Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Болгарская пауза

17 марта, 2022 - 11:24

Едва вернулся из Болгарии, куда отвез часть семьи под опеку моих чудесных, удивительных родственников. В целом провел там чуть больше суток, но успел немного пообщаться и пощупать информационное поле. Впечатления сложные.

Болгарам по большому счету пофиг. Они действительно готовы принять около тысяч 20 наших беженцев (в Польше на сегодняшний день осело более 1,7 миллиона наших — не знаю, как надолго, но осело). Сначала их принимали в пустых отелях на побережье, теперь пошли разговоры, что вскоре туристический сезон и надо их куда-то передвинуть вглубь страны, словом, помогают, но такое впечатление, что… как-то неохотно, что ли.

Когда я написал об этом в соцсети, то получил массу возражений от возмущенных соотечественников: как вам не стыдно, нас здесь встретили как дорогих гостей, нам рады, для нас делается все, что нужно, а вы обобщаете. Обобщаю. Подчеркиваю сто раз: я не говорю об отдельных людях, сердечных и искренних, о самоотверженности и щедрости не такой уж богатой страны, а о средневзвешенной температуре по палате. Ну, упали с неба какие-то украинцы. Война в информационной повестке дня не присутствует. Беженцы есть, а войны нет.

Кто-то снова будет спорить: ложь, мы все время в заголовках! Извините, я привык каждый день мониторить прессу, это моя работа, есть возможность сравнивать. Ничего похожего на новостную ленту СМИ Британии, Франции, Польши даже в помине нет. Мариуполь, Харьков, Волноваха, Ирпень – этих названий здесь не слышали. Зато все время спрашивают: «А что, действительно у вас нацисты у власти?» В машине на обратном пути я четыре часа висел на итоговом воскресном выпуске станции «Хоризонт» (это главный новостной канал Болгарского радио), опять-таки могу оценить принцип верстки и тематические приоритеты. К тому же там было часовое интервью вице-премьера правительства, тоже показательно. Такое впечатление, что значительно больше войны беспокоит болгар мгновенное подорожание подсолнечного масла на фоне, очевидно, перспектив не получить в этом году урожай украинского подсолнечника. В супермаркетах были выстроены очереди, один старик прямо у кассы умер от сердечного приступа, это проблема. Еще состоялся съезд оппозиционной партии ГЕРБ, там критиковали правительство за пассивность относительно украинского вопроса. Еще подробно исследовали энергетическую безопасность страны. Общий настрой таков: Болгария на 70% зависит от российского газа, на 100% от российских ТВЭЛов для атомной станции в г. Козлодуй (работают два блока-миллионника из шести, мы на таких же блоках уже давно перешли на топливо от Westinghouse), а кто там прав в «конфликте» между россиянами и украинцами, до конца непонятно – буквально!

Говорят, есть какая-то существенная закулисная помощь, но на официальном уровне, в отличие от Польши, Литвы, не говоря о Соединенном королевстве, США, Канаде, никакой официальной активности в пользу Украины за пределами санкций ЕС не предусматривается. Ка-те-го-рич-но. Ощущения, что болгарам в случае чего тоже может прилететь, нет. Осознания того, что вслед за странами Балтии, если мы не устоим (разумеется, устоим, но они этого не знают) придет черед каждой из стран бывшего советского блока, тоже нет. Главная забота сейчас – не дразнить зверя. Традиционная русофилия, которая в коммунистические времена поддерживалась сверху, переживает второе дыхание. Есть разные настроения в больших городах и провинции, среди молодежи и старшего поколения, но москвоцентричность остается актуальным трендом. Вместе с тем никаких признаков украинского хотя бы символического влияния не наблюдается. О нашей «мягкой силе» на этом направлении нет, не слышали. Если такая же картина в других странах, кроме наших традиционных друзей, как мы собираемся обеспечивать себе поддержку вступления в ЕС или НАТО, я просто не понимаю.

Хочу, чтобы меня правильно поняли. Речь не идет о какой-то обиде или, упаси Боже, обвинениях: я, во-первых, сам отчасти болгарин, я там родился, мой второй язык болгарский, я эту страну знаю и люблю; во-вторых, никто нам ничего не должен, я много раз об этом писал, если кто-то что-то для нас делает, то уже низкий им поклон. Но отсутствие нашей позиции в информационном поле соседей – наш прокол и наша вина. Обидно за нас, досадно за них. Они ведь следующие.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ