За все время пандемии, пожалуй, чаще всего, на что жаловались граждане в регионах, — это недостаток коммуникации. С медиками, мэрами, санврачами, учеными... Не имея ответов на желаемые вопросы, люди не могли понять, к каким указаниям прислушиваться, а какие надо подвергать сомнениям. Что же пошло не так с коммуникацией на местах со стартом ковидной пандемии, попытались разобраться в общественной организации «Пространство возможностей» (речь идет об исследовании «Взаимодействия власти с общественностью в 2020 году во время пандемии»).
«Лучшее решение даже на уровне государства невозможно принять, не понимая, что происходит в регионах, — объясняет глава «Пространства возможностей» Ирина ЛОЮК. — Мы ставили цель исследовать, что происходит в регионах, как люди взаимодействуют с властью, какие результаты от этого получают. Мы анализировали документы, посылали запросы разных субъектов власти на уровне регионов, коммуницировали с общественными советами, опрашивали представителей общественных советов и неправительственного сектора, анализировали открытые данные и информацию от органов власти. В рамках проекта исследовали Киев, Житомирскую, Одесскую, Хмельницкую, Донецкую, Львовскую и Ровенскую области. Экстремальная ситуация с ковидом на самом деле показала, как работает власть, какие есть недостатки и какие сильные стороны в разных областях».
Так, опыт общения власти с общественностью в Ровенской области эксперты советуют распространять и в других регионах. Здесь была запущена единая телефонная линия по вопросам противодействия коронавирусу, заседания советов проводились с учетом ограничений (иногда на открытом воздухе), до введения общегосударственного карантина в Ровенской области проводились локальные мероприятия. Также власть сумела заручиться поддержкой бизнеса и даже духовенства — для общения с населением.
«Коммуникация в публичной плоскости проходила с участием главного санитарного врача, который прибегал к научно аргументированным мерам, в том числе и о введении стандартов инфекционной безопасности для организаций и учреждений критической инфраструктуры, — рассказывает Ирина Лоюк. — Мы отметили адекватную работу медицинской команды области, решения принимались научно обоснованные и понятные людям, поэтому такие действия были поддержаны. Тогда как на Житомирщине действия санитарного врача были непонятными, что привело к его увольнению. Поэтому важно подбирать адекватную команду на уровне области, чтобы поддерживать активную поддержку общества. В Житомирской области принимались решения, не понятные населению, даже были определенные перегибы на местах, когда решения, принимавшиеся на уровне государства, усиливались на местах. Не имея поддержки населения и доверия, власть теряла возможности борьбы с ковидом. Среди достижений — активные неправительственные организации, которые помогли власти решать проблемы».
Львовщина отличилась конкуренцией между областной и городской властью. И это коммуникационное соревнование дало свои результаты, например, бизнес активно помогал с оборудованием для учреждений здравоохранения. «В Одесской области власть начала процессы информатизации, достаточно активно проходило получение информации в электронном виде. Однако существовали определенные проблемы во взаимодействии с общественностью, — делится итогами исследования Ирина Лоюк. — Хмельницкая область, как и большинство областей, демонстрировала в первые два месяца карантина своеобразную растерянность. Особенно коллапс ощущался в системе транспортных перевозок. Впрочем, областная власть довольно оперативно запустила первые горячие телефонные линии (на второй день после карантина). Конечно, такие шаги хоть и не спасали ситуацию в целом, но по крайней мере создали прецедент к публичной готовности быстро реагировать на вызовы. Ситуацию осложняло и то, что большая часть местного населения региона, работающего за рубежом, начала возвращаться домой и столкнулась с определенными проблемами в получении сервиса при пересечении границы, а затем и при регистрации в Украине. Из положительного опыта — это заблаговременное информирование о важности инфекционной безопасности (первые призывы звучали еще в январе-феврале)».
«Донецкая область имеет особую социальную ситуацию, потому что там проживает много перемещенных лиц, люди постоянно перемещаются из оккупированных территорий. Но поддержка международных организаций давала возможности больше влиять и быть услышанными местными органами власти. Достаточно влиятельным здесь был фактор наличия сил безопасности и обороны, это позволило власти достаточно результативно бороться с ковидом», — продолжает Ирина.
Киеву помогла наладить коммуникацию с горожанами... узнаваемость городского головы Виталия Кличко. Его ежедневные брифинги, открытость к онлайн-общению, частые видеообращения позволили быстро наладить связь с аудиторией. Единственный минус — транспортные проблемы в городе из-за карантинных ограничений.
Общая для всех регионов проблема — власть якобы активно использует соцсети как распространенное сейчас средство коммуникации, но охваченность населения в регионе составляет всего 1-3%. По словам Ирины Лоюк, это связано с различными факторами: нестабильность интернета в сельской местности, отсутствие цифровых навыков и тому подобное. «Таким образом, существует определенный опыт, который надо поддерживать и распространять, — это работа в соцсетях, налаживание хороших отношений с общественностью, чтобы получать поддержку в случае чрезвычайных ситуаций, это взаимодействие с бизнесом. Также власти стоит обратить внимание на создание общественных советов, чтобы общаться с населением, чтобы быстро получать информацию о ситуации в разных уголках своих территориальных единиц, — резюмирует Ирина. — Наш анализ показал, что часто в громадах вопросы решаются быстрее, чем на государственном уровне. Именно поэтому нам нужно усиливать общественность в регионах, давать им эффективные инструменты влияния».