Состоявшееся в эту среду посвященное миграционному кризису на границе Беларуси и Европейского Союза заседание Совета национальной безопасности и обороны напомнило мне позапрошлую зиму. Сперва из Китая, потом со всего мира поступали новости день ото дня всё страшнее, а украинская власть долгие месяцы не то чтобы даже не задумывалась о состоянии медицинской инфраструктуры, — о койках, о концентраторах, о производстве кислорода. — Под шумок тогдашней возни за кресла в Кабмине из Украины позволили вывезти все запасы средств индивидуальной защиты. Кстати, кто-нибудь слышал о результатах расследования? Даже после 75 тысяч официально на сегодня умерших этот вопрос хоть кого-нибудь заинтересовал?
Вот и с мигрантами на западных границах Беларуси, что это оружие кремлевской гибридной войны стало понятно ещё в середине лета. И уже тогда далеко не я один на страницах «Дня» (№109-110, 2021 «Мигранты: полевые испытания российского оружия Гибридной войны у украинских границ») предупреждал, что вся эта накапливаемая российскими и белорусскими спецслужбами критическая масса беженцев в один прекрасный момент может выплеснуться через белорусско-украинскую границу. — Ведь дестабилизация ситуации в Украине один из основных приоритетов Кремля. Прошло 3 месяца. Литва, Латвия, Польша за это время перебросили на восток войска, на всём протяжении, пусть пока с помощью временных сооружений, укрепили границы. А в Украине на превратившуюся с лета из потенциальной в реальную угрозу СНБО обратил внимание только в середине ноября. Было недосуг — три месяца исправляли ошибки в списке воров в законе.
Министр внутренних дел Денис Монастырский раскрыл детали запланированных СНБО мер. — Собираются определить и усилить наиболее проблемные участки границы дополнительными подразделениями Национальной гвардии и полиции. Ну а чтобы этот куцый план выглядел солидней, собрались привлечь также и силы существующей в большинстве областей за пределами столицы и нескольких крупных городов преимущественно на бумаге территориальной обороны. Конечно, неплохо, что кризис подстегнет работу по её созданию хотя бы в северных регионах. Но понадобятся месяцы, чтобы обучить этих людей. Впрочем, несколько лет, если реально.
Насколько это поможет? Ответ в поступающих в последние дни кадрах с границы Беларуси и Польши, где тысячные толпы мигрантов не всегда удается сдержать даже с помощью отсутствующих на украинско-белорусской границе временных сооружений. Ну и как тут не вспомнить о том, что украинские правоохранители, в отличие от своих польских коллег, не смогут вполне опереться на поддержку местного населения. Среди годами промышлявших незаконной добычей янтаря жителей Полесья найдется немало тех, кто воспринимает украинских силовиков как не меньшую угрозу. И захочет подзаработать на доставке мигрантов от белорусской границы к границе ЕС.
Многих в Украине возмутили слова депутата Бундестага социал-демократа Нильса Шмида, что прорывающихся с территории Беларуси в ЕС беженцев можно было бы разместить в фильтрационных лагерях на территории Украины. Секретарь СНБО Алексей Данилов уже озвучил жесткий ответ на это предложение. Спешу огорчить господина Данилова, учитывая уровень подготовки украинских силовиков к защите северной границы, впору смириться с неизбежностью создания таких лагерей. Значительную, если не большую, часть беженцев, если белорусские силовики погонят их в сторону Украины, мы сдержать не сможем. — Имевшееся в нашем распоряжении время на подготовку к противодействию этой гибридной атаке бездарно упущено, среди прочих и по его собственной вине.
Наряду с внеочередным заседанием СНБО, ещё одной новостью этой среды стала статья заместителя Алексея Данилова Руслана Демченко, посвященная текущим угрозам реализации российского плана по уничтожению Украины. Несмотря на казалось бы глубину анализа, список угроз в ней страдает очевидной неполнотой. При всех мобилизованных против Украины Москвой ресурсах, что с миграционной угрозой со стороны Беларуси, что, скажем, с нынешним энергетическим кризисом, при всей очевидности этих угроз ещё летом, это не Путин и даже не Лукашенко на весеннем и летнем минимуме цен не закупил газ и уголь, не укрепил при первых признаках угрозы украинско-белорусскую границу. Это неспособность к предвидению и планированию в масштабе хотя бы нескольких недель, преступное бездействие украинских властей превращает российские планы в реальные угрозы. Это не Путин, а вполне конкретный список лиц на Банковой и Грушевского должен значится в списке главных угроз Украине под номером 1.