На юбилейной фотовыставке «Дня» поклонники издания подчеркивали талант газеты чувствовать мелодию, фиксировать высокие ноты, пульс нашей жизни.Статья Сергея Трымбача в праздничном номере «Стоп, премия!» (см. «День» №№ 3-4) заставляет прислушиваться к самочувствию, вызванному обнародованием результатов второго отборочного тура Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.
Аксиома – результатами любых премий остаются довольны только те, кто их получил.
С другой стороны, отказ от премии, непризнание результатов, выход из состава комитета и критика его работы – сигналы о дисбалансе Положений премии с живым дыханием актуальных ситуаций, связанных с претендентами и номинантами. Говорить о недоверии к составу комитета тоже можно, но до момента его утверждения.
По мнению уважаемого мною киноведа недопущение: «Романа Балаяна (фильм, «Мы есть. Мы рядом») и Ирмы Витовской-Ванцы (роли в картинах «Врата», «Мои мысли тихие», «Сказка старого мельника») к третьему, заключительному туру вряд ли можно квалифицировать иначе как акт непризнания за ними статуса высоких мастеров, как акт унижения. И конкретных мастеров и самого искусства».
Сам факт выдвижения на соискание высшей художественной премии уже является признанием таланта мастера. Мне кажется невозможным унизить невручением чего-либо таких масштабных личностей, как Ирму Витовскую, Романа Балаяна.
Митцю не треба нагород,
його судьба нагородила.
Коли в людини є народ,
тоді вона уже людина.
(Ліна Костенко)
А вот касательно поиска путей избегания несправедливостей отбора нужна дискуссия.
Первоначально Шевченковская премия была чисто писательской. Чтобы отметить достижения молодежи, в свое время учредили малую премию. Впоследствии отказались от классификации Национальной премии на малую и большую.
В прошлом составе Комитета Оксана Забужко призвала учитывать заслуги претендентов, а не руководствоваться исключительно оценкой представленного на премию произведения.
Если бы эту идею можно было математически оформить – объем наработок, стаж успешности, количество авторитетных признаний и т.д. - она могла бы добавить к объективности суждений. Но у каждого собственное понимание ценности любых показателей в искусстве. Из собственного опыта трех каденций работы в Комитете Сергей Трымбач свидетельствует: «первое заседание, первый тур - обычно именно тогда отсеиваются произведения, которые не выдерживают критериев высокой премии (критерии эти не формализованы и, следовательно, речь идет о чем-то более субъективном), поэтому не удивительны скандальные реагирования обиженных».
Именно такова тональность статей в газете «Слово просвіти» Н. Пасичника «Літературні санітари Шевченківської премії»,Н. Дзюбенко-Мейс «Як я потрапила до списку «випадкових».
Уверен, что те, кто выдвигал 28 претендентов в номинацию «Литература», делали это с мыслью и чувством. Почему Комитет не обратился к ним за помощью в «отсеивании» 20 претендентов? А может, это еще не поздно сделать…
Такое решение должно принимать литературное сообщество. Тогда и мотивации были бы мощно аргументированными.
В моем понимании именно в этом пафос упомянутых отзывов, а не в обвинениях и оскорблениях.
Возможно, пришло время, когда Комитет должен состоять из отдельных комиссий по каждому из художественных секторов, в которые будут входить признанные специалисты сферы, которые будут готовить короткий список претендентов для Комитета.
Из тридцатилетнего опыта театральной премии «Киевская пектораль», честь быть сопредседателем которой я имею с 2012 г., принцип формирования состава экспертной группы должен быть максимально близок соискателям премией. Было детское жюри в номинации «Лучший детский спектакль», пробовали создать зрительское жюри, формировали его из представителей театров. В этом году он состоит из специалистов, которым свое доверие оказали руководители театров.
Поэтому вопрос – «кто судьи?» – всегда будет оставаться острым. Упрощает ли его количественный состав жюри? Судьбу кинопремии «Оскар» решают более тысячи признанных мастеров жанра, и доказывает или опровергает правоту выбора его финансовая успешность - вопрос.
В 2019 г. моя режиссерская работа «Прекрасный зверь в сердце» по Н.Винграновскому в КАМТМ «Сузір’я» достигла высшего конкурсного уровня. Первый раз моя кандидатура была отклонена, поскольку не прошло три года с момента получения государственной награды.
Перед тем так же поступили с Ростиславом Держипольским. А в следующем году у него прошел срок ненаграждаемости, мне вручили Сертификат о высоких достижениях.
Почему государственное признание должно лишать признания художественного? Это что-то из противостояния государственности и отечественности. Два года подряд Премия в номинации "Театральное искусство" не присуждалась.
Нынешний состав Комитета премии мудро переименовал сертификат в Диплом, и в этом году будут первые Дипломанты Шевченковской премии.
Этот знак отличия не имеет денежного подкрепления, но важен.
Говорил Софокл "Власть красоты заменяет эмоции".
Пусть вручение Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко обращает наше внимание на высшие проявления мудрости красоты, богатство, мысли и чувства.