Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

События

3 февраля, 2012 - 13:12
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Будет ли Тычина в каждой библиотеке?

В литературно-мемориальном музее-квартире Павла Тычины к 120-летию со дня рождения писателя презентовали первый том его «Избранных произведений». Событие не случайно состоялось 27 января. Оно началось с чтения строк одного из самых известных стихотворений поэта: «На кого посміла знятись зрадника рука? Квітне сонце, грає вітер і Дніпро-ріка... На Аскольдовій Могилі поховали їх»... Никто из тогдашних поэтов так страстно не отзывался о героях Крут. Очевидно, сегодня Тычина нуждается в более глубоком прочтении. И не только критики, литературоведы, но и музейщики должны бы соскрести с имени этого талантливого поэта штукатурку советских времен и вдумчиво проанализировать все, что он нам оставил.

Татьяна Сосновская, двоюродная правнучка поэта, нынешний директор музея, уверена, что в последние годы музей все ближе к своей цели — преодолению стереотипа ужасного «Дир, дир, я у полі командир». И еще она надеется, что новое издание поможет решить проблему массового дефицита сочинений Тычины в библиотеках. Особенно остро, отмечает Татьяна Викторовна, этот вопрос стоит в библиотеках не столичных: «А вообще, это лишь начало, потому что уже в будущем году планируется издание второго тома».

Первый том «Избранных произведений» выпущен тиражом всего 1500 экземпляров. Хватит ли такого ограниченного тиража для обеспечения потребностей библиотек? Сомнительно. Даже на презентации приобрести первый том не посчастливилось. Все имеющиеся экземпляры подарили высоким гостям. А очень бы хотелось. Первый том — это выборка поэтических произведений, в основном молодой Тычина. Второй том должен познакомить читателя с Павлом Григорьевичем-переводчиком. На презентации посетители ознакомились также с интересной выставкой. Народный художник Украины Николай Стратилат представил 11 гравюр, которые использованы в качестве иллюстраций к произведениям только что изданного первого тома «Избранного». Николай Стратилат убежден: «Каждое новое время диктует новое иллюстрирование, казалось бы, хорошо всем известных произведений. Вообще, невозможно создавать визуальность книги, не подвергаясь мощному влиянию автора. Я искренне увлекаюсь Тычиной. Он, бесспорно, заслуживает вдумчивого прочтения, знания и изучения», — сообщает София КУЩ.

Познавательный путеводитель по персоналиям украинской науки

Третий том интересного проекта Василия Шендеровского под названием «Нехай не гасне світ науки» вышел в издательском доме «Простір». В нем собраны биографии выдающихся украинских ученых. Невзирая на громкое, пафосное название, издание имеет немаловажное сугубо практическое значение. Ведь в таком концентрированном виде информацию об этих ученых вы вряд ли где-то еще найдете, особенно в украинском контексте. Василий Шендеровский рассказывает как биографию исследователей и изобретателей, так и дает представление о сфере их профессиональной деятельности, достижений, интересов. То есть, «Нехай не гасне світ науки» исполняет роль путеводителя — хоть для журналиста, которому нужно познакомить публику с очередной исторической фигурой, хоть для человека, глубже заинтересованного в определенной научной тематике, который нуждается в ориентире в своих поисках (название трудов, имена коллег, единомышленников и оппонентов и т. п.). Конечно, книга важна и с точки зрения элементарных просветительских потребностей: нашему — и более, и менее образованному — читателю не излишне будет напомнить об истории и масштабах отечественной науки. И здесь важно, что у Василия Шендеровского представлены самые разнообразные научные темы и направления — от гистологии до археологии. Подозреваю, не для одного читателя это будет приятным сюрпризом: оказывается, украинские ученые исследовали не только историю и филологию. Что ж, разрушение подобных диковатых стереотипов — труд невеселый, однако крайне необходим и неминуем. Именно эта неизбежность, очевидно, «диктовала» автору непременные торжественные, национально ориентированные вступления к повествованиям о каждом новом герое. А дальше Шендеровский выявляет похвальное чувство меры в вопросах национальных и политических — во-первых, сосредоточивается в основном на жизни и творчестве своих персонажей, а не их «общественном лице», во-вторых, приобщая того или другого деятеля к украинскому научному миру, не зацикливается, к примеру, на его этническом происхождении.

Герои книги «Нехай не гасне світ науки» — интересные и разнообразные. Некоторые из них хрестоматийные, например, Олена Пчилка (правда, она чаще фигурирует в роли матери Леси Украинки, а Василий Шендеровский больше освещает ее активную научную и общественную деятельность). Другие не так широко известны, например разработчик систем контроля психических процессов у спортсменов Ярослав Цурковский. Этот ученый был слушателем в нескольких университетах (Львов, Прага, Вена...), глубоко изучал психологию, философию, ему пришлось, преодолевая всевозможные опасности, часто переходить границы и линии фронтов, побывать в советской тюрьме, быть под угрозой тюрьмы польской. Цурковский, в конечном итоге, был не только ученым. Немало сил, особенно в молодые годы, он отдал литературе — писал поэзии, статьи, издавал несколько журналов. В конечном итоге (к сожалению, об этом Шендеровский не упоминает), он был одним из немногочисленных представителей львовского межвоенного литературного авангарда, а следовательно, человеком, который не чуждался эксперимента и эпатажа. Можно здесь также познакомиться с коротким очерком о жизни и деятельности Алексея Погорелова — многие из нас в школе изучали геометрию именно по его учебникам. Или, например, Федор Пироцкий. Его изобретения и поиски в сфере электрофизики в конце ХІХ века стали поворотным моментом в создании всего электрического железнодорожного транспорта. Фактически Пироцкого можно назвать создателем трамвая, метро, электровозов — таких определяющих составных транспортных систем современного мира и неотъемлемого «декора» его культуры. Книга «Нехай не гасне світ науки», в конечном итоге, просто поможет читателям проверить свою эрудицию. Знаете ли вы, например, что такое аллелопатия? А, между прочим, эту отрасль с загадочным названием основал наш земляк Андрей Гродзинский. Если не угадали — почитайте книжку Василия Шендеровского, — сообщает Олег КОЦАРЕВ.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ