Пока в Украине идет реформа децентрализации и общины приобретают все большую самостоятельность и полномочия, а Верховная Рада готовится голосовать за конституционные изменения по децентрализации – в России идут противоположные процессы. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской федерации», фактически изменяющий отношения между центром и регионами, обозначенные в путинских конституционных «новациях».
Речь идет о дальнейшем подавлении местного самоуправления в России, особенно регионального уровня. Если еще при Б. Ельцине субъекты федерации имели достаточный уровень независимости, которая с приходом В. Путина к власти постоянно сокращалась, то теперь предлагается существенно сузить полномочия глав регионов и их самостоятельность. В законопроекте выдвигаются такие нормы как: 1) запрет на использование названий глав регионов как президентов (как сегодня называют президента Татарстана), 2) президент России получает не ограниченное никакими основаниями право на увольнение губернаторов, 3) и, кроме того, даже назначение ключевых заместителей глав регионов теперь не может быть осуществлено без согласований с профильными министерствами. Такие изменения по факту нацелены на усиление жесткой вертикали президентской власти в России, приближая ее к цезаризму начала 20 века.
И главное, Кремль берет курс на сворачивание федерации, все больше централизуя свою власть и ставя регионы под жесткий контроль. По сути, после имплементации таких норм, Российская федерация постепенно превратится в имперскую «унитарную» Россию, в чем собственно и заключается замысел В. Путина, который может получить фактический статус «императора», собственно и очерченный в недавних изменениях к российской Конституции.
Такие трансформации нацелены на консолидацию власти перед растущим недовольством некоторых регионов и российского общества (появился даже термин Москвоборчество).
Идеальная путинская модель власти выглядит все более похожей на империю, чтобы провести связь с прошлым – величием царской России, Союз советских социалистических республик уже не является идеалом для русского вождя. Что он четко обозначил в известной июльской статье относительно Украины – где обозначено стремление к полному поглощению Украины Россией, без сохранения не только независимой государственности, но и статуса республики, которую Украина имела во времена СССР.
Исторические «изыскания» В. Путина нацелены не только на внешнюю аудиторию, но и на внутреннюю. Их цель обосновать целесообразность и безальтернативность для России "умеренного консерватизма" - то есть имперской матрицы для России и неомонархизма.
Путин и его окружение видят себя потомками российской империи и носителями имперской власти. В этой модели нет места не только общественному обществу, но и местному самоуправлению, даже в ограниченном виде. Региональные элиты уже не рассматриваются как полноценные субъекты власти, а лишь составляющие общей вертикали, подчиненной не политическому институту президента, а лично Путину. В этом особенность политической системы, закрепленной в недавних конституционных изменениях.
Такая модель очень похожа на классическую модель царской России, с губернаторами как представителями царя в регионах, и которая также закрепляет неизменный «царский» статус В. Путина во главе России.
Что это означает на практике?
Для России понятно – концентрация полномочий в одном центре и увеличение контроля (не означает на практике автоматически влияния) за регионами. Помимо назначений глав регионов и их заместителей законопроект предлагает четкий раздел публичной сферы и бизнеса. Если сегодня бизнес широко представлен в законодательном собрании регионов и продвигает своих кандидатов на должности губернаторов и их замов, то в законодательных изменениях предлагается разделить «слуг государевых» - назначенных Кремлем губернаторов, их заместителей и региональные бизнес-элиты. Это по задумке позволит увеличить зависимость от Москвы, ограничить остатки политической конкуренции, самостоятельности, которые существовали на региональном и местном уровнях, и таким образом обеспечить большую управляемость регионами со стороны Москвы и большую эффективность политик Кремля на местном и региональном уровне. В концепции В. Путина нет места системе сдерживания и противовесов, политической конкуренции и разделения власти. Напротив, чем выше централизация, тем лучше – и так ограниченная модель федерации отбрасывается как рисковая. Становится заметным, что стареющий автократ В. Путин все больше склоняется к консерватизму и империи.
И это оказывает непосредственное влияние не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику, которая становится все более агрессивной и непредсказуемой. Кремль даже не пытается скрыть завоевательные планы в отношении Украины. Более того, Путин видит нашу страну как базовую составляющую новой российской империи, считая необходимым шагом в реализации имперской стратегии полное подчинение Украины. При этом он прямо подчеркивает стратегическую несостоятельность украинской государственности и отсутствие единой украинской нации. Для Путина украинцы – это часть российской нации, а украинское государство – недоразумение, которое произошло в результате развала СССР во времена Б. Ельцина, что привело в результате к усилению позиций и самостоятельности национальных республик.
Именно поэтому сегодня В. Путин движется в нескольких направлениях – чтобы остановить потенциальную угрозу распада РФ – проводит демонтаж федеративного устройства и одновременно угрожает агрессией и поглощением Украине, и фактически осуществляет аншлюс Беларуси. За последним просматривается попытка Кремля в случае неудачи остановить центробежные силы в РФ – построить согласно концепции А. Солженицына «Как нам обустроить Россию» - в составе европейской части России, Беларуси и Украины. Исходя из такой стратегии, для В. Путина важно максимально подавить самостоятельность как регионов РФ, так и Украины, угрожая полномасштабной агрессией.
Однако, на пути к реализации такой стратегии Кремлю придется столкнуться не только с Украиной, которая будет максимально противостоять агрессии и поглощению, но и с внутренним сопротивлением региональных элит в России, которые вряд ли так легко готовы уступить самостоятельность и политическое влияние в своих регионах и республиках. Так как отстранение от реальной публичной власти означает для них не только утрату полномочий, но и угрозу разрушения бизнеса и экономической базы их существования.
И здесь способность региональных элит РФ, особенно таких влиятельных республик, которые уже выразили свой протест по поводу законодательных изменений, таких как Татарстан, Саха-Якутия, Башкирия и ряда других, противостоять сворачиванию федерации – зависят и агрессивные планы В. Путина относительно Украины. Если Путину удастся реализовать политику централизации и борьбы с «боярами», региональными элитами – Кремль начнет полномасштабную агрессию против Украины.