Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Одно дело мед собрать, другое – реализовать

Какие проблемы постигнут пасечников во время медосбора и почему не спешат выходить на рынок с готовой фасованной продукцией
16 августа, 2021 - 19:12
ФОТО З АРХІВУ «Дня»

В прошлом году из-за погодных условий пчеловоды практически не получили первого меда и наверстывали объемы из летнего разнотравья, подсолнуха и гречихи. В этом году дождевые май и июнь также повлекли недобор первого «майского» меда, но цветущий подсолнух, цветение диких трав и июльская жара позволили пчелам достаточно наносить нектара, и меда в этом году пасечники могут накачать больше, чем в прошлом году, винницкие - процентов на 20 точно.

Но одно дело мед собрать, а другое - реализовать. Принимая во внимание прихоти погоды, затраты на содержание пасеки, подорожание пчелопакетов, инвентаря, препаратов для профилактики и лечения болезней пчел, «дешевого меда», как говорят пасечники, уже не будет. В среднем на конец текущего года стоимость за 1 кг меда поднимется на 10-20% (в зависимости от сорта). Также на 20-40% подорожают и продукты пчеловодства. Поэтому если украинский потребитель покупает мед не только для профилактики и лечения простудных заболеваний, а как натуральный экопродукт, стоит быть готовым к тому, что за баночку меда зимой придется заплатить немногим больше, чем сейчас.

«ВНЕШНИЙ РЫНОК ТРЕБУЕТ УКРАИНСКОГО МЕДА, ПРАВДА, ПОКУПАЮТ ЕГО КАК СЫРЬЕ»

По словам главы Союза пасечников Винничины Ивана МИКИТЮКА, на сегодня львиную долю украинского меда составляет подсолнечный (70-80%), гречневый и рапсовый занимают до 10-20%. Остальные - это разнотравье, из диких трав и элитный – акациевый, его менее всего удается накачать пасечникам, хотя на такой мед наибольший спрос как в Украине, так и за рубежом. Предприятие, которое он возглавляет, не один год осуществляет поставки меда на внешний рынок. Экспортируют мед в страны Западной Европы и США, правда, как сырье. Попасть на международный рынок с фасованной продукцией нереально, в полном смысле этого слова. Поэтому украинский мед продолжают разливать под французскими или американскими брендами, что, соответственно, играет в минус для имиджа нашего меда.

«В то время, как эксперты-аналитики только начали обсуждать экспортные возможности украинского меда, мы уже активно покоряли международные, и на сегодняшний день наше предприятие является наибольшим экспортером меда из Винничины, если не со всей Украины, - отмечает Иван Микитюк. - Из года в год общая доля экспортированного меда из Украины растет. В 2018 году вывезли почти 50 тысяч тонн, в 2019 году - 56 тысяч тонн, в прошлом году - 80 тысяч тонн. И это при том, что цена на сладкий продукт растет, а внешний рынок требует украинского меда, правда, покупают его как сырье, и от этого несладко. Реализуем мы наш суперкачественный продукт для производителей из Германии, Франции, Бельгии. Они покупают мед со всего мира (часть украинского составляет 6%). Наш смешивают с аргентинским и китайским и делают такой себе микс, который идет на фасовку и в торговые сети под их брендом. Мы же остаемся как сырьевой придаток, потому что выйти на мировой рынок очень сложно. Причина? Мощное медовое лобби! Преодолеть его не то что нам не по силам, а даже производителям из стран членов ЕС.

Как-то наши партнеры из Прибалтики, куда мы также много лет экспортируем мед, попробовали развивать свой бренд и зайти с готовой продукцией на европейский рынок - не получилось. Он настолько постоянен, практически законсервирован, что доступ к сетям имеют только мощные фасовочные цеха, которые напрямую договариваются с большими сетями, такими как «Метро» или «Теско». Кроме того, у них настолько жесткие требования, сертификация, что ни один из украинских импортеров не сможет конкурировать с европейскими компаниями. Следовательно, мы ментально остаемся сырьевым придатком, и все попытки, попытки экспортеров заинтересовать или выйти на внешний рынок с готовой продукцией превращаются в единичные случаи».

«МЕШАЮТ ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВА МЕДА И НАЛАЖЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Не лучшая ситуация и на внутреннем рынке. Несмотря на то, что пандемия напугала украинцев и заставила увеличить объем потребления меда, прорваться простому пасечнику в торговую сеть со своей качественной, даже сертифицированной продукцией, довольно сложно. Хотя 90% производства меда в Украине приходится именно на хозяйства населения, говорит Иван Микитюк. На Винничине легально работают и имеют регистрацию 70% пасек. В целом в Украине насчитывается до 400 тысяч пасечников, производственный фонд которых составляет 3,5 млн пчелосемей. По приблизительным расчетам, в год объем производства меда в Украине составляет свыше 100 тысяч тонн. Львиная доля идет на экспорт, по большей части через заготовительные компании, а 20% -  реализуется на внутреннем рынке.

«Под своим брендом мы реализуем продукцию практически во всех общенациональных сетях, но из года в год играть по-честному становится сложно, - признает Иван Микитюк. - К примеру, на сегодня долг одной из известных, я бы сказал топовых, торговых сетей перед предприятием составляет 6 миллионов гривен. А достучаться к ним невозможно, потому что центральный офис в Киеве, ответственного по телефону найти нереально. Кроме этого, сеть, как правило, не интересует качество продукции, главное - цена и выгодные условия для реализации. С другой стороны, у людей снижается покупательная способность, и они лучше приобретут три литра меда у пасечника, поставят его в шкаф  кристаллизоваться, чем будут ежемесячно покупать свежий мед в магазине. Потому для того, чтобы пасечники чувствовали себя производителями, им необходимо преодолевать как внутренние, так и внешние проблемы. Первоочередные - это отсутствие должной оценки производства меда и налаженной коммуникации между пасечником-заготовителем-экспортером».

«ПОГИБЛА ПЧЕЛИНАЯ СЕМЬЯ ПОСЛЕ ОПРЫСКИВАНИЯ - ПЛАТИ, ЧТОБЫ Я МОГ ПРИОБРЕСТИ НОВУЮ»

Но это не единственная проблема отрасли. «День» не раз писал о большом количестве отравлений пчел, прежде всего из-за применения препаратов для возделывания сельскохозяйственных угодий. Но невзирая на резонанс, ситуация критически не изменяется, и фермеры, пытаясь сэкономить на средствах, покупают несертифицированную продукцию. Все вокруг отравляют и сами травятся, говорит пасечник из Крыжопольщины Виталий ФРАНЧУК. Несколько лет подряд он пытался наладить диалог с местными сельхозпроизводителями, чтобы те не использовали вредные пестициды на полях вокруг его стационарной пасеки. Но пока не пригрозил, что за каждую смерть пчелиной семьи они обязаны будут выплачивать компенсацию в присутствии правоохранительных органов, до тех пор препараты на безопасные не заменили.

«Сейчас на рынке есть достаточно средств для возделывания угодий, которые не вредят пчелам, но не все хотят покупать сертифицированные препараты, возьмут какой-то шмурдяк, сами травятся и все вокруг отравляют, - говорит Виталий. - Я работаю «по-белому», пасека зарегистрирована, налоги плачу, потому и требую соответствующего отношения: погибла пчелиная семья после опрыскивания - плати, чтобы я мог приобрести новую, а это 1200-1500 грн. Сейчас в моем «производственном цехе» работает 47 семей. Сезон обещает быть лучше прошлогоднего. Если в прошлом году за весь сезон медосбора мы накачали до тонны меда, то сейчас уже имеем больше тонны, а сезон еще продолжается. Продукцию в розницу не реализую, все отдаю как сырье на переработку, разве что для своих оставляем несколько килограммов. Цена средняя: подсолнух по 45 гривен за кг, в розницу 1 литр (а это 1,4 кг) стоит 150 грн. Но продавать на рынках – довольно хлопотливый процесс, а в сети не прорваться».

На вопрос, помог ли бы с реализацией меда, а  соответственно и заработком, кооператив, Виталий наотрез говорит, что нет. Рассказывает, что несколько лет назад Союз агитировал пасечников объединиться в кооперативы, чтобы совместно производить и реализовывать мед. Но созданные кооперативы себя не оправдали. Прежде всего, из-за нестабильности отрасли: год на год не приходится. Во-вторых, много мини-пасек с количеством пчелосемей до 10 штук. В связи с тем, что пчеловодство становится сложнее, а расходы растут, такие пасеки больше работают для себя. Еще один момент - это отсутствие кадров. Количество молодых пасечников, которые хотят работать и развивать отрасль, критически малое. Большинство пчеловодов - это люди пенсионного или предпенсионного возраста, молодежь в пчеловодство просто не хочет идти, потому что не видит перспектив и соответствующей прибыли, потому отдают предпочтение заработкам за рубежом.

«УКРАИНСКИЙ МЕД НЕДООЦЕНЕН»

Одним из немногих молодых людей, который решил сделать пасеку своим заработком, является участник боевых действий, а в настоящее время предприниматель Сергей БОНДАРЕНКО. После возвращения с войны он решил превратить дедово ремесло в бизнес и положил начало социальному предприятию «Медобар: мед счастливых пчел». Нашел поставщика натуральных и качественных орехов, сухофруктов и начал изготовлять из меда натуральные лакомства. Сейчас в ассортименте «Медобара» уже свыше 10 продуктов, есть своя клиентская база. Сергей сознается: ни разу не пожалел, что начал производить из своего меда конечный продукт и предлагать его потребителям. Несмотря на то, что сертификация отняла немного времени и нервов, он может производить крафтовий мед под своим брендом.

«Надо признать, что украинский мед недооценен - как на международном рынке, так и на внутреннем. Поэтому когда я начал возрождать дедову пасеку, то сразу сделал ставку на конечное производство, потому что хотел иметь свой продукт. Мед имеет достаточно большие перспективы. В последнее время его уже не покупают сугубо как лечебный продукт, для повышения иммунитета, ищут натуральный продукт как источник витаминов, минералов и микроэлементов, как элемент здорового образа жизни, как лакомство, десерт, ну, и на подарки. Кстати, именно в таком качестве наш мед уже попробовали в разных странах Европы. Пока что рваться на международный рынок не собираемся, нужно внутренний покорить. Мечтаем, наконец, открыть в Виннице собственный магазин крафтовой медовой продукции».

К слову, в Украине действует господдержка отрасли пчеловодства. В прошлом году из бюджета для предоставления специальной дотации выделили 239,4 млн грн на имеющиеся почти 1,2 млн пчелосемей. Поддержку получили свыше 23,4 тыс. пасечников, из которых 209 – физические лица-предприниматели и семейные фермерские хозяйства. Наибольшую сумму в 23,1 млн грн. получили пасечники Винницкой области, прежде всего потому, что в области не наибольшее ли количество пчеловодов, которые работают «по-белому».

 

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винничина
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ