Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Космический актер»

Богдан Ступка в третий раз награжден российской премией «Золотой орел»
30 января, 2012 - 21:25
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДОМ». В ЛЕНТЕ БОГДАН СТУПКА СЫГРАЛ РОЛЬ ГРИГОРИЯ ШАМАНОВА — ДЕСПОТА В СЕМЬЕ. В ЭТОМ ФИЛЬМЕ ПОКАЗАНО, КАК РАСПАДАЕТСЯ КРЕПКАЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Богдан Ступка удостоен премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» за «Лучшую мужскую роль второго плана» в фильме Олега Погодина «Дом». Впрочем, появление Ступки на экране неминуемо выводит его героя на первый план. Кроме того, в «Доме» он действительно сыграл одну из главных ролей.

Богдан Сильвестрович уже дважды получал в Москве «Золотого орла»: в 2004 году за роль генерала Серова в фильме Павла Чухрая «Водитель для Веры» и в 2010 году за роль Тараса Бульбы в одноименном фильме Владимира Бортко.

Мы еще не отошли от яркого, триумфального пребывания Богдана Ступки в Москве в ноябре прошлого года, где ему вместе с Олегом Табаковым вручили чрезвычайно престижную премию «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». И через два месяца — опять международная победа!

Премьера фильма «Дом» в Киеве состоялась в начале 2011 года накануне уже знаменитого юбилейного «Концерта № 70 от Богдана Ступки» в Театре им. И. Франко. В Москве же кинематографический бум под знаком Богдана Сильвестровича состоялся месяц спустя — в начале ноября.

В доме в степи живет большая семья Шамановых. Живет беспокойно, конфликтно. Ощущение того, что должна случиться беда, появляется в фильме с первых кадров, когда братья Шамановы Сергей (Владимир Епифанцев) и Андрей (Иван Добронравов) убивают волка, а потом настороженно ожидают мести волчицы. Но беда приходит от человека, да еще и родного, в подобии радости: старший из Шамановых детей Виктор (Сергей Гармаш) возвращается домой после долгих лет отсутствия. За это время он отсидел в тюрьме, стал криминальным авторитетом и нажил немало врагов. Он знает, что его хотят убить, но пока не подозревает, что убийцы уже рядом...

Дом в фильме — это скорее аллегория, нежели место действия. Он не стал оплотом и опорой всем четырем поколениям, живущим в нем, напротив — именно здесь разрушаются их жизни и судьбы. Очевидно, что не дом виноват в этом, а его хозяева, накопившие здесь слишком много кармического негатива, основу которого крепко заложил самый старший Шаманов — столетний дед, на юбилей которого и собираются все потомки. Когда-то именно он неподалеку от места, где построили этот дом, расстреливал в балке кулаков (поэтому балку и назвали Шамановой). Есть в фильме потрясающие кадры. Старший брат Виктор беспощадно избивает младшего, Сергея, за то, что тот попросился к нему в криминальный бизнес. Казалось бы, дабы выбить дурь из головы. Но драка получается слишком жестокой для братской науки. Обоих охватывает такая ярость, что братья даже не замечают волчицы, охотиться на которую пришли. Та спокойно съела мясо, разбросанное для приманки, и не удостоила своим вниманием озверевших людей. Они и в самом деле вызывают отвращение. Так же, как и драка еще двух братьев, старших по возрасту — Григория Шаманова, которого играет Богдан Ступка, и Алексея Шаманова (Петр Зайченко), бывшего номенклатурного работника местного разлива. Кажется, тут уже таки сражаются две непримиримые идеологии, а на самом деле — безнадежность с ложью. Так и хочется изобразить атмосферу в доме словами известного российского философа Семена Франка: «И среди этого всеобщего смятения и маразма как мало признаков духовного осмысления жизни и стремления к настоящему духовному возрождению!».

В этом контексте Ступка создает чрезвычайно сложный, психологически разнообразный и могучий образ. Как глава семьи, в которой господствует новейший домострой, он управляет ею буквально жесткой рукой. В такие моменты в глаза его героя страшно смотреть, ведь они испепеляют собственное чадо. Вместе с тем Шаманов-Ступка сохраняет в глубине души неистребимую доброту и надежду на жизнь по... нет, не по букве библейских заповедей, но, скажем, по справедливости.

Сердце замирает, когда старший Шаманов дома допрашивает сына, который сидел в тюрьме за убийство. Он формулирует вопросы с умением современных организаторов референдумов и замысловатой верой в ожидаемый ответ: «У тебя другого выхода не было?» — «Не было», — отвечает сын. — «Я так и знал», — облегченно выдохнул отец, здравый смысл которого растоплен безмерным желанием оправдать сына в глазах своих. Отец закрывает глаза на неправедные деньги сына, так как именно на них поднят дом и на них содержится большая семья. Поистине для Ступки нет чувств, которые невозможно сыграть, потому что их якобы неоткуда взять. Он берет их из жизни других людей, из космоса, из своей страдальческой души...

В чем драма общества, моделью которого является дом? На мой взгляд, в отсутствии Бога в душах его обитателей. В условиях отсутствия (или ощутимости?) еще и государственной власти это имело катастрофический характер для человеческой психики. Герой Ступки сохраняет в своем генотипе первозданную целостность того крестьянина, который веками выживал в родном доме и большой семье. Более того, составлял основу государственного могущества. Однако длительное скрещивание безбожности с колхозным, а затем и рыночным сознанием таки породило немало ублюдков... Ступка все это пропускает через душу своего героя на уровне подсознания.

Итак, отсутствие Бога в душе. Российский философ Николай Бердяев ввел в житейскую философию понятие «боголишенности». Это словно о героях фильма сказано. Однажды режиссер показал нам икону, буквально затерянную среди хлама в доме. Крайне важный для понимания фильма момент. Он дает зрителю надежду? Или наоборот? Зависит от зрителя...

Поговорил со Ступкой на эту тему, даже помню тот день — 19 ноября, когда он приехал в Москву, а я только недавно посмотрел фильм. Бесспорно, Мастер не готовился к роли специально по Бердяеву или Франку, но мои рассуждения он в целом принял, особенно понравился ему точный и емкий термин «боголишенные». Знаю Ступку более четверти века, но не перестаю удивляться и восторгаться его неиссякаемой тягой к новым знаниям и удивительной эрудицией.

Ступка буквально подтолкнул меня к размышлениям о том, кто именно спасся из семьи Шамановых. Оказывается, те, которые, не полагаясь ни на Господа, ни на чью-либо помощь, нашли в себе силы вырваться из безбожного, бездуховного дома: младший сын Андрей сбегает, а зять Игорь (Глеб Подгородинский) пытается повеситься. Он единственный в доме, кто хотя бы взглядом обращается к иконе... Может, именно она спасает его? Ведь бандитская пуля... перебила веревку уже с повешенным, а другие пули наоборот — отняли жизни почти всей семьи...

Несмотря на расхожую тему бандитской бесконечности, «Дом» — не пара множеству дешевых и бездарных кинофильмов и телесериалов о лихих 90-х годах прошлого века. Это — талантливый фильм, который, значительным образом благодаря Ступке, окунает серьезного зрителя в саму суть проблемы, в нем мотивированы события и поступки...

Получая за Ступку «Золотого орла», режиссер Олег Погодин назвал его «космическим артистом». Как точно... Добавлю от себя: Богдан не только Богом дан, но и Богочувствительный артист!

СПРАВКА «Дня»

Главным триумфатором церемонии раздачи «Золотых орлов-2011» стал Андрей Звягинцев со своей «Еленой» — этой картине достались призы за лучший игровой фильм, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и лучшую женскую роль второго плана, сыгранную Еленой Лядовой, сообщают РИА Новости. Меньше всего из номинантов повезло «Шапито-шоу»: фильм получил только один, второстепенный приз — за лучшую работу звукорежиссера Анатолия Брандорфа. Приз за лучший сценарий, на который всерьез могла рассчитывать написавшая «Шапито» Марина Потапова, в итоге достался Александру Миндадзе за фильм «В субботу», выпущенный тем же продюсером, который сделал и «Елену», — Александром Роднянским.

Главные актерские призы достались Федору Бондарчуку и Ксении Раппопорт, которые выступили блестящим комическим дуэтом в «Двух днях» Авдотьи Смирновой.

Почетную премию за вклад в киноискусство получил из рук первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова 76-летний Валентин Гафт, который десять минут развлекал публику баснями и эпиграммами.

За мужскую роль второго плана наградили Богдана Ступку, сыгравшего главу буйного южного семейства в «Доме» Олега Погодина.

Провалившийся в прокате «Дом» в итоге оказался на втором месте по числу пойманных «Орлов»: помимо статуэтки за второстепенную мужскую роль, он получил призы за лучшую музыку (Эдуарда Артемьева) и лучший монтаж (Александра Амирова).

Лучшие художники, по мнению академиков, трудились над фильмом Юрия Кары «Мастер и Маргарита», снятом в 1994 году, но выпущенном только в 2011-м. За костюмы наградили Людмилу Чекулаеву, Анну Кузнецову, Ольгу Полянскую и Нину Коротких, за работу художника —постановщиков — Бориса Кузовкина и Юрия Устинова.

Лучшей анимационной картиной признали главный кассовый хит прошлых новогодних каникул — «Трех богатырей и Шамаханскую царицу».

«Золотой орел» за лучший неигровой фильм достался картине Галины Евтушенко «Михаил Ульянов: О времени и о себе».

Лучшим мини-сериалом сочли «Достоевского» Владимира Хотиненко, сделанного для канала «Россия», а сыгравшие в нем Валентина Талызина и Евгений Миронов получили призы за телероли.

Лучшим из полноценных сериалов академики сочли вышедший на Первом канале «Побег» Андрея Малюкова.

Приз за лучшую иностранную картину прошлого года получил и без того собравший все мыслимые кинонаграды мира, включая четырех «Оскаров», фильм «Король говорит!».

Владимир Мельниченко, доктор исторических наук, генеральный директор Национального культурного центра Украины в Москве
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ