Фильм Педро Альмодовара «Параллельные матери» (2021) смело можно включить в плеяду его предыдущих работ, где перед нами: неординарные персонажи, истории, разворачивающиеся, часто, из-за ошибки, которая для героев является решающей и формовальной, и совсем не роковой, запрещенные темы, пронзительная сентиментальность, материнство, связь с прошлыми поколениями, Испания, цвета, кажущиеся токсичными, словно рекламные баннеры, выкрикивающие об удовольствии, которое не реализуется, вместо этого человек пытается утешить себя симуляцией, но от них никак не удается избавиться, и китч как единственный возможный способ для этого режиссера, чтобы показать ту действительность, которая весома для него. Педро Альмодовар говорит даже о том, что его творчество воспринимают как китч, но все это имеет для него огромное значение, и использование серьезного подхода было бы для него неудобством. Китч защищает его стыдливость, поэтому он так сильно за него держится. Все же в «Параллельных матерях» ему приходится поговорить серьезно, поскольку он выбирает дразнящую тему, которая проходит рефреном через всю историю – тему забвения и памяти. Главная героиня, образ которой олицетворяет Пенелопа Крус, – Дженис пытается помочь своему погибшему прадеду во время Гражданской войны в Испании (1936-1939) быть достойно похороненным, а вместе с ним получить такую же судьбу всем расстрелянным мужчинам из городка, откуда она происходит. Это считается для нее важнейшей задачей всей ее жизни.
Дженис – модный фэшн-фотограф, которая живет в Мадриде, в рецензии The Times к этой киноленте Альмодовара указано, что от первого кадра до заключительных титров этот фильм – утонченный спектакль Пенелопы Крус. И действительно, образ Дженис выступает своеобразным ядром, определяющим внутренние эмоциональные колебания этой ленты, и кто, как не муза самого режиссера – Пенелопа Крус, способен это безупречно воплотить. Дженис названа в честь известнейшей вокалисты 20 века Дженис Джоплин, которая вошла в трагический список «27». Все, что она знает о себе и своих родителях, это только рассказы ее бабушки, поскольку рано теряет мать, а об отце ей вообще ничего не известно. Но, несмотря на эту травмированность, ей удается сформировать достаточно сильные моральные качества, которые делают ее эмоционально стабильной личностью, способной преодолевать любые трудности.
Делая фоторепортаж, она знакомится с Артуро – антропологом, фонд которого занимается раскопками, и он помогает ей восстановить историческую справедливость. Вместе с тем у них зарождаются интимные отношения, Дженис беременеет, но разрывает отношения с отцом своего будущего ребенка, поскольку он склоняет его к аборту, будучи в то время женат на другой женщине. С этого момента появляется еще одна веская сюжетная линия этого фильма. В роддоме она знакомится с женщиной в похожем положении. Когда их дети рождаются, их перепутывают, и дочь Дженис уносит Анна, а дочь Анны – Дженис. У Дженис возникают подозрения на этот счет, она делает тест ДНК и эти подозрения подтверждаются, но героиня не делает ничего, чтобы как-то решить эту ситуацию, она откладывает ее решение. Действует как героиня трагедии, которая полагается на случай deus ex machina, что в конечном счете типично для героев Альмодовара. Он неоднократно говорил о перенесении своих историй на театральную сцену. Его межличностные драмы, гротескность, переодевание типичны для театра. А эмоции актрис на сцене смогут многократно превысить напряжение страстей. К тому же косвенно даже в этом фильме появляется тема театра, которую представляет мать Анны, которая всю жизнь мечтала о большой роли и в конце концов получила ее именно тогда, когда перед ней предстал выбор – осуществить задуманное или же восстановить связь со своей дочерью.
Позже судьба снова сводит Дженис и Анну, и главная героиня узнает, что ребенок Анны умер. Она не в состоянии перенести этот удар самостоятельно, поэтому приглашает Анну стать гувернанткой для своей малолетней дочери, которая, по сути, является дочерью Анны. Альмодовар вводит еще одну дразнящую тему – лесбийские отношения двух женщин. Трепет этой связи усиливается тем, что Анна рассказывает о том, что стала жертвой изнасилования и в результате родилась ее дочь. Впоследствии Дженис все же отваживается открыть правду этой женщине и таким образом вернуть ей ее ребенка. Зритель сталкивается с невероятной чувствительностью в изображении женщины как таковой. Каждая из них пытается избегать грубости в отношениях друг с другом, например Анна пишет своей матери после тяжелого разговора, что жалеет и не хочет быть жестокой с ней. Такие отношения и отношение к женщине продиктованы тем, что источником вдохновения для Педро Альмодовара всегда была его мать. В интервью для British Film Institute режиссер рассказывает: «Когда я говорю о своей матери, я говорю обо всем сообществе – обо всех соседях с улицы, где мы жили. Тогда не было нянь и мать брала меня везде, а если она не могла, то оставляла меня с соседями. Мое образование как личности и как режиссера пришло от этих женщин». Кажется, он ставит женщину в центр внимания как главных героев, но самое важное – то, что он делает их правдоподобными, идет дальше поверхностных изображений, он заставляет персонажей вести себя так, как они это на самом деле делают. Пенелопа Крус, одна из любимых актрис Альмодовара, неоднократно восхищалась его качествами как человека, прекрасно понимающего женский мир, таким образом женщина чувствует себя защищенной, поэтому ей легко удается сотрудничать с ним. С другой стороны, некоторые критики считают, что он слишком много внимания уделяет женским образам, в то время как его гетеросексуальные мужские персонажи часто кажутся сомнительными и неполными. В частности, образ Артуро – мужчины, от которого рождает ребенка Дженис, не проявляет сильных мужских признаков, полагается на решение главной героини.
«Параллельные матери» – это, пожалуй, один из фильмов Педро Альмодовара, в котором китч отходит на задний план, но его стилистика колориста нигде не исчезает (Hollywood Reporter пишет: «Великолепно выполненная работа, которая снова с невыразимой красотой демонстрирует: никто не способен использовать выразительную силу цвета и искусства композиции так, как это делает Альмодовар». В этом фильме он говорит открыто о человеческих проблемах и замалчиваемых вещах, но в то же время не пытается прибегать к суждениям, его персонажи способны пережить потрясения, не потеряв памяти. Он оставляет право на суждение зрителю, только зритель может принять для себя решение. Последний кадр фильма, где перед нами предстают уже не кости и скелеты убитых когда-то мужчин, а их тела, одетые в одежду, вещи, которые они успели взять с собой, – вытаскивает из небытия прошлого. Их история приближается вплотную к современности, а режиссер выступает своеобразным летописцем культуры Испании, рассказывая о многосюжетных событиях, которые не могут уступить друг другу в важности, потому что весомо все – и прошлое, и настоящее.