Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Этот год может многое изменить...

30 января, 2012 - 21:25

Сандармох как полностью реальное место уничтожения советским режимом культовых фигур украинской интеллигенции стал фактом отечественного информационного исторического пространства на наших глазах. Но обратитесь к гражданам Украины, даже к ученической и студенческой молодежи — говорит ли им о чем-то это название? Кстати, можно было бы провести социологический опрос относительно знания жителями современной Украины определенных знаковых событий и фигур ее прошлого. Не понимания (оно может отличаться), а именно знания. Даже если бы пришлось «краснеть» за полученные результаты.

В случае Сандармоха говорится об одной из наибольших трагедий Украины в XX в., когда власть целенаправленно уничтожила значительную часть ее творческой интеллигенции, а остальных держала в повиновении и страхе. На том и строила культуру социалистического реализма, мифы которой живут среди нас до сих пор. Возможно, во время восприятия (или невосприятия) в массовом сознании такого рода событий прошлого срабатывает и сугубо психологический момент — не хочется запоминать то, что противоречит твоим представлением о мире и стране, или же просто лень — зачем мне такое? Как с этим жить? Объяснений и оправданий подобным позициям найдется достаточно.

Поэтому инициатива «Дня» объявить 2012 годом «Списка Сандармоха» полностью понятна и необходима — с точки зрения ответственности перед своими же согражданами. Другой вопрос — почему именно сейчас. Не думаю, что, в первую очередь, по причине 75-й годовщины массовых соловецких расстрелов. Хотя, конечно, — дата юбилейная. Вероятно, речь идет о своего рода напоминании — 2012 год может многое изменить для Украины. Один из известных отечественных журналистов в предновогоднем выступлении даже предупредил о завершении периода ее независимости. Надеемся, что это лишь полемичное высказывание, но оно отображает реальные опасности, наибольшие из которых — срывы во внешней политике и внутренние неурядицы.

Возвращаясь к началу XX в., отмечу, что трагедия Сандармоха в 1937 г., а до этого — Голодомора 1932—1933 гг., пусть опосредованно, стала последствием поражения Украинской революции 1917—1921 гг. и потери независимости. Из тех соображений, что власть собственной страны (а не с синдромом оккупационной) не способна допустить такие издевательства и преступления против своего народа. Поэтому украинский опыт преодоления потерь прошлого, «Список Сандармоха» для современников — часть ответа на вопрос, что бывает, когда решаешь не ты, а за тебя.

Владимир Бойко, Чернигов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ