Париж – это не Эйфелева башня, не Нотр-Дам и не Триумфальная Арка. Это не город, описанный Ремарком и Хемингуэем или Гюго. Это не источник вдохновения многих художников. Это гораздо больше. Это то, на чем он стоит. А стоит Париж, в прямом смысле этого слова, на костях.
И нет в этом ничего страшного: так и подобает каждому городу, который за плечами имеет свою историю.
Историю города делают те, кто в нем раньше жил. А Париж такими жителями может похвастаться.
КАТАКОМБЫ-КЛАДБИЩА
Чтобы увидеть другой Париж, не тот, который сияет нам с цветных открыток, стоит спуститься в подземелье города и познакомиться с его катакомбами. Парижские катакомбы – это сложные подземные лабиринты общей протяженностью до 300 км. Они возникли еще во времена Античности и Средневековья из-за того, что тогдашние жители города нуждались в материалах для строительства. Когда город разрастался, то значительная его часть оказалась над этими пустотами. Некоторые дома и дворцы фактически стояли над пустотой в земле. К концу ХVIII века была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая до сих пор занимается тем, что укрепляет подземные тоннели и не дает прекрасному городу на поверхности рухнуть. Часть старых каменоломен была полностью забетонирована.
Остальной части нашли практическое применение. Какое-то время их использовали как винные погреба, но впоследствии город столкнулся с проблемой переполненности городских кладбищ, и властям Парижа пришла в голову креативная идея использовать катакомбы в качестве оссуариев – места хранения костей бывших жителей города.
В средние века кладбища находились в центре населенных пунктов – вблизи церквей, потому что священнослужители утверждали, что похороненные в освященной земле автоматически попадут в Рай. В Париже главным таким кладбищем было кладбище Невинных, которое функционировало с XI века и принимало останки прихожан 19 приходов. Конечно, такие кладбища очень быстро переполнялись. Особенно тяжело становилось во время массовых эпидемий: например, в результате эпидемии бубонной чумы 1418 года умерло 50 тыс. человек. Свою долю вносили и исторические события, например Варфоломеевская ночь – ее жертвы тоже были упокоены на кладбище Невинных. Исследования утверждают, что слой захоронений здесь к концу ХVIII в. достигал 10 м в глубину. В одной могиле могло быть 1500 останков из разных эпох. Постепенно начали звучать голоса, которые обращали внимание на то, что существование такого кладбища в центре города вызывает дополнительную антисанитарию и страшный смрад. Когда обрушилась стена кладбища и останки умерших напрямую вмешались в жизнь живых, городские власти поняли, что необходимо немедленно реагировать и принимать жесткие меры. Кладбище прекратило функционирование, покойников по ночам вывозили за город, их кости очищали, дезинфицировали и помещали под землю в катакомбы. Вместе с кладбищем Невинных решили ликвидировать еще 17 кладбищ Парижа.
Среди безымянных покойников, лежащих под ногами парижан, есть Франсуа Рабле, Блез Паскаль, Максимилиан Робеспьер и другие.
Теперь катакомбы – это около двух километров открытых освещенных коридоров для туристов, где досконально описана история и продемонстрированы ровные ряды аккуратно сложенных костей и черепов. Иногда люди, строившие эти конструкции, проявляли творческие способности и выкладывали узоры с помощью останков своих предков. По подсчетам ученых, в парижских катакомбах хранятся останки около 5–6 млн человек.
В катакомбы любили водить своих гостей французские короли и императоры, однажды здесь был даже устроен концерт классической музыки, и было признано, что здесь совершенная акустика. В катакомбах в свое время функционировало кафе, здесь находился секретный бункер нацистов и штаб местного движения сопротивления, а также бомбоубежище. Катакомбы – неотъемлемая часть истории города.
В другие части катакомб, кроме этой оборудованной туристической трассы, строго запрещено заходить, нарушители наказываются штрафом. Катакомбы являются приманкой, но одновременно и бедой города, поскольку их постоянно заливают подземные воды, что чревато разрушением.
«ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ НЕСТОРОМ МАХНО И АЙСЕДОРОЙ ДУНКАН»
Следующее место, подтверждающее гипотезу о том, что Париж – город мертвых, ответит нам на вопрос, что общего между Нестором Махно и Айседорой Дункан. Прославленную танцовщицу и супругу Сергея Есенина соединяет с украинским отцом анархии то, что лежат они в одном секторе колумбария на парижском кладбище Пер-Лашез. Но, кроме них, туристов привлекает к этому месту магия таких имен, как Оскар Уайльд, Фредерик Шопен, Джим Моррисон, Оноре Де Бальзак, Сара Бернар, Эдит Пиаф, Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн, Симона Синьоре и Ив Монтан, Гертруда Стайн, Пьер Абеляр и Элоиза, Жан де Лафонтен и Мольер. Каждая из этих и других могил известных людей овеяна легендами и привлекает посетителей со всего мира.
Ярким примером этого является могила Оскара Уайльда, на которую любят приезжать фанаты, особенно гомосексуальной ориентации. Они целуют белоснежного сфинкса – памятник на могиле писателя. Когда смотрители кладбища устали это отмывать, а семья Уайльда платить за чистку, могилу обнесли специальной прозрачной изгородью и повесили просьбу не оставлять ярких следов своей привязанности к Оскару. Не помогло.
Влюбленные приезжают к скромной двойной могиле Амедео Модильяни – итальянского художника и его любимой – Жанны Эбютерн. На их могиле оставляют засушенные цветы, стихи, любовные послания. Амедео в свое время приехал в Париж развивать свои творческие способности, но мало кого интересовали его необычные полотна, где люди были изображены с неестественно удлиненными головами и миндалевидными глазами. Он жил в большом затруднении, но продолжал творить. Юная Жанна немного рисовала и часто позировала своему любимому. У них был общий ребенок. В 1920 году Амедео умер от туберкулеза, через два дня после его смерти Жанна, будучи на 9-м месяце беременности, выбросилась из окна. Ему было 36, ей 22. Картины Модильяни резко выросли в цене, а сам он был признан одним из наиболее значимых художников нач. ХХ века.
Площадь Пер-Лашез – 48 га, а существует она с 1804 г., находится в 20-м округе Парижа, а в начале своего существования находилась за пределами города, в квартале бедноты. Популярной стала после перезахоронения Мольера и выдающихся интеллектуалов Средневековья – Абеляра и Элоизы – пары выдающихся ученых с трагической историей любви. На Пер-Лашез в общей сложности числится более 1 млн могил и колумбарий. Отдельной достопримечательностью является стена коммунаров.
«ДЕТЕЙ УЧАТ БЫТЬ НАСТОЯЩИМИ ФРАНЦУЗАМИ»
На Пер-Лашезе фактически каждая могила имеет свою историю, поэтому это место – неотъемлемая часть города на берегах Сены.
Если говорить о местных умерших и подземельях города, то стоит упомянуть Пантеон – грандиозное сооружение, возникшее в конце ХVIII века, которое содержит останки значимых для Франции людей в одном месте. Строительство начал Людовик ХV, и это должна была быть церковь святой Женевьевы, однако к концу строительства состоялась Великая французская революция и новая власть решила похоронить здесь выдающихся французов. О чем и говорит надпись на фризе Пантеона: «Великим людям – благодарное Отечество». Позже функциональное назначение здания менялось еще несколько раз.
В подземельях этого здания в Латинском квартале близ Сорбонны покоятся Вольтер, Виктор Гюго, Александр Дюма, Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри, Жан-Жак Руссо, Эмиль Золя и другие видные политические и общественные деятели.
Я была свидетелем того, как много французских детей пришло на экскурсии в эти подземелья, где французская история говорила к ним с очень короткой дистанции. Интересно, что во Франции много эмигрантов, особенно из бывших африканских колоний, так что половина детей в этих школьных группах имела темный цвет кожи, но в таком месте, как Пантеон, этих детей учат быть настоящими французами и гордиться историей страны, которая стала их новой Родиной на примере покоящихся в этих подземельях.
Есть в Париже и место, которое в своих подземельях имеет могилу самого известного представителя нации – Наполеона Бонапарта. Это Дом Инвалидов. Здание возникло к концу ХVII века по инициативе Людовика ХIV. Его целью было предоставление убежища старым и изуродованным в боях воинам французской армии. И эту функцию Дом Инвалидов выполняет до сих пор. Кроме того, здесь находится кладбище выдающихся французских военных, несколько музеев, в частности Музей армии, на парадном дворе которого проходят главные торжественные события страны, связанные с армией. А в крипте собора Дома Инвалидов в специальном саркофаге из финского порфира в шести гробах лежит тот, кто когда-то хотел завоевать мир – Наполеон Бонапарт.
Магия Парижа не в том, что мы видим на поверхности и что нам продают в фильмах и сувенирных магазинах. Шарм Парижа заключается в том, что это город с интригующей историей, которая в большинстве случаев скрыта от глаза рядового туриста. Я бы его сравнила с пожилой куртизанкой из Мулен-Руж, которая имеет немало скелетов в своем шкафу, но она загримировала свои морщинки и дальше притягивает поклонников своей таинственной улыбкой.