IТ-секторе, нашими заказчиками были люди отовсюду. И я наблюдала, что хоть ты работаешь с огромной корпорацией, хоть ты открываешь небольшой интернет-магазин, всюду встречаться с набором одних и тех же ошибок. Причем они будут идентичны во Львове и Донецке, в Житомире и в Херсоне. И никакие схемы решения этих проблем, которые предлагали иностранные книги, не подходили. Это было в начале 2000-х, и тогда был дефицит переводной профильной литературы, но мне посчастливилось учиться непосредственно у авторов книг, а следовательно, спрашивала у них о решении каких-то ситуаций, куда не прикладывались их схемы. Они рассказывали что-то общее, что знали о Советском Союзе, но я так и не получала ответов, потому что они и сами, наверное, не знали, почему у нас это не работает.
К тому же те, кто варится в области, знает, что IТ-тусовка очень разная, если сравнивать Украину, Беларусь и Россию. То, что работало даже у соседей, часто было неэффективно у нас. Когда началась Революция Достоинства, а потом война, я поняла, что достигла потолка в своей сфере и бросила работу. Но в то же время я много наблюдала за людьми и не понимала, почему они не видят того, что очевидно мне, почему так сильно подвержены влиянию эмоций. И с 2015 по 2017 год я много ездила по Украине, общалась с большим количеством людей, в частности на востоке, в том числе со сторонниками «республик», с теми, кого можно назвать «оторви и выброси». Мне интересно было разобраться, как люди мыслят, принимают решения. И в чем именно наше отличие от той же России, Румынии или Польши.
— А с чего именно выросло видение структуры украинских архетипов? Или недостаточно того, что предложил миру Юнг?
— Юнг очень классно систематизировал шаблоны поведения на уровне всего человечества. Сюжеты Юнга проигрываются все равно в каждой точке мира, чем успешно пользуются маркетологи. Например, если вы скажете «вор», то и в Украине, и в Китае, и в Америке, и везде это понятие будет понятным. Однако то, как оно трактуется локально, какие черты у этого «вора», будет отличаться в зависимости от культуры и обычаев каждой страны. Потом я увидела рассуждения Алексея Арестовича относительно «наших» архетипов и подумала, что на самом деле стоит глубже исследовать эту тему. Потому что пока мы используем в отношении себя чужие объяснительные схемы, западные или российские. А значит, не мы рассказываем миру о том, какие мы есть, зато нам же самим рассказывают о нас со стороны.
Это можно проиллюстрировать на примере тезиса «в украинском языке нет слов для обозначения технических терминов», хотя они у нас давно были. Я помню, мой дед показывал мне какой-то инструмент рабочий и называл его словам, которых я не знала. Россияне, путешествовали по Украине в XIX веке, оставляли воспоминания с зарисовками телеги или дома и обозначениями, как это называлось. Сегодня это все вышло из употребления, его вытеснила империя через свои ГОСТы, что логично для империи. Потому что это огромная территория, и понимание того, как называется инструмент или деталь, должно быть одинаковым в Бурятии и в Украине, чтобы люди понимали, что ты у них просишь. Но в любом регионе, который присоединил к себе Советский Союз, была своя терминология, и ее уничтожили. В моей работе доходило до смешного, я писала всю украинскую документацию, потому что ІТ-сектор был сплошь русскоязычный. Целую проблему составляло перевести что-то по типу «ячейка». И на всю огромную компанию не оказалось человека, который бы на украинском мог составить описание к софту.
«ВЛИЯНИЕ ДРУГИХ КУЛЬТУР ОТРАЖЕНО В НАЗВАНИИ АРХЕТИПА»
— И во что же в конце концов вылились все эти исследования и наблюдения?
— Прежде всего отмечу, что в классификации я исходила из концепции Юнга об аниме и анимусе, женском и мужском, что «зашито» в каждом из нас. На сегодняшний день я описала восемь ключевых архетипов — четыре женских и четыре мужских. И дополнительно по три высших архетипа, но остановиться хочу на перечне основных. Женские архетипы у нас более древние по происхождению и носят названия персонажей, а мужские происходят из того, что на этой территории в разное время оставляли после себя много разных народов. И это влияние других культур как раз запечатлено в их названиях.
Самый древний украинский архетип — это Мавка, которая берет свое начало с доцивилизационных времен и работает с хтоническими силами природы. Это женщина, которая феноменально чувствует природу, но не очень понимает, как жить с цивилизацией. В нашем настоящем это отражается через желание верить в сказки и чудеса, стремление заботиться об экологии. В настоящем такие люди могут получить эпитет «самашедча», так как социум не понимает этой эмпатии к планете и того, что в ее модели мира даже камешек живой. В литературе поведение Мавки хорошо описана в «Лісовій пісні» Леси Украинки. И здесь же есть Лукаш, в котором отражен второй древний архетип — Русин. Он уже живет в мире богов и сохранил в себе определенные модели поведения языческого периода. Такие люди доверчивые, их легко обмануть, но они нуждаются, а следовательно, ищут кого-то, в кого нужно верить. Некий идеальный избиратель для политиков. Сегодня Русин может быть «антиковидником», верить в теорию заговора и протестовать против 5G-вышек. Сюда же можно отнести целителей и адептов нетрадиционной медицины.
Следующей во времени появилась Солоха. Поведение, присущее этому архетипу, описал Гоголь. Это ведьма, женщина, отвечающая за знания. В низком проявлении — алкоголичка, проститутка. Ее сильная сторона — она умеет общаться, и ее основная модель — общение один на один с очень разными людьми. У Гоголя это и черт, и священник. Она может найти подход к каждому, умеет подробно и терпеливо объяснять, и поэтому к ней идут. Солоха не будет работать в крупной компании, ей это неинтересно и не нужно, но она будет хорошим психологом, косметологом, парикмахером, там, где есть взаимодействие один на один. Чуть позже Солохи появился Варяг, мужчина-воин. В отличие от трех предыдущих, языческих архетипов, он может быть как язычником (в бессознательном), так и христианином (в сознательном). Представители этого архетипа хорошие мастера, инженеры, ремесленники. Если человек не смотрит схему, а сразу интуитивно идет собирать, например, мебель, то с большой вероятностью это Варяг. Так исторически сложилось, что люди этого архетипа много страдали — их уничтожали, потому что они принципиальны, у них высокая внутренняя этика. Это первый из архетипов, для которого важна иерархия.
— А можно сказать, что какие-то из архетипов наиболее распространены сегодня и мы их можем чаще всего наблюдать вживую?
— Вот упомянутого выше Варяга мы массово наблюдали в 2014 году, когда защищать страну пошли те, о ком и подумать не могли, что он воин. Кто мирно занимался своим хозяйством, но вдруг взялся за оружие, когда возникла такая необходимость. А среди женских архетипов — это Кайдашиха, самый недооцененный женский архетип. Он проявляется тогда, когда нужно выживать. Все имели дело со сварливой женщиной, которая рассказывает всем, как нужно жить, как она жертвует всем ради семьи, которой отдала лучшие годы своей жизни, и как этого никто не ценит. Она хорошо описана в «Кайдашевій сім’ї» Ивана Нечуй-Левицкого, где Кайдаш, кстати, тот cамый Варяг. Так вот, Кайдашиха в высоком проявлении любит жизнь, у нее все в порядке: дом убран, дети накормлены, в амбаре хороший урожай. Для этого единственного женского архетипа действительно важна семья, и вместе с Варягом у них получается именно та классическая семья с большим хозяйством. Это хорошие санитарки, воспитательницы, они тащат на себе всю сферу обслуживания и готовы это делать почти бесплатно, но безденежье их калечит. Когда у Кайдашихи нет денег, она становится злой, это ее защитная стратегия. В то же время она годна отрезать себе ногу, чтобы спасти детей. И подозреваю, если бы не этот архетип, то, возможно, мы и не пережили бы Голодомор. Потому что это все можно было вытянуть только на волевых качествах и не сойти с ума.
«ВАЖНО СОЗДАВАТЬ СВОЙ КОНТЕНТ»
— Если говорить об Украине модерной, то представителям каких архетипов принадлежало бы ее развивать и представлять миру?
— Архетип Турка, который пришел к нам с юга и востока. В низком проявлении он о «мутках», а в высоком — это как раз торговец, коммуникатор, переговорщик, может договориться с любым и в любом месте. Он способен пойти через правила ради достижения цели и на международной арене мог бы делать хорошую рекламу стране и налаживать экономические связи. Для реализации потенциала ему необходимо пространство, и я убеждена, что этот архетип тоже должным образом не оценен. Следующая во времени за ним — Барышня. Если Мавка это о творчестве, то Барышня это уже об эстетике, культуре, высокое искусство. В низком проявлении это инстадевочки с губами уточкой, которые охотятся на платья, но это потому, что они чувствуют новое. Барышня в высоком проявлении это о реформах, новации. В начале прошлого века именно представительницы этого архетипа начинали феминистическое движение и развивали культуру. И последний архетип — Иезуит, которого вы точно встретите среди программистов и ученых. Эти люди зарабатывают интеллектуальным трудом, но часто оторваны от жизни. Они не могут прокоммуницировать важность своей работы и открытий, а потому часто реагируют на социум свысока: «там некому объяснять, не поймут». Но стань между ними и обществом турок и можно было эту проблему решить взаимовыгодно через объяснение одним ценности работы других для их же благополучия.
— И вопрос в завершение: если у нас столько всего хорошего, почему мы не реализуем этот потенциал по полной? Что нам мешает?
— Выживальнические схемы. Последние три сотни лет нам пришлось приспосабливаться, чтобы выжить. Если я говорю на украинском и меня за это убивают, что я должен сделать, чтобы не убивали? Окей, русский язык, и от меня отстали? Это прекрасно. И так же со всем остальным. Это нормальная защитная реакция — адаптироваться к тяжелым обстоятельствам. В целом мы классные хотя бы потому, что вообще выжили после того, что прошли. Именно поэтому сейчас важно создавать массово свой контент, насыщать его своими смыслами, поэтому важны свои архетипы, свои объяснительные схемы. Я категорически против использования словосочетания «комплекс неполноценности» — давайте называть вещи своими именами, мы выживали. А еще я против той кампании, которую я отслеживаю и которая массированно запущена с 2018 года, мол, люди «кугуты», «быдло», «тупые» и им нет смысла ничего объяснять. Она подрывает доверие друг к другу. Да, бывает, что люди кричат друг на друга в маршрутках, в каких-то стрессовых ситуациях, и можно трактовать это, как будто они дураки и невежды. И если посмотреть на это с точки зрения выживальнических схем, все проясняется. Но для того, чтобы достучаться до человека через все это, его следует сначала успокоить, дать чувство безопасности, тогда он будет способен усвоить то, что ему объясняют.
СПРАВКА «Дня»
Екатерина Хоптинская 12 лет проработала в IТ и во многом понимает мир с точки зрения логики и цифр. Длительные наблюдения за тем, как взаимодействуют люди в обществе, натолкнули ее на мысль систематизировать сценарии поведения и искать ответы на вопросы, почему мы с таким упорством ходим по одним и тем же граблям. После событий 2013—2014 года и участия в Революции Достоинства бросила работу и погрузилась в исследовательскую и образовательную деятельность. Руководствуясь идеями Карла Густава Юнга, Екатерина выделила и описала восемь основных архетипов, и еще шесть более высокого порядка. Основала и развивает Школу человековедения «Логос».