Виктор Никитюк – среди тех талантливых педагогов, которые названы среди отмеченных Премией Верховной Рады Украины для молодых ученых за 2020 год. Из Волыни такую же награду получает и Антонина Шуляк, доктор политических наук, декан факультета международных отношений Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки. Отмечается, что премию назначили за работу «Информационно-коммуникационные технологии как метод ведения гибридных войн: детерминанты, развитие и последствия для геополитики и международных отношений».Виктор же – обычный, как говорится, учитель в лицее в небольшом волынском городке. Но в 2018 году он стал победителем всеукраинского профессионального конкурса педагогов в номинации "Физика", имеет и другие достойные достижения. А главное – он учитель от Бога, причем в том предмете, который непрост для понимания большинства, а у него ученики и учатся, и баллы набирают на ВНО, и тоже достигают высот в жизни. Как номинант премии Верховной Рады, он поделился своими размышлениями, как развить в ребенке способности, воспитать творческую личность.
– Каждый педагог, кроме основной классно-урочной деятельности, четко регламентированной, работает в разных направлениях образовательного процесса. Весомое место занимает работа с одаренными и способными учениками, которая является своего рода индикатором профессиональной пригодности педагога и предусматривает участие детей во всеукраинских предметных олимпиадах, конкурсе-защите научно-исследовательских работ в системе МАН, турнирах юных ученых, конкурсах художественного, спортивного, экологического направления или же региональных конкурсах, таких как Волынская областная математическая олимпиада имени академика Михаила Кравчука.
Бесспорно, это не полный перечень интеллектуальных мероприятий, в которых учащиеся совместно со своими наставниками ежегодно участвуют очно, а в последние годы добавились еще и конкурсы в дистанционном формате. Для успешного раскрытия ученического потенциала в таких мероприятиях каждый педагог вырабатывает определенную "практику", присущую только ему, ориентированную на специфику своего предмета, возрастные особенности учащихся и т.п.
Бытует мнение, часто даже в образовательных кругах, что достичь весомых результатов в интеллектуальных соревнованиях, которые априори являются внеурочной деятельностью учащихся, можно исключительно за счет часов, предусмотренных учебным планом. Из собственного опыта и опыта коллег, с которыми работаю, могу сказать, что это далеко не так: времени, необходимого для основательной подготовки к олимпиаде или конкурсу, нужно гораздо больше, чем это предусмотрено образовательной программой. И в большинстве случаев типичная практика подготовки такова: учитель занимается с детьми во внеурочное время, и здесь возникает новый аспект этого вопроса: насколько сильна мотивация ребенка и какой приоритет занимает углубленное изучение данного предмета в иерархии его увлечений, то есть, не совпадают ли случайно дополнительные занятия по физике, математике или биологии со спортивной секцией, уроком в музыкальной школе или туристическим кружком, которые более важны для ребенка или его родителей. Другое дело, когда степень мотивации соискателя образования высока; педагогу остается только работать над формированием расширенной индивидуальной образовательной траектории учащегося и удовлетворения его интеллектуальных запросов. В любом случае это титанический труд учащегося и педагога.
Приходилось слышать утверждение, что одаренного ребенка можно научить исключительно с помощью мела и доски. Не могу с этим полностью согласиться, поскольку учитель, работающий в современном информационном пространстве и интерактивной среде учебного заведения, имеет намного лучшие возможности и более широкий спектр технологий обучения, чем педагог, обучающий мелом, каким бы виртуозным его объяснение не было. Особенно это ярко прослеживается в осуществлении научно-исследовательской, экспериментальной или поисковой деятельности с использованием интерактивного оборудования развивающей образовательной среды. Также важным фактором успешного формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся является эффективное использование вариативной составляющей учебных планов, основная цель которой – реализация допрофильного и профильного обучения. Поэтому педагоги, в образовательных учреждениях которых созданы надлежащие условия для всестороннего развития личности, а также царит комфортный микроклимат в коллективе, стоят на порядок выше среднестатистического учителя.
Не менее важным фактором результативности работы с одаренными учащимися является мотивационное поощрение в форме финансового эквивалента. Во многих громадах успешно наработана практика денежного вознаграждения за победу в интеллектуальных соревнованиях разных этапов как для учеников, так и для педагогов (будь то одноразовое вознаграждение или ежемесячная процентная надбавка). Конечно, здесь много вопросов возникает относительно финансовой дееспособности громад, приоритетов в распределении средств и т.д., однако динамика результативности работы с одаренными учащимися свидетельствует о том, что наличие такого финансового стимула часто является если не двигателем, то по крайней мере катализатором результативности учащихся и педагогов в интеллектуальных соревнованиях разного уровня. Приходит мысль, что унифицированного подхода к поощрению участников образовательного процесса к интеллектуальным соревнованиям в условиях децентрализации не удастся достичь, но то, что такие меры нужно реализовывать, тем более на уровне государства, не вызывает сомнения.