На днях в здании Дипломатической академии имени Геннадия Удовенко при МИД Украины состоялась дискуссия «Культурное измерение российско-украинского вооруженного конфликта: государственная политика и инструменты защиты». Дискуссионная панель была организована по инициативе Экспертной сети «Крымской платформы» при поддержке Министерства иностранных дел Украины и Представительства Президента Украины в Автономной Республике Крым.
Представители государственных органов страны говорили о том, как защитить культурные ценности на оккупированных территориях. В частности, говорилось, соответствует ли национальное законодательство Украины тем вызовам и угрозам, которые несет российская агрессия объектам культурного наследия в Крыму, возможна ли единая стратегия и тактика действий в защите культурного наследия на оккупированной территории Крыма? Положение дел таково, что уже сегодня в оккупированном Крыму коллекции крымских музеев включают в состав Музейного фонда России, артефакты вывозят, проводят тысячи незаконных археологических раскопок, разрушают и уродуют исторические памятники. Политика Российской Федерации по ассимиляции в сферах науки, истории, культуры ориентирована на утверждение главенства российской культуры на оккупированных территориях. Последствия таких действий наша страна ощутит спустя годы, когда полностью сотрутся культурные связи с материковой Украиной.
ЮНЕСКО НАБЛЮДАЕТ, НО ЗАЩИТИТЬ СЛОЖНО
В частности, по данным ЮНЕСКО, в оккупированном Крыму Россия присвоила уже более 4 тысяч памятников и вывозит артефакты в материковую Россию. Россия на полуострове производит несанкционированные археологические раскопки и стирает следы культурного присутствия крымскотатарского народа. С объектами всемирного наследия ЮНЕСКО и другими культурными памятниками в оккупированном Крыму и Севастополе обращаются варварски, они подвержены разграблению со стороны оккупационных властей. Об этом в свое время шла речь в докладе ЮНЕСКО о наблюдениях за ситуацией в Автономной Республике Крым для 212 сессии Исполнительного совета организации, сообщал Укринформ. «Россия присвоила украинские культурные ценности на полуострове, включая 4095 памятников национального и местного значения, которые находятся под охраной государства. Россия использует такое присвоение для реализации своей комплексной долгосрочной стратегии укрепления своего исторического, культурного и религиозного доминирования над прошлым, настоящим и будущим Крыма», — отмечается в документе.
В ЮНЕСКО обратили внимание, что в нарушение требований Второго протокола к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта на объектах культурного наследия проводят незаконные археологические раскопки. В частности, в июне 2021 года с использованием тяжелой техники стартовали раскопки, которые могут поставить под угрозу статус поселения Херсонес Таврический, внесенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кроме того, для строительства трассы «Таврида», ведущей к недавно построенному Керченскому мосту, соединяющему полуостров с Россией, уничтожили мусульманские захоронения. В Бахчисарае на временно оккупированной территории Крымского полуострова незаконно созданные органы захватили 32 объекта недвижимости национального памятника «Ханский дворец», входящих в Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник.
ЮНЕСКО обращает внимание и на притеснения жителей Крыма по национальному и религиозному признаку. «За семь лет оккупации ситуация с правами человека в Крыму значительно ухудшилась. Систематические политические преследования, физическое и психологическое давление, уничтожение независимых СМИ, дискриминация по религиозному признаку, нарушение прав собственности и языковых прав вынудили более 45 тыс. крымских татар и украинцев покинуть оккупированный полуостров», — говорится в докладе.
МИД ТРЕБУЕТ ПРЕКРАТИТЬ ГРАБИТЕЛЬСТВО КРЫМА
В ходе дискуссии заместитель министра иностранных дел Эмине ДЖАПАР заявила: «В Министерстве иностранных дел обеспокоены незаконными археологическими раскопками во временно оккупированном Крыму и фактами использования его культурного наследия с целью пропаганды идеологии государства-агрессора». Джапар проинформировала о работе МИД Украины в рамках международных организаций и международных судебных инстанций, направленной на противодействие присвоению и уничтожению российской оккупационной администрацией культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культовых обрядов и объектов, составляющих культурное и духовное наследие коренных народов Крыма .
«Нас особенно беспокоят факты использования культурного наследия Крыма в целях пропаганды идеологии государства-агрессора, беспрецедентные по своим масштабам незаконные археологические раскопки на Крымском полуострове, разрушение и повреждение археологических памятников и объектов культурного наследия», — сказала Эмине Джапар. Она отметила, что важнейшей и успешной мерой украинской дипломатии в прошлом году стал инаугурационный саммит «Крымской платформы», который привлек внимание международных партнеров к широкому кругу вопросов, связанных с незаконной оккупацией украинского полуострова.
ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ
Летом прошлого года Верховная Рада приняла закон «О присоединении Украины ко Второму протоколу к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года». Законопроект №0036 был разработан Министерством культуры, молодежи и спорта и подан в парламент Президентом Украины Владимиром Зеленским. За принятие закона проголосовал 321 народный депутат.
Международное право в области защиты культурных ценностей во время военных конфликтов имеет давнюю историю. В Крыму широко известен такой факт: в 30-х годах XVIII века войска фельдмаршала Ласси захватили Карасубазар, а затем «разграбили его и превратили в пепел», а войска фельдмаршала Миниха заняли Кезлев (Евпаторию), а затем и Бахчисарай, сожгли весь город, среди прочего и красивейший Бахчисарайский ханский дворец вместе с архивом Крымского ханства. По воспоминаниям очевидцев, обгоревшие бумаги несколько суток носил ветер среди пожарища. К сожалению, в международном праве тогда еще не было актов о защите культурных ценностей, что, однако, не снимает ответственности за это преступление против человечества со стороны Российской империи.
В отличие от людей, культурные ценности сами себя защитить не могут. Поэтому еще до Первой мировой войны началось формирование международного права в этой области. По информации представителя Польского комитета «Голубой щит» Лидии Клюпш, первыми актами в этом плане стали IV Гаагская Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны и IX Гаагская конвенция о бомбардировках морскими силами во время войны 1907 года. Они играли свою роль в сдерживании применения варварских методов ведения войны и уменьшали угрозу потери человечеством культурных шедевров.
Следующим был Вашингтонский пакт или Пакт Рериха 1935 года. Был подписан Договор о защите художественных и научных заведений и исторических памятников. Это, однако, не остановило варваров ХХ века во время Второй мировой войны: человечество потеряло сотни памятников и тысячи других культурных ценностей. Поэтому 14 мая 1954 г. была подписана Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а также исполнительный регламент и первый протокол. Эти документы ратифицировала также Украина.
Но оказалось, что Конвенция и протокол не охватывают весь спектр защиты культурных ценностей, они не смогли защитить человечество от больших потерь в войнах конца ХХ и начала XXI века (Ближний Восток, Персидский залив, Балканы, Афганистан, Ирак и т.д.). В 1995 году в Париже состоялась встреча государств — сторон Конвенции, на которой было принято решение о создании Второго протокола.
В 1998 году проект протокола был рассмотрен Секретариатом ЮНЕСКО, а в марте 1999 года в Гааге он был подписан во время Дипломатической конференции стран — сторон Конвенции. Протокол содержал новые элементы защиты культурных ценностей: персональная уголовная ответственность, квалификация повреждений культурных ценностей как военного преступления, уточнение понятия «военная необходимость», введение института «усиленная защита», создание нового органа — Комитета защиты культурных ценностей — и расширение перечня мер защиты. К Гаагской конвенции 1954 г. присоединились 20 государств, среди них и Украина. Каждое государство-участник обязано раз в четыре года представлять отчет о выполнении требований Второго протокола.
Кроме того, уже весной 2017 года Совбез ООН принял Резолюцию 2347 о мерах защиты культурного наследия от террористов и в условиях вооруженного конфликта. Она стала первым в истории Совбеза ООН документом, направленным на защиту культурного наследия человечества.
НОВЫЕ «ЛАССИ» И «МИНИХИ» ПРИШЛИ В КРЫМ
Первый протокол к Конвенции был принят 14 мая 1954 года и вступил в силу 7 августа 1956 года. Его подписали и Украина, и Россия. Второй протокол был принят 26 марта 1999 года, вступил в силу 9 марта 2004 года. Украина менее года назад присоединилась к нему, но Россия до сих пор остается в стороне. Наверное, причина в том, что российским чиновникам уже есть чего бояться.
Экс-директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника Эльмира АБЛЯЛИМОВА рассказывает: «Активная дискуссия о присоединении ко Второму протоколу велась в Украине с 2018 года. Только в 2019 году состоялись три важных дискуссии специалистов. В результате Министерство культуры разработало соответствующий законопроект».
По ее словам, присоединение к протоколу произошло немедленно после сдачи на хранение гендиректору ЮНЕСКО принятого документа. Согласно новым реалиям, на территории Украины запрещен и становится незаконным любой экспорт, выемка или передача права собственности на все культурные ценности, запрещены незаконные археологические раскопки и любые модификации или изменение типа использования культурных памятников. Все эти нововведения на оккупированных территориях теперь преследуются уголовным законодательством и считаются преступлениями.
Эльмира Аблялимова говорит, что с 2014 года в Крыму повсеместно проводятся непрекращающиеся незаконные раскопки, несмотря на протесты украинской стороны. В результате только во время строительства трассы «Таврида» уже уничтожены несколько сотен памятников.
Среди основных нарушений российской стороной при обращении с культурными ценностями Эльмира Абялялимова называет присвоение объектов культурного наследия Россией, незаконное перемещение их на российскую территорию. Наиболее ярко эти нарушения проявились во время так называемой реставрации Бахчисарайского ханского дворца, где на Большой Ханской мечети утрачена аутентичная кровля и восстановить ее уже невозможно. Кроме того, незаконные работы производятся и на других объектах, причем характер этих работ не определен, никто не знает: это реконструкция, реставрация или просто перестройка. По сути, эти объекты теперь являются новостроями, они утратили свою первоначальную ценность.
«Сейчас активно продвигается вопрос о якобы реставрации Золотого кабинета Ханского дворца, продолжается «реставрация» Главного корпуса. К тому же, еще на восьми объектах планируются работы, которые исказят их вид — на Дюрбе Диляры Бикеч, на Северном и Южном Дюрбе, Светском корпусе, Стайновом корпусе, ханской кухне, библиотечном корпусе, а также на Соколиной башне. То есть практически все объекты Ханского дворца попадают под искажение вида и незаконные изменения, что запрещено Вторым протоколом Гаагской конвенции о защите культурных ценностей», — говорит экс-директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника.
Как сообщила Эльмира Аблялимова, сейчас собирается полная информация о незаконном обращении оккупантов с культурными ценностями. И уже в этом году в Украине ожидают экспертов ЮНЕСКО, которые вместе с музейными работниками будут решать вопрос о проведении мониторинговой миссии в Крым.
ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА ЧЕМБАЛО
В скором времени из памятников античности в Севастополе может остаться только один «Новый Херсонес», сообщает Севастопольская служба новостей ForPost. Журналисты обеспокоены тем, что возникла аварийная ситуация в крепости Чембало в Балаклаве. Как сообщает официальный сайт музея-заповедника «Херсонес Таврический», Чембало — один из немногих памятников западноевропейского фортификационного искусства XIV—XV веков. Вместе с древним городом Херсонесом Таврическим и крепостью Каламита этот монумент также является объектом культурного наследия и неотъемлемой частью музея-заповедника. 21 января в социальных сетях музея-заповедника появилось тревожное сообщение: посещение объекта культурного наследия «федерального значения» временно невозможно «в связи с погодными условиями и аварийной ситуацией, вызванной обвалом лесов». Очевидно, до 21 января 2022 г. общее состояние объекта культурного наследия никак не препятствовало его посещению. Неудивительно, что леса падают, ведь они установлены 14 лет назад. Центральная башня Чембало раскололась на две части в результате воздействия погодных условий — камни рассыпались по горе, а большая верхняя часть откололась большим куском и вонзилась в землю. Впрочем, тогда многие обращали внимание на отсутствие лицензии у ООО «Стандарт-Буд», которое занималось «текущей» реставрацией объекта и до сих пор действует в Севастополе, а также на уголовное дело в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств.
Хотя после 2014 года эти памятники и приобрели охранный статус и специальный режим ведения деятельности в своих пределах, это их не спасло. Как можно судить, вопросом сохранения крепости Чембало никто не занимался предметно, пишет ForPost. В 2019 году директор «Херсонесса Таврического» Елена Морозова заявила о том, что к 2020 году в Минкульте будет представлен проект реставрации и благоустройства крепости Чембало в Балаклаве. Если такой проект по состоянию на 2022 год существует, то широкой публике он неизвестен. Пока рядом с Херсонесом Таврическим ведутся строительные работы, в которых погибает не только археологический слой, но и вполне современные сооружения, крепость Чембало страдает от других «археологов», менее масштабных.
Фактическое отсутствие реальных действий по охране уникального памятника приводит к закономерным результатам. Еще в мае 2020 года из-за незаконных археологических раскопок в районе крепости Чембало на территории объекта культурного наследия был поврежден культурный слой на участке площадью 15 м? и глубиной 1 метр. Чем, по мнению прокуратуры, был причинен вред истории и культуре.
МОЖНО ЛИ СПАСТИ КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ?
Конечно, крайне сложно сохранять культурное наследие на оккупированных территориях, когда нет никакого доступа со стороны Украины. По данным прокуратуры Автономной Республики Крым, открыто несколько уголовных производств по определенным фактам уничтожения культурного наследия в Крыму. Речь идет о 22 уголовных производствах по 88 фактам. Это очень мало, потому что масштабы преступлений, совершаемых Российской Федерацией на территории Крыма, поражают не только Украину или крымских татар, но и весь мир: много обсуждений и круглых столов на уровне международного совета музеев, международной организации ЮНЕСКО. Однако их очень сложно претворить в жизнь. Позитивно, что Украина уже обращается в Международный уголовный суд, есть ряд исков, есть конкретные четкие действия, чтобы выявлять подобные факты, отслеживать и применять определенные меры или конфискации.
Эксперт «Крымской платформы» Яков ДИХТЯР отметил, что пока отсутствует орган охраны культурного наследия Автономной Республики Крым. Следовало бы Министерству культуры Украины рассмотреть вопрос и создать орган охраны культурного наследия. Даже обращения в прокуратуру и обращения в международные суды будут иметь определенные последствия в том случае, если это будет происходить в плоскости юриспруденции. Случается, что ведут незаконные археологические раскопки при прокладке трассы и происходит уничтожение этого объекта. В то же время, имея определенное количество учетных документов, этот орган охраны культурного наследия мог бы вмешаться в сложившуюся ситуацию и создать перечень документов на новые обнаруженные объекты. Затем можно было бы внести эти объекты в государственный реестр.