С выставки социально-критического украинского художника Никиты Кадана «Камень бьет камень» в PinchukArtCentre уйти без эмоций не удастся. Она открывает простор мыслям о настоящем и будущем через прошлое, напоминает или знакомит с мучительными событиями украинской истории и дарит надежду.
Сам автор выделяет три сквозные темы выставки: революция, художественный авангард и погром. Попадая в экспозиционное пространство, оказываемся в комнате с работами представителей украинского авангарда - Василия Ермилова, Виктора Пальмова, Марка Шагала и других. Эти художники повлияли на творчество Кадана. Например, его работы «Уголь Донбасса» и «Будущее время в прошлом» созданы под влиянием творчества Василия Ермилова, а произведения из серии «Зрители» отсылают нас к Александру Родченко и архаике. Такое прямое взаимодействие несколько неожиданно, но действенно провоцирует к построению связей и поиску культурологических ассоциаций.
Попав во второй зал, слышишь навязчивый звук, который пытаешься себе объяснить. Или это то, что объединяет концепцию и название выставки? Возможно, это - камни? Может, это звук воды дикого водопада, бьющегося о камни? И возможно ли вообще разгадать смысл этого звука? Зритель узнает об этом уже тогда, когда почти не будет ожидать. Ведь именно этот звук окажется сквозным компонентом, компасом к путешествию по историческим событиям, взаимодействиями художественных медиумов, драматургией нарративов художника, собственной рефлексией. Звук хода человеческих судеб.
Разнообразию переосмысленных исторических событий и собственных переживаний художника соответствует разность техник и материалов: дерево, фото, тушь, акварель, печать на ткани, металл и т.д. Это создает специфический ритм в с размахом построенной экспозиции, переход от одного типа работ к другому подпитывает внимание. Работы, иногда прямолинейные, иногда формальные и абстрактные, волнуют, потому что не может не цеплять, например, изображение человеческого насилия, особенно когда оно является частью твоей истории, истории твоей страны.
Вообще насилие, о котором вспоминает художник в работах, размывает формальные границы и затрагивает вопросы незаангажированной точки зрения, переосмысления собственного восприятия новостей, освещающих данную тематику. В серии «Погром» Никита Кадан берет за основу фотографии офицеров, служивших на стороне организаторов преступления, поэтому наш взгляд через работы является взглядом виновников освещенных событий, а фото, ставшие прототипами серии «Хроника», использовали в украинских и польских СМИ, провозглашая пострадавшими представителей той или иной стороны, согласно политическим взглядам. Это и об исторических показаниях, требующих проверок, и о неправильности категорического принятия одной стороны, и об ужасе любых проявлений насилия к людям, о последствиях, к которым оно приводит и которых никто не заслуживает.
Кто-то предпочтет поскорее убежать от печали, тоски и размышлений над событиями, которым посвящены проекты Никиты Кадана, других потянет глубже понять, подробнее рассмотреть и подумать над тем, что когда-то произошло и не должно повторяться. В каждом случае художник попадает в эмпатию, совесть, эмоцию зрителя, провоцируя внутренние изменения, неравнодушие. Он закладывает мысль о том, что мир меняется, вместе с тем проблемы меняют фокус, но остаются. Развитие общества требует курса внимания к каждому отдельному человеку с его правами, а формировать его можно через анализ прошлого, признавая все ошибки, трагедии, преступления. Здесь и рождается надежда. Потому что изменения происходят, отношение социума меняется, проблемы освещают, хотя и под разным углом. И, возможно, когда-то, поставив себя на место тех, кто страдает, а не созерцает, люди станут более осторожными в своих действиях, внимательнее к персональным границам другого. Ведь при погружении в самые темные человеческие поступки и глобальные мрачные события нейтральный луч толерантного отношения уже кажется светлым проблеском.
Яркая, во всех смыслах, работа из железа и неона «Солнце и спутник» становится местом пересечения идей и визуальных решений выставки. Более абстрактная, чем окружающие, внимание она привлекает за счет как материала и исполнения, так и предложения более свободного для мыслей и интерпретации пространства. В диалоге с ней в соседнем зале находится металлическая «Победа над солнцем», в основе которой лежит та же солярная символика в металле. Объект сочетает символизм советского с его закрытостью и диктатурой и более широкую эстетику модернизма.
Работы, связанные с цыганами и татарами, внушают чувство тоски по утраченному дому. Привыкшим к пониманию, что твой дом - твоя крепость, драматическим становится осознание того, насколько легко можно его потерять из-за внешней злой воли. Как много вещей не зависят только от нас, и подорванным может оказаться принцип неприкосновенности человеческой собственности или личности. Эти работы не только об отдельных этнических группах. Они о каждом из нас. Кто из жителей Луганщины или Донбасса раньше мог подумать, что ему придется оставить свой дом, обжитый родной городок, где всегда было уютно, где все друг друга знают и где до последнего надеялись, что война обойдет и пройдет мимо? Кто мог дать гарантию, что она не коснется никого больше? Кто сейчас может с уверенностью сказать, что ты всю жизнь сможешь прожить в своем доме и тебе не придется покинуть его из-за неосмотрительности или злых намерений других людей? Это не о своем желании. Это о вмешательстве в твое личное пространство без согласия на то, без времени на подготовку и рассуждения. Сложны прошлые годы, но не менее сложна современность. И действия каждого человека непосредственно влияют на нее. Поэтому научиться сочувствовать тем, кто потерял дом, - это самое малое, что мы можем.
Работа «Анонімний, Осмолений» становится финальной точкой выставки. Белая деревянная конструкция величественно стоит на мраморном постаменте, и все бы ничего, но она залита смолой. Как жест осуждения, отсылка к ритуалам публичного притеснения. Разработанная студентом ВХУТЕМАС, конструкция не была воплощена в жизнь в свое время и могла бы остаться эскизом, но стала воспроизведенной благодаря художественным интересам Никиты Кадана, что этим жестом касается вопроса противоречия в отношении к авангарду. Старые идеи, которые прежде не были признаны, получают возможность реализации. Прогрессивная мысль не теряется в истории и имеет шанс на переосмысление. И это не только об искусстве. Это о жизни.