Проект реализуется Национальной опереттой Украины совместно с Бирмингемской оперой при поддержке УКФ и Британского Совета и объединяет музыкальный театр и музыкальное образование. Ключевое событие – концерт «Аутентичная британская музыка. Бирмингем–Киев» – прошел в Киеве (вход на концерт был бесплатный).
Все наработки проекта – видеофильм-концерт с участием солиста Бирмингемской оперы, профессора пения Королевской музыкальной академии Великобритании Марка Вайльда, оцифрованные мастер-классы по английскому вокальному языку, двуязычная, украино-английская веб-платформа, на которой размещены познавательные статьи о британской музыке, нотные материалы, видеофрагменты концерта и т.п. – доступны всем желающим 24/7. Также реализована специальная коммуникационная программа для людей с инвалидностью. Во всех ключевых событиях проекта наряду с профессиональными артистами и музыкантами участвовали волонтеры.
Проект начался в начале 2021 года, но локдаун остановил работу театра… впрочем, активизировал деятельность творческой команды и стал толчком к поиску альтернативных форм общения со зрителями и новых театральных исследований. Сначала солистка Национальной оперетты Украины Марьяна Боднар и арфистка Наталья Смищенко исполнили и записали две британские песни, получившие восторженные отзывы пользователей соцсетей. Через несколько месяцев на камерной сцене Театра в фойе создали музыкальную феерию «Мистерии Туманного Альбиона», где небольшой зрительской аудитории успешно презентовали кельтские мелодии, шотландские песни, ирландские танцы. Впоследствии решили создать большой концерт британской музыки, привлекая как можно больше людей, которым нравилась бы британская музыка.
- На пути реализации проекта «Аутентичная британская музыка. Бирмингем–Киев» мне посчастливилось сделать для себя немало музыкальных открытий: это фантастические симфонические произведения на темы народной британской музыки, веселая музыка комических опер, малоизвестные хоровые обработки шотландских песен Александра Кошица, важные для понимания значения украинской музыки в контексте мировой музыкальной культуры, – говорит Марианна БОДНАР. - Все начиналось с нашей заинтересованности британской музыкой, теперь, благодаря поддержке УКФ и Британского Совета, мы презентуем большой проект, который популяризирует музыку Великобритании, несет ее всем, кто любит красоту, магию музыкального искусства, и вместе с тем открываем новые возможности для изучения и исполнения музыки».
Концерт британской музыки на главной сцене Национальной оперетты Украины – ключевое событие украино-британского проекта. Дирижер-постановщик концерта Сергей Голубничий считает, что программа концерта «Аутентичная британская музыка. Бирмингем–Киев» станет для украинских слушателей путеводителем британской музыкальной культуры.
- В программу вошли самые популярные британские произведения разных эпох: звучат народные мелодии и их современные интерпретации, хоровые произведения и инструментальные композиции, фрагменты семиопер времен барокко, музыка из оперетт и опер ХІХ и ХХ веков, произведения Айвора Герны, Хьюберта Перри, Генри Перселла, Эдварда Элгара, Георга Фридриха Генделя», - подчеркнул Сергей Голубничий.
Современные аранжировки композиций британской музыки создал композитор и музыкант Максим Коломиец. Он нашел много общего в украинской и британской музыке. Видение современного композитора, отраженное в исполнении произведений солистами, музыкантами и волонтерами проекта, любознательные слушатели концерта смогут отследить не только благодаря присутствию на концерте, но и пользуясь записями, размещенными онлайн на просветительской проектной платформе.
- «Аутентичная британская музыка. Бирмингем–Киев» – не первый международный проект Национальной оперетты Украины, – рассказывает Елена ЦЫБА, руководитель международного отдела театра. – Впервые наш партнер из Великобритании, педагог, хоровой дирижер и певец Марк Уайлд сотрудничает с нами онлайн. Это довольно сложно, но такой формат открывает новые возможности, прежде всего, для масштабирования проекта. Теперь мы обязательно будем развивать и внедрять такой опыт в следующих наших коллаборациях.
Во время подготовки к концерту ментор из Британии, солист Бирмингемской оперы, профессор пения Королевской музыкальной академии, хоровой дирижер Норвичского собора Марк Уайльд онлайн провел мастер-классы для украинских солистов-вокалистов и хора. Кроме того, Марк Уайльд онлайн исполнил в концерте несколько произведений, среди которых любимая британцами лирическая Кашмирская песня (Kashmiri Song).
- Думаю, что этот проект - хорошая возможность поработать с украинскими коллегами и исследовать достижения британской музыки, особенно во время исполнения песен, благодаря которым можно найти что-нибудь новое, - считает Марк Уайльд. - Надеюсь, что смогу передать чувство стиля, то, как мы исполняем английские песни, поделиться репертуаром, не очень известным за пределами Великобритании. Надеюсь, мне удастся донести эту замечательную музыку до людей, которые раньше ее не слышали. Считаю успехом заинтересованность зрителей этими произведениями, их желание поближе познакомиться с репертуаром, прийти на концерт, где будет еще больше английской музыки.
Вдохновляясь практиками постановок Бирмингемской оперы, в которых волонтеры поют в хоре и принимают участие в массовых сценах наряду с профессиональными артистами, "переживая оперу изнутри", координаторы проекта пригласили к участию в концерте хор мальчиков и юношей КГМЛ им. Н. Лысенко. Специально для проекта хористы изучили малоизвестные в Украине шотландские песни в обработке Александра Кошица. Уникальные нотные материалы этих произведений разыскала солистка Национальной оперетты Украины Марьяна Боднар, а театровед Екатерина Морозова исследовала и рассказала об аспектах творчества украинского композитора, связанных с театром.
- Концерт британской музыки, который мы презентовали на главной сцене театра, имеет две исторические точки отсчета: концерт состоялся через 101 год после гастролей знаменитой хоровой капеллы под руководством Кошица в Великобритании (1920) и через 105 лет с момента, когда Александр Кошиц последний раз дирижировал на сцене первого стационарного украинского театра в Киеве (1916), к тому же на этой же самой сцене! Меня очень радует, что наработками проекта мы делимся не только с нашей постоянной публикой (почитателей концертов Национальной оперетты немало!), но и с британской аудиторией, которая, кстати, когда-то называла хор Кошица "оркестром голосов". Рада, что в этом проекте мы привлекаем к активному участию людей, которые впервые приходят в музыкальный театр и начинают по-настоящему им интересоваться, - отметила Екатерина МОРОЗОВА.
Особое внимание в театре всегда уделяется людям с инвалидностью. В рамках коммуникационной программы проекта люди с аутизмом, никогда не бывавшие в музыкальном театре, познакомились с артистами и музыкантами, побывали на театральной экскурсии, спели вместе с артистами театра британские народные песни. Главным театральным опытом, первым для них, стало посещение концерта вместе с сопровождающими. Заместитель генерального директора-художественного руководителя Национальной оперетты по связям с общественностью Ксения Новикова настроена развивать и распространять информационные сообщения проекта. Материалы опросов, vox populi проекта свидетельствуют о том, что музыкальный театр вызывает большой интерес публики.
- Уверена, что театр влияет на вкусы и предпочтения значительной части зрительской аудитории, генерирует ключевые для развития общества месседжи. В этом проекте для меня важно рассказать о наших ценностях: Национальная оперетта Украины – театр, доступный для всех, мы всегда придерживаемся принципов безбарьерности для наших зрителей; музыка – принадлежит каждому; украинская музыка, наравне с британской, была и остается популярной в мире, - говорит Ксения НОВИКОВА.
Художественное образование – важная составляющая современной культуры. Педагоги творческой сферы передают молодежи не просто знания, но и ценный опыт поколений мастеров. Проект «Аутентичная британская музыка. Бирмингем–Киев» ставит задачу не только популяризировать музыку, но и делиться ценными наработками проекта. Разработан нотный материал, оцифрованные номера концерта, мастер-классы, познавательные статьи размещены и доступны 24/7 на веб-платформе «Аутентичная британская музыка. Бирмингем–Киев», созданной для долгосрочной коммуникации представителей музыкального сообщества.
Генеральный директор-художественный руководитель Национальной оперетты Украины, режиссер и педагог Богдан Струтинский выстраивает международную деятельность театра, сотрудничая не только с отдельными зарубежными театрами, но и с международными театральными организациями, такими как «Опера Европы», «Евразийская театральная ассоциация». Благодаря членству в ассоциации «Опера Европы» была осуществлена творческая коллаборация с Бирмингемской оперой. Цели устойчивого развития, которыми руководствуется международная команда по реализации проекта «Аутентичная британская музыка. Бирмингем–Киев» во многом определяют сегодня политику обоих театров.
– Наше партнерство с Бирмингемской оперой возобновляет диалог британской и украинской культур, – подчеркнул Богдан СТРУТИНСКИЙ. - Возвращение музыки Александра Кошица на родную сцену, звучание песен на украинском языке в международном концерте отражает миссию национального театра. Мы стремимся к сохранению достояний украинской культуры и вместе с тем радуемся возможности экспериментировать, используя интересный для нас опыт британцев. Бирмингемская опера знаменита в мире своими новаторскими постановками, привлечением волонтеров к реализации сценического действа. К проекту «Аутентичная британская музыка. Бирмингем–Киев» мы пригласили волонтерский хор, проводим ряд образовательных, инклюзивных мероприятий, результаты которых, уверен, будут служить новым инициативам. Мы используем в проекте цифровые технологии, чтобы современное искусство было более открытым для своей аудитории».