Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Надежный приют на польской земле

В Отвоцкий уездный воспитательный центр прибывают новые группы людей из опаленных войной украинских городов
11 марта, 2022 - 12:55

От взволнованных и уставших от дороги женщин, выходящих с маленькими детьми из автобуса, узнаем, откуда кто прибыл. В основном называют Киев, Харьков, Мариуполь, другие города, по которым можно изучать новейшую географию российского военного вторжения и совершенных преступлений против гражданского населения Украины.

Ольга Гонтарь с мужем Яковом приехали из-под Харькова. Говорят, что не собирались уезжать и намеревались оставаться в родных местах до конца. Но в их селе, которое находится у российской границы, в последнее время выжить было просто невозможно. Начались такие обстрелы, что негде было деваться.

– Мы держались восемь дней, а уже на девятый день где-то в 5 утра я говорю своему мужу: «Я уже не могу это терпеть!» – рассказывает Ольга Гонтарь.

По словам пожилой женщины, бомбы рвались вокруг, а от границы шли и шли российские танки.

- В наше село зашли 54 российских танка, - говорит женщина. – Разворачиваются прямо возле нашего дома. Поломали электрические столбы, забор. Слава Богу, что наш дом еще не разворотили.

– А что они делают, когда видят гражданских людей?

– Как что делают, – стреляют. Стреляют во все, что шевелится. Хорошо, что я не вышла во двор и мужа не пустила, а то бы мы здесь с вами уже не разговаривали. Им все равно, в кого стрелять. Они или обкуренные, или пьяные, или дураки – я не знаю. Но им все равно, в кого стрелять.

Оставшись без всякой связи с миром (уже не было ни мобильной связи, ни интернета, ни телевидения) пожилые люди собрали наскоро необходимое и пошли через село к железнодорожной станции. Однако железная дорога была взорвана. Дождались попутки и доехали в райцентр Дергачи. Оттуда довезли добрые люди до Харькова.

– И никто, между прочим, не взял с нас плату, – говорит взволнованно Ольга Степановна, – пусть Бог благословит этих добрых людей.

Добравшись в переполненном поезде до Львова (в битком забитом купе взрослые, дети, собаки, коты, стон, плач, визг), пожилые супруги пересекли границу и вздохнули спокойно уже на польской земле.

– На границе нас поразило до слез, как поляки принимают украинцев, с каким вниманием они относятся к нашим детям и к решению наших проблем, – отмечает растроганная Ольга Гонтарь.

По дороге в Польшу Ольга Степановна и Яков Яковлевич получили радостное известие. В Харькове под обстрелом, когда вылетали стекла в окнах родзала, их дочь Анета родила девочку, которую уже назвали Доминикой (перевод с позднелатинской Доминика – принадлежащая Богу, преданная Богу). У счастливых дедушки и бабушки это уже двадцать первая внучка!

 

 

У каждого из их семерых детей теперь по трое своих детей – всего 9 девочек и 12 мальчиков. У роженицы Анеты, которая является врачом по специальности, теперь три дочери – Милана, Элина и Доминика. Конечно, дедушка с бабушкой за них очень волнуются, ведь они пока остаются в Харькове под беспощадными обстрелами российского агрессора с бесчеловечным отношением к гражданскому населению, в том числе и к детям. Сейчас четверо взрослых детей Ольги Степановны и Якова Яковлевича остаются в Харькове со своими детьми. В частности, один их сын, который с 14 лет болеет диабетом и должен постоянно проходить диализ, не может вообще выехать из Харькова. Супруги молятся Богу, чтобы рашисты не разбомбили медицинский центр, в котором он находится.

 

 

– А как вообще настроенные харьковчане – сдаваться на милость агрессора не собираются?

– Нет, Боже упаси! – решительно возражает Ольга Гонтарь.

– Харьков никогда не сдастся, – поддерживает жену Яков Яковлевич, – и харьковчане не станут на колени перед врагом.

В уездный центр приема беженцев, устроенный в польском городе Отвоцк, Ольга Кметь с шестимесячным сынишкой Сашей и шестилетним Данилкой прибыла из Броваров, где семье приходилось постоянно прятаться в подвале дома от артиллерийских обстрелов и авианалетов.

 

 

– Когда в Броварах в 5 утра все начало взрываться, мы с мужем сорвались с кровати, собрали самые необходимые вещи и, не думая ни о чем, поехали в Днепропетровскую область, где у бабушки и дедушки был наш старший ребенок, – рассказывает Ольга Кметь.  – И уже оттуда с двумя сынишками я приехала сюда. А муж пошел в Днепровскую терроборону, потому что вернуться в Бровары уже было невозможно. Как сообщали наши соседи и знакомые, россияне расстреливают даже гражданские машины, а людей вытаскивают из машин и тоже расстреливают.

Житомирянку Викторию Магалецкую война застала в Европе.

– У меня уже были билеты на руках, когда началась война, но возвращаться домой не решилась. Все были в таком стрессе! Непрерывно смотрели новости о нападении России на Украину, видели фото страшных бомбардировок. Все мои родные остались в Украине, а помочь им ничем не могла. Связь была плохая, и я не понимала, что там и как. Все это нужно было пережить. Потом ко мне приехала дочь с внучкой. В итоге мы приехали сюда в Отвоцкий уездный центр и стали помогать украинским беженцам.

 

Виктория Магалецкая

Виктория Магалецкая сейчас временно живет в польской семье и ежедневно приходит в центр встречать украинских беженцев – помогает их успокаивать, расселять, работает на регистрации, занимается уборкой, распределением вещей и т.д. И вообще пытается как-то приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Надо искать работу, жилье, но опускать руки не собирается, потому что повсюду чувствует поддержку польских друзей.

О том, как работает Отвоцкий уездный центр приема беженцев, я попросил рассказать пани Кингу Блащик, которая является членом уездного совета и председателем уездного наблюдательного совета по социальной помощи, образованию, культуре и занятости населения и непосредственно занимается этим учреждением..

 

Кинга Блащик

- С начала военного нападения России на Украину, - рассказывает пани Кинга, - в Отвоцком уезде был создан кризисный штаб, который должен определиться, как нам действовать в новых условиях, и наметить пути решения наиболее насущных вопросов. Среди самых неотложных был и вопрос о предоставлении гуманитарной помощи украинцам и устройстве украинских беженцев.

По словам пани Кинги, в уезде начали собирать гуманитарную помощь и готовить места для приема беженцев. В уездном доме культуры открыли пункт приема благотворительной помощи от всего уезда. Поскольку у Отвоцкого уезда давние дружеские связи с украинским городом Нововолынск, сначала выяснили потребности своих украинских друзей и туда уже отправили два буса гуманитарной помощи.

В конце концов, был создан и уездный центр приема украинских беженцев на базе уездного воспитательного заведения Dziadka имени Казимежа Лисицкого. Туда тоже местное население начало сносить матрасы, белье и все, что нужно для устройства беженцев. Кроме штатного (постового) кухонного и технического персонала, фактически всю необходимую работу выполняют в центре волонтеры, которые расселяют, убирают, помогают на кухне, привозят и развозят людей в постоянные жилища, на вокзал, в аэропорт и т.д. Для этого в центре введен график дежурства, согласно которому волонтеры круглосуточно выполняют взятые на себя обязанности.

В столовой центра для беженцев

 

Одна из спальных комнат для беженцев

Работник центра Томаш Целинский показывает одну из комнат с гуманитарной помощью

 

Украинские улыбки признательности

Как сообщила пани Кинга Блащик, еще одно место – для приема беженцев с младшими детьми и больных беженцев из Украины – оборудовано также в одном из корпусов уездной больницы. По ее словам, на финансирование работы указанных центров должны быть выделены средства польским правительством, однако пока их содержание осуществляется за счет Отвоцкого уезда (староста Кшиштоф Щегельняк), а также благотворительной помощи частных лиц и волонтеров.

В лице члена уездного совета пани Кинги Блищик от имени украинцев благодарю руководство, благотворителей, волонтеров, население Отвоцкого уезда и всех поляков за искреннюю помощь, теплый прием и надежное устройство украинских беженцев.

- Мы искренне желаем украинцам, чтобы все это бедствие как можно скорее закончилось и Украина стала свободной, как это и должно быть, - ответила пани Кинга.

– Стоим, боремся и с вашей помощью победим.

Владимир СТЕЦЮК, временно перемещенный журналист, фото Славека ВЛОДАРСКОГО
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ