Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нельзя знать работу предприятия, сидя в кабинете»

О водоканале «изнутри» и потребности изменения отношения потребителей — в беседе с Жанной Билоцкой, журналисткой из Владимира-Волынского
1 октября, 2021 - 11:31
НА ФОТО: ЖАННА БИЛОЦКАЯ С РАБОТНИКАМИ ВОДОКАНАЛА: АНДРЕЙ СОЛОВЬЕВ, ВИТАЛИЙ ГАЙДУК (СЛЕСАРИ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ), ВАЛЕРИЙ ЧУПРИНА (ВОДИТЕЛЬ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

С Жанной мы знакомы несколько лет, с тех пор как она обратилась ко мне с просьбой поддержать ее проект: составление книги об истории 51-й отдельной механизированной бригады, которая дислоцировалась во Владимире-Волынском. Бригаде, необученные бойцы которой первыми были брошены в пучину необъявленной войны на востоке. Жанна могла тогда просто собрать тексты, которые писали волынские журналисты о бригаде, и издать книгу. Но скрупулезно углублялась и углублялась в рассказы, анализировала их, получала новые повороты в событиях, но искала истину. В то же время искала и спонсоров для издания книги, и смогла это сделать. Книгу «51/14» переиздали уже несколько раз.

Когда же начала работать специалистом по связям с общественностью и СМИ коммунального предприятия, это было довольно неожиданно. Кардинальное изменение профессиональных интересов... Ради чего? Но когда на ее странице в соцсети появились эмоциональные посты о работе предприятия, отношении жителей к услугам, которые оно предоставляет, стало понятно: не так проста эта коммунальная служба... И если мы привыкли видеть пресс-службы в органах власти, политических и общественных организациях, то, казалось, зачем такая служба в коммунальном предприятии?.. Об этом и наш разговор.

— Вы работали в разных сферах. Почему пошли пресс-секретарем управления водопроводно-канализационного хозяйства Владимира-Волынского? Что знали об этой сфере?

— Да, действительно, мне приходилось работать в разных сферах: газете, интернет-издании, на ГП «Волыньуголь», даже отслужить в Государственной пограничной службе Украины. Считаю, эти перемены в жизни только добавили мне опыта, ведь журналист должен быть осведомленным во всем. Поэтому, когда предложили должность специалиста по связям с общественностью и СМИ коммунального предприятия, без колебаний согласилась. Ведь это еще один опыт.

О работе водоканала, это уже сейчас могу делать такие выводы, не знала ничего. Как и большинство горожан, наблюдала за ней со стороны. Признаюсь, хорошего мало. Это и частые порывы водопровода по городу, и тарифы, которые каждый раз растут, из-за чего предприятие подвергается критике со стороны горожан. Но когда стала работать, увидела совсем другую картину.

Насколько отличается восприятие потребителя услуг от понимания проблем предприятия, когда на нем работаешь?

— Я бы сказала, кардинально различаются. Люди видят только обертку, к сожалению. Никто не интересуется ее наполнением, потому что тогда бы иначе относились к деятельности не только водоканала, но и других коммунальных предприятий, которые не всегда могут должным образом выполнять свою работу из-за определенных обстоятельств. А это и нехватка кадров, финансирования, допотопная техника, на которой невозможно работать, изношенность сетей.

— Чего не видят люди и какова реальность? Какой ее увидели вы?

— Тарифы. Один из самых болезненных вопросов. К сожалению, не только наше предприятие, но и другие вынуждены их поднимать. В частности, на изменение тарифов водоканала в наибольшей степени влияют: изменение стоимости электроэнергии, увеличение расходов на амортизацию, рост расходов в связи с повышением цен на горюче-смазочные материалы, запчасти, реагенты для очистки воды, стоимость газа, металла и др.

Порывы. С этой проблемой сталкиваются едва ли не все водоканалы. Главная причина — изношенность сетей. Никогда нельзя угадать, где и когда произойдет порыв. Поэтому, как только он случается, аварийные службы сразу выезжают на ликвидацию. Во время выполнения ремонтных работ работники предприятия могут столкнуться с рядом проблем: неисправность устаревшей техники, отсутствие запчастей и погодные условия нередко препятствуют работе, особенно в зимнее время, когда замерзает земля, и приходится добираться до места порыва. Рабочие прилагают все усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки устранить проблему, но не все от них зависит. Но люди этого не понимают, и довольно часто критикуют предприятие.

По вашему мнению, почему люди не уважают работу тех, кто их обслуживает?

— Они не вникают в нее. Для них главное — чтобы была в квартире вода. Все остальное их не интересует. Хотя многие жители не имеют морального права требовать предоставления услуг от водоканала. Это люди, которые годами не платят за водоснабжение. Их долг перед предприятием составляет более 1 млн гривен, общий — более 4 миллионов. Есть также жители, которые, требуя предоставления качественных услуг, сами создают аварийные ситуации, забивая канализационную систему посторонними предметами. И сколько водоканал ни обращается с просьбой этого не делать, они все равно продолжают засорять сети.

То же и с ворами воды. Контроллеры нередко обнаруживают левые врезки, это вода, за которую никто не платит. Особенно в поливочный период. Поэтому такие жители не желают пускать с проверкой контроллеров.

Какова, по вашему мнению, задача пресс-секретаря коммунального предприятия? Удается ли донести до потребителей понимание, что не все зависит от коммунальщиков, но и от самих потребителей — тоже? Потому что задолженности жителей тянут и предприятие назад.

— Информировать население о работе предприятия, предупреждать о плановых ремонтных работах, которые проводит водоканал, а также об отключении водоснабжения в случае порывов. С этим можно справиться.

Признаюсь, не всегда удается достучаться до потребителя. Одной из проблем является его нежелание понимать ситуацию, а также незнание законодательной базы и игнорирование рекомендаций предприятия. Например, неоднократно водоканал обращается к людям с просьбой своевременно подавать показатели для начисления оплаты. Многие потребители этого не делают, а потом приходят с претензиями, поскольку в таких случаях начисления осуществляется по-другому. Не лучше ситуация с установкой счетчиков. Люди не понимают, что это прежде всего выгодно для них. Но все равно многие отказываются их устанавливать, как и от поверки, считая, что ее должно оплачивать предприятие, хотя в законодательстве четко говорится о том, что эта услуга оплачивается потребителем, поскольку не входит в тариф. Долги — острая тема не только нашего предприятия, но и всех. Хочу отметить, большей частью не хотят платить те, кто имеет возможность.

— Вы с самого начала примеряли, образно говоря, спецовку работников водоканала. Бываете на объектах, видите работу, аварийные ситуации. И какие делаете выводы?

— О да, работая в различных сферах, приходилось и в шахты спускаться, и оружие в руках держать. И хотя в прямом смысле спецодежду на настоящей работе не надевала, но часто бываю на порывах, при откачке нечистот, где люди чего только не бросают в сеть. И с контроллерами хожу. Иногда и полицию на помощь вызываем... Невозможно знать работу предприятия, сидя в кабинете.

Уверенно могу сказать: коммунальная сфера — самая неблагодарная работа. Но как бы там ни было, ее сотрудники стараются выполнять свои обязанности, несмотря на различные обстоятельства, с которыми сталкиваются в процессе работы.

Кто эти люди, которые работают в такой, откровенно говоря, неблагодарной сфере? Почему они сюда приходят на работу? Что их здесь удерживает?

— Я бы назвала их альтруистами. Они трудятся на благо других, получая за свою грязную и неблагодарную работу смешные деньги. Но мужчины привыкли к ней, досконально знают, что делать и как делать. Единственная проблема — старая техника, которая часто выходит из строя, но они чинят ее и продолжают работать. Сейчас городские власти планируют приобрести две единицы спецтехники. Надеюсь, это только начало, потому что автопарк требует полного обновления.

В основном на предприятии работают люди, которые любят свою работу, иначе бы их ничего не удержало. Есть несколько пенсионеров, которые, имея за плечами более сорока лет стажа, получают мизерную пенсию, которой хватает на оплату коммунальных услуг, они продолжают трудиться, чтобы иметь, на что жить и содержать семью.

Поэтому я советую тем, кто критикует их работу, сначала изучить ее, потому что она неоценима.

Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ