«Мистецький Арсенал» по своей форме, если посмотреть на него сверху, напоминает квадрат. Также логотип ассоциируется с рамкой для картины и «Черным квадратом» Казимира Малевича — художника, который на самом деле был украинцем, хоть и считается русским художником», — так описал логотип «Мистецького Арсенала» его автор и разработчик — один из самых известных мировых графических дизайнеров, владелец ведущего дизайн-бюро в Великобритании Barnbrook Design Джонатан Барнбрук во время презентации корпоративной идентики для «Мистецького Арсенала» и визуального стиля Первой киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012, которая начнется здесь 17 мая.
«Когда работал над логотипом, учитывал ландшафт Украины и Киева, а также специфику «Мистецького Арсенала». Также мы стремились, чтобы весь образный ряд был современным, но при этом отображал историю украинского искусства. Мы хотим, чтобы люди почувствовали свою причастность, свою связь с искусством», — объяснил Джонатан Барнбрук. Как рассказал дизайнер, с началом работы над логотипом для «Мистецького Арсенала» он глубже познакомился с историей нашей страны и украинского искусства. Разрабатывая визуальный стиль для ARSENALE 2012 «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве», дизайнер создал визуальное воплощение четырех основных идей биеннале, вокруг которых и будут сконцентрированы работы более 100 художников из 30 стран. Это «Неутомимый Дух», «Во имя Порядка», «Плоть» и «Беспокойный Сон».
В интервью «Дню» Джонатан БАРНБРУК рассказал о возвращении графического дизайна к социальной ответственности и критическом осмыслении действительности, о важности прочного мировоззренческого основания и идеологической чистоте творчества.
— Как-то вы сказали, что раньше профессия дизайнера считалась общественно важной — дизайнер мог передать людям важную информацию или улучшить условия жизни... На ваш взгляд, сегодня способен ли дизайн изменить общество?
— С момента, когда я озвучил эту мысль, уже кое-что существенно изменилось, и дизайнеры опять заговорили вслух, нашли свою профессию общественно важной. Если раньше дизайнеры работали ради комфорта, творили свои вещи для того, чтобы заработать деньги, то сегодня, когда по миру прокатились многочисленные протестные настроения, в том числе и движение «Захвати Лондон», дизайнеры начали вкладывать в свои работы определенный месседж, смысл, начали творить с конкретной целью, далекой от рынка потребления.
Сегодня дизайнеры имеют возможность выходить на улицы и размещать там свои визуальные материалы, высказывать свое мнение в публичном пространстве на языке своего творчества. Таким образом, они могут что-то менять в обществе. Сегодня дизайнеры уже не работают лишь ради заработка, они чувствуют себя, прежде всего, гражданами своего государства, а затем уже профессионалами своего дела. Отсюда — рост гражданской ответственности в творчестве.
— То есть можно сказать, что сегодня дизайн становится более социально ответственным и критичным?
— Дизайн включает в себя многие вещи. Это как музыка: есть популярная музыка, классическая, авангардная... Главное в дизайне — не то, чем он является, а то, как его используют. Сам по себе дизайн всегда завязан и на политике, и на культуре, и на определенной идеологии, а вот его использование может быть совсем иным, иметь совершенно другой смысл, нежели тот, который в него вложил автор. Самый первый принцип в работе дизайнера — это быть честным и, прежде всего, честным перед самим собой. Дизайнер должен осознавать, кто он такой и что делает, и не чувствовать себя оторванным от общества. Поэтому сегодня дизайн стоит рассматривать не только в контексте эстетического пространства, но и в политическом, культурном и социальном контекстах. Дизайн всегда является участником важных событий и способен создать определенную визуальную идеологию.
— Как-то вы сказали, что для дизайна важна идеологическая чистота? Что вы имели в виду?
— Речь идет о четкости, о философской прозрачности и ясности дизайна, о том, что каждое высказывание должно быть четким — именно это является идеологической прозрачностью и чистотой графического дизайна.
— Сегодня эстетизация жизненного пространства является одним из основных пунктов глобальной антитоталитарной программы. Каким вы видите значение графического дизайна в вопросе укрепления демократических ценностей, особенно в посткоммунистическом пространстве, где до сих пор имеется избыток символов и кодов той эпохи?
— У каждой страны есть своя культура, своя действительно великая культура была и у всех стран, вошедших в состав Советского Союза, в том числе и Украины. Именно поэтому коммунистический режим на самом деле никогда не мог взять все искусство и культуру под свой контроль. Конечно, имело место такое явление, как соцреализм, но в целом люди понимали, что этот режим провальный и неправильный, что у него нет будущего. И эти образцы советского малоэстетичного дизайна являются прямым тому доказательством. Сегодня посткоммунистическому пространству нужно разнообразить свой визуальный дизайн.
— Почему, на ваш взгляд, для Украины как для страны, которая хочет заявить о себе в культурно-художественном контексте, важна биеннале современного искусства ARSENALE 2012? Какие нематериальные дивиденды она может принести нашей стране?
— ARSENALE 2012 является важным событием не только для Киева, но и для всей Украины. Это культурно-художественное событие, которое может заинтересовать широчайший круг людей, в том числе и иностранцев. Это еще одна возможность заявить о себе миру.
Справка «Дня»
Джонатан БАРНБРУК — один из самых известных и самых прогрессивных британских дизайнеров. Он специализируется на создании графического дизайна, визуальных решений и корпоративного стиля для ведущих культурных институций, мировых арт-проектов и международных биеннале. Среди клиентов его студии Barnbrook Design — центральные мировые музеи и выставочные проекты: такие, как Музей современного искусства Мори в Токио, 17 Сиднейская биеннале современного искусства и другие. Студия в течение многих лет работала с одним из известнейших современных художников Дэмиеном Херстом, оформила ряд проектов легендарной Saatchi gallery, а также создала дизайн обложки музыкального альбома «Heathen» Дэвида Боуи. Достижения Barnbrook Design в сфере современного графического дизайна засвидетельствовала масштабная выставка, посвященная деятельности бюро, проходившая в Лондонском музее дизайна в 2007 году.