Я с тревогой наблюдаю за тем, как главным публичным представителем украинского кинематографического сообщества в Европе и мире становится Сергей Лозница, уже давно постоянно проживающий за пределами нашего государства, однако объявляющий себя «жертвой» этой войны и пытающийся таким образом публично высказываться от имени ее настоящих жертв.
Сегодня он говорит о неуместности коллективной ответственности российских кинематографистов за развязывание агрессивной войны и преступления против человечности, которые совершает Российская Федерация. Однако, как точно подметил в своем сообщении в социальных сетях украинский продюсер одного из фильмов Лозницы Денис Иванов, совсем другое отношение у Сергея Лозницы к коллективной ответственности украинцев.
Сергей Лозница выразил категорическое несогласие с призывом бойкотировать российский кинематограф, который мы с вами инициировали в первые дни войны, и который уже поддержало большое количество институтов и наших коллег по всему миру.
Один из аргументов, который приводит господин Лозница в своих интервью, состоит в том, что никто не выбирает, где родиться, а то или иное гражданство является лишь лотереей. Что ж, в значительной степени этот тезис справедлив для самого Сергея Лозницы. Он по-настоящему никогда и не принадлежал к сообществу украинских кинематографистов, да и к украинской культуре тоже. А вспоминал господин Лозница о своем «лотерейном билете» в виде украинского гражданства, как правило, из соображений конъюнктуры, в том числе с целью получения государственного финансирования своих проектов.
В конце концов господин Лозница сам признает себя человеком русской культуры в своих интервью, об этом свидетельствует и все его творчество.
Развязавший войну агрессор оправдывает ее идеологическими причинами, среди требований к нам - «денацификация» и «прекращение притеснений русского языка». А значит, это война и за культуру, и за язык, и за мировоззренческие ценности. В этих условиях, да и в широкой исторической ретроспективе, именно «великая русская культура» является для Российской империи тем тихим оружием, которым она вводила в заблуждение своих жертв перед смертельным ударом. Украина и украинцы сталкиваются с этим не в первый раз в своей истории, и мы не имеем права повторять ошибки наших предшественников. «Прочь от Москвы!» - лозунг, провозглашенный моральным лидером украинской творческой элиты поколения Расстрелянного Возрождения Николаем Хвылевым. Этот лозунг не теряет актуальности и сейчас, спустя почти столетие после трагического самоубийства его автора.
Сегодня двое наших коллег, Денис Иванов и Ирина Цилык, очень точно высказались по поводу публичной позиции господина Лозницы, и я полностью разделяю их мнение.
Поэтому сегодня, как глава Правления Украинской киноакадемии, я обратился в Правление и Наблюдательный совет с представлением об исключении кинорежиссера Сергея Лозницы из членов Украинской киноакадемии.
Считаю, что публичная позиция Сергея Лозницы вредит репутации Украинской киноакадемии, ставит под сомнение единство украинского кинематографического сообщества и искажает представление мирового сообщества о нашем отношении к российской культуре в условиях агрессивной войны, когда под угрозой находится жизнь и свобода миллионов наших сограждан и независимость нашего государства.
Исключение Сергея Лозницы из членов Украинской киноакадемии сделает невозможным позиционирование господина Лозницы в медийном поле как спикера украинского кинематографа, и его мнение превратится в то, чем оно и является на самом деле – частным случаем агонии российского культурного империализма.
Наш призыв к бойкоту российского кино по существу должен касаться также и «человека русской культуры» Сергея Лозницы, который по воле слепого жребия является украинским гражданином.
Пора выдающемуся русскому режиссеру воссоединиться с большим кораблем русской культуры. Не сомневаюсь, что его там ждет вип-каюта.