Недавно «День» затронул тему нехватки на украинском рынке труда рабочих кадров, отвечающих требованиям современных предприятий (см. № 125 — 126 от 1 октября 2021). За комментарием мы также обратились к руководителю отдела профтехобразования Львовской облгосадминистрации Ивану Пикусу. На примере Львовщины он рассказал о вызовах и возможностях развития в этой сфере. Ведь профтехобразование, как недавно отмечал действующий профильный министр, «сейчас является приоритетом для Президента Украины и правительства. ... Можно прогнозировать, что запрос общества на профессиональное (профессионально-техническое) образование и поддержка со стороны управленцев будут только возрастать». Что для этого осуществляется и что еще нужно осуществить, а также — что может сделать каждый из нас, чтобы в конце концов сбалансировать ситуацию в украинском образовании и экономике, далее — в прямой речи Ивана Пикус.
«ОДНА ТРОПА, НА КОТОРОЙ ДОЛЖНЫ СОЙТИСЬ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС»
— В 2016 году произошло реформирование профессионального образования — финансирование учреждений передано на места, хотя основателем продолжает оставаться Министерство образования и науки, как и владельцем имущественных комплексов этих учреждений. Были переданы полномочия не только финансового характера, но и формирования регионального заказа, то есть фактически каждый регион должен определять потребность в квалифицированных рабочих и в соответствии с ней утверждать региональный заказ — фактически под потребности бизнеса, который расположен на региональном уровне — на Львовщине, Донетчине, Киевщине и так далее.
Почему мы говорим о дисбалансе рынке труда? Если мы зайдем в центры занятости, то у них фактически 80% вакансий имеются под рабочие кадры — водители, слесари, повара, кондитеры, парикмахеры и так далее. Высшая школа сегодня больше готовит выпускников, но реально на рынке труда для них нет вакансий. Поэтому мы имеем случаи, когда юристы в худшем случае вообще выезжают куда-то за рубеж и там работают, условно говоря, где-то на заводах, выполняя функции той же рабочей специальности.
Кто это должен был бы изменить? Мне кажется, это одна тропа, на которой должны сойтись и выпускник профтехобразования, и заведение профтехобразования в конце концов с бизнесом. Говорить, что бизнес должен идти в заведение, — неправильно, они и так делают свое дело, зарабатывают средства, рискуют, то есть имеют много своих вызовов, и это явно не их функция. Точно так же заведение должно выполнять свою функцию — научить. Также следует иметь в виду, что каждый бизнес в определенной степени индивидуалист, требования представителей бизнеса даже одинакового профиля могут быть разными. Философии компаний разные и, соответственно, разные требования. Поэтому с этим сложно.
Но бизнес точно должен участвовать в жизни заведения, в подготовке ученика. Профтехобразование уникально в том, что здесь есть дуальное образование (и есть соответствующее положение, утвержденное Министерством образования и науки). Это значит, что условно 70% времени обучения получающий образование может проводить реально в практической ситуации на производстве. Если бизнес, который заинтересован в рабочем в перспективе (как информируют на сайте министерства, пока уровень участия работодателей в дуальной форме обучения составляет наибольшее количество в Киеве (175), Житомирской (160), Львовской (134), Винницкой и Хмельницкой (125), Ривненской (111) областях. — Ред.). Это практика многих стран. Родиной дуального образования является Германия, там, конечно, подходы другие, и нам еще долго к этому придется идти, но она показывает лучший результат. Мы имеем на рынке качественные немецкие автомобили, бытовые товары — и элемент дуального образования тоже в этом есть. Он породил хороший рост экономики, там примерно 75% выпускников школ идут в учреждения профтехобразования, там это престижно, а у нас все с точностью до наоборот, и это печально.
ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ И IT — ПРИМЕР СОТРУДНИЧЕСТВА
— Сейчас мы на региональном уровне запускаем такой инструмент, как наблюдательные советы. Это инициатива на уровне Министерства, мы уже пилотируем этот проект. То есть мы предлагаем бизнесу зайти в формате наблюдательных советов — не просто, чтобы была привязка к заведению, а они также имели инструменты влияния, могли подавать предложения. Мы имеем очень интересный пример — пилотный проект с IT-кластером. К нам пришла компания и сказала: нам нужны специалисты в области IT. Многие скептики говорили, что профтехобразование — это не может быть IT. Конечно, это не может быть в части программирования, разработке приложений, но если мы говорим о видеонаблюдении, системе сигнализации, функции тестеров — то почему профтехобразование не может готовить операторов по обработке информации или даже ремонту компьютерного оборудования? Поэтому мы подписали меморандум с львовским IT-кластером и, в частности, с компанией KIVSH. И теперь это пример — бизнес дал средства на ремонт и оборудование, совместно разработали изменения в учебном плане и программе под потребности бизнеса и запускаем и учим в течение двух-трех лет желающих по этой измененной программой. Мы уверены, что будет успех, потому что они предложили этот механизм, и они видят рынок лучше, чем заведение. При всем уважении они его видят лучше, даже чем центр занятости. Бизнес здесь является самым объективным рыночным партнером. Потому что они ежедневно с этим сталкиваются, у них есть потребность в кадрах, текучесть кадров. Поэтому если бизнес будет сотрудничать в такой конфигурации, будет успех. Потому что часто бизнес жалуется, что есть проблема с кадрами, но не хочет хотя бы прийти в заведение и заявить о своей потребности, если тем более бизнес географически находится близко к заведению.
ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «БУРСЕ»
— Конечно, важным фактором того, почему такие серьезные разрывы, что спрос на кадры есть, но нет предложения, — является недостаточная престижность профтехобразования. О нем забыли, условно, 20 лет назад, как распались заводы и фабрики. Раньше как было: был завод, фабрика, и фактически заведение профтехобразования под них и работало. Система советская и частично постсоветская были совсем другими. Все это рухнуло. Соотвественно, учреждения пошли на выживание, утратилась их профильность. Сегодня в заведении, где есть автомобильный или строительный профиль, могут готовить и поваров, кондитеров, а в отдельных случаях и парикмахеров. Поэтому заведения начали выживать кто как может.
К сожалению, приходится переламывать через профориентационные мероприятия, через коллег, которые учились в профтехобразовании, что это престижно, что это не «бурса», как их называли раньше. Такую ситуацию вызвал еще и психологический фактор. До 1990-х годов высшее образование ребенку из села или из простой семьи часто не было возможности получить. А во времена независимости всем дали доступ к нему, создали льготные категории. Соответственно, пошло движение в высшее образование, родители, условно говоря, выводили из хлева последнюю корову и продавали или передавали деньги с заработков из Италии, чтобы ребенок имел высшее образование, которое в итоге ему по жизни может и не понадобиться. Есть примеры, думаю, тысяч людей, которые имели высшее образование и в жизни его не применили. Конечно, для общего развития оно необходимо, но если ребенок имел навыки и компетенции к работе, например, по ремонту автомобилей, зачем ему высшее образование, допустим, в филологии? А такие случаи, к сожалению, есть, потому что это выбор не детей, а родителей.
Сейчас этот шаблон немного прерывается. Мы видим большие красивые кампании Министерства образования, на своем региональном уровне проводим форумы, в том числе и онлайн-включения со школами, центрами занятости, разными партнерами и рассказываем, что такое профтехобразование, какие его плюсы. Это бесплатное образование, бесплатное проживание в общежитии, это в принципе на 90% человек трудоустроен. У нас есть прекрасные заведения, как, наверное, и в каждом регионе Украины, ведущие учет потенциально трудоустроенных выпускников, и общая цифра по исследованиям такая: 82 — 85% выпускников профтехобразования трудоустраиваются. Только около 12% выезжают за рубеж. Конечно, миграция в высшем образовании в разы выше. Люди с высшим образованием там работают рабочими кадрами, и никто не выдвигает никаких претензий — и фасадчики, и в супермаркетах на автопогрузчиках и так далее. Очень важно сломать этот шаблон. В сегодняшних условиях, к счастью, есть очень много прогрессивных руководителей — они рекламируют свои заведения и в тиктоке, и в инстаграме, потому что понимают, что в своего кандидата нужно «подловить».
Важно, чтобы и от бизнеса шла профориентация. У нас есть предприятия, которые публикуют и приглашают на работу то портных, то автослесарей, то электросварщиков — и там заработная плата 20 тыс. гривен, и это тоже имеет большое значение.
«ЭТО ОГРОМНАЯ СИСТЕМА, КОТОРАЯ СТРОИТ И РАЗВИВАЕТ ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ»
— Плюсы профтехобразования очевидны как во время обучения, так и при трудоустройстве. Конечно, это в большей степени работа руками, но потому и говорят, что у людей «золотые руки». Если у нас ломается машина, то ее ремонтирует выпускник профтехобразования, а если человек с высшим образованием, то это печально, потому что он должен был бы быть в профтехобразовании. Хлеб печет — повар, это тоже профтехобразование. И так далее. К сожалению, люди у нас не осознают, что профтехобразование — это огромная система, которая строит и развивает экономику страны.
К счастью, уже несколько лет ей уделяется внимание со стороны государства, в частности из государственного бюджета выделяются средства на создание учебно-практических центров — в этом году это было 150 млн, мы на Львовщине получим 16 млн на создание учебно-практических центров. В проект бюджета на 2022 заложено 250 млн. Есть очень классная европейская программа InfoSkills, в рамках которой проводится много обучений и тренингов. На Львовщине в этом году проходила международная конференция по профтехобразованию, которую организовывало Министерство образования. То есть много мероприятий проводится, в частности, и конкурсы по профессиональному мастерству разного рода.
Поэтому мы постоянно призываем бизнес приходить в учреждения. Потому что, если он придет, то увидит, что на месте происходит, что нужно изменить, что добавить и так далее. Представители бизнеса могут увидеть оборудование, на котором учатся их потенциальные рабочие. Многие представители бизнеса говорит, что оборудование устаревшее, но они были в заведении 5 или 10 лет назад. За это время произошла определенная положительная динамика. Конечно, еще есть устаревшие вещи: и учебные планы нужно постоянно совершенствовать, некоторые профессии по классификатору нужно менять. Мир стремительно меняется, многие профессии просто исчезают. Нужно быть очень быстрым и мобильным, поэтому мы стараемся и профтехобразование делать гибким и мобильным.
УЧРЕЖДЕНИЯМ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБУЕТСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ
— Конечно, еще большая проблема — это сеть заведений. Днепропетровщина занимает первое место в Украине по сети заведений — там их 54, а у нас 49. Мы можем финансировать учреждения из местного бюджета — городского или областного — в пределах имеющихся финансовых ресурсов. Очевидно, что учреждениям профтехобразования сейчас требуется объединение. Реальное заведение — когда есть хотя бы 500 — 600 учеников, а то и больше. А у нас есть такие, которые имеют и по 250. Поэтому Министерство образования разработало методические рекомендации по оптимизации и развитию сети, чтобы учреждения объединялись и создавали один сильный. Потому что когда есть возможность финансовой поддержки со стороны государства, там смотрят, есть ли хотя бы 400 учеников, тогда могут давать средства на развитие. Если этих детей нет, вкладывать в «мертвые стены» тоже неправильно. Мы это предложение поддерживаем, и департамент образования даже разработал систему рейтингов — объективную, прозрачную и равную для всех систему оценивания. Учитывается контингент, выполнение регионального заказа и тому подобное.
Заведение профтехобразования является уникальным в части наполнения финансового фонда — оно имеет возможность законно предоставлять услуги, давать изделия под реализацию. Как, например, там, где готовят кузнецов — они сделали определенное изделие, реализовали его, и эти средства пошли им на спецсчет. У нас есть заведение, которое готовит поваров, кондитеров, работников гостинично-ресторанного сервиса, и оно зарабатывает 12 млн гривен в год спецфонда! Это огромные средства на развитие. Это больше, но кто-то два миллиона зарабатывает, кто-то три, кто-то полтора. А кто-то может не заработать и миллиона, что обидно. Когда есть заведение, которое имеет 200 гектаров земли, а в нем нет порядка и оно не имеет средств на спецфонде, имея технику, трактор, возможность засеять эти поля, это обидно. Они по закону имеют право вести учебное хозяйство — ведь где тракториста научишь? Ребенок пришел на первый курс, на втором сел в трактор, проехался, пропахал участок, прокультивировал, засеял — под наблюдением мастера, конечно. Но он получил реальные знания и на выходе — пришел в агрокомпанию и знает, что и как.
Подытоживая, могу сказать, что очень многое зависит от руководителя, коллектива — как они стремятся работать, куда они движутся, какова стратегия. На уровне области мы проводим много учений для директоров заведений, для заместителей директоров в формате образовательной академии, где есть разные ораторы, рассказывающие о современных подходах, как себя рекламировать и продать в разумном смысле этого слова.
Конечно, есть еще некоторые вещи, которые следует смягчить, о деятельности учреждений профтехобразования. У нас есть примеры, когда заведение обслуживает школу — например, кормит детей. Но для государственных учреждений профтехобразования сейчас те же условия, что и для бизнеса, — в части налогообложения, процедур закупки. Это немного неправильно, ведь это заведение, которое зарабатывает деньги не для себя, а для развития государства. Если бы государство создало какие-то стимулы и льготы в этой части — хотя бы разрешило, как раньше, заключать прямые договора на 200 тысяч между собой, тогда более быстрый оборот средств в учреждениях способствовал бы большему развитию. Заведение берет эти средства себе на развитие, но это заведение государственное. Тем самым оно берет на себя финансирование тех вопросов, в которые должно вкладывать государство.
«ЕСТЬ ВИДЕНИЕ, ЧТО ЭТО ВАЖНО»
— Так что очень хорошо, что есть общее понимание, тенденция в стране, правильно расставленные акценты — есть видение, что это важно. При Президенте Украины весной этого года был впервые создан Совет по вопросам развития профессионального образования, в который вошли участники со всей Украины, наработаны приоритетные задачи. Пока что все на декларативном уровне, но очень приятно, что уже есть внимание к профессиональному образованию. Ведь, условно говоря, 20 лет о нем даже не вели речь, я уже не говорю, что не финансировали. Есть большие проблемы с материально-техническим состоянием, но понемногу их решаем, уже все больше успешных проектов, где есть амбициозные усилия руководителя и коллектива, это и человеческий, и финансовый фактор.
В целом многое нужно еще переломить ментально, чтобы все понимали, что это нормальная работа, которую уважают и ценят. Каждый человек должен это осознавать. Мы сами создаем эти стереотипы относительно профтехобразования, и нам самим придется их ломать. Но без этого никак.
Фото из архива Ивана Пикуса