В апреле, в разные годы, родились два талантливых художника-сценографа, чьи жизни не просто связана с Национальной оперой Украины, но и тесно переплетены в измерении времени и пространства: Федор Нирод и Мария Левитская – главные художники театра, бывший и действующий мастера .
«ХУДОЖНИК ОСТРО ЧУВСТВУЕТ ЦВЕТ СОБЫТИЙ»
- В этом году мне совсем не до празднований, - признается Мария ЛЕВИТСКАЯ. - Художник остро чувствует цвет событий, и сейчас эта гамма совершенно отличается от той, которая наполняла мое творчество в мирные, столь счастливые времена…
Поэтому сегодня хочу рассказать о человеке, который сыграл в моей судьбе огромную роль, – это Федор Федорович Нирод. Еще ребенком, мне было 8 лет, когда впервые попала в его семью. Моя мама, художница Ирина Левитская со студенческих лет знала Федора Федоровича, когда он был главным художником Львовской оперы, они дружили всю жизнь. Я смело могу назвать его своим учителем, вдохновителем. Иногда я приносила Федору Федоровичу свои работы, его оценка была такой же важной, как и в студенческой зачетной книге.
Любовь Ф.Ф.Нирода к музыкальному театру, изящество манер, культура рисунка очень сильно повлияли на мое творческое сознание. Уже позже, когда наши дороги пересеклись в Киевской опере, так получилось, что мы однажды сдавали художественному совету свои эскизы, в разные постановки. Ему особенно понравился мой эскиз, и могу с гордостью сказать, что последние двадцать лет, до самой его смерти, он висел над кроватью Федора Федоровича. Я многому у него научилась, нас многое объединяло. А сегодня в наших судьбах и биографиях появилось еще одно общее: он знал войну, теперь ее знаю и я.
Меня держит мысль, что если Федор Федорович пережил Вторую мировую войну, а потом создал свои лучшие представления, так и я, надеюсь, еще буду иметь возможность вернуться в театр и сделать хорошие спектакли.
«МНОГО МЫ ТЕРЯЕМ, ЗАБЫВ»
Имя Федора Нирода стало одним из синонимов украинского музыкального театра – 27 лет (с 1961 по 1989 гг.) он являлся главным художником Киевского оперного театра, а перед тем в течение 12 лет возглавлял художественный цех Львовского оперного театра.
В оформлении мастера на этих сценах поставлено множество классических и современных спектаклей, среди которых много опер и балетов украинских композиторов: «Украденное счастье» Ю.Мейтуса, «Платок Довбуша» А. Кос-Анатольского, «Милана», «Тарас Шевченко», «Ярослав Мудрый» Г.Майбороды, «Наталка Полтавка» Н.Лысенко, «Ольга» Е.Станковича, «Наймичка» М.Вериковского, «Рассветная поэма» на муз. В.Косенко, «Мамаи» В.Губаренко, «Баллада о матери» на муз. А.Штогаренко, "Возвращение" на муз. Б.Лятошинского... А еще в его оформлении было поставлено множество спектаклей украинских драматургов. Всего творческое наследие Нирода насчитывает 168 спектаклей в театрах Киева, Одессы, Львова.
Федор Нирод – аристократ по крови и духу, корни его благородного генеалогического древа уходят в глубину веков, а ветви сплетают славные шведские и украинские корни. «Как много мы теряем, забыв», – это слова из книги воспоминаний Ф.Ф.Нирода, из которой мы узнаем о его предках, обрусевших шведских графьях, блестящих воинах, павших в боях: один из дядей, Алексей Михайлович, мичман крейсера «Варяг», погиб в бою у Чемульпо, другой – Георгий, который в знак памяти о брате ушел во флот, был расстрелян вместе с крейсером «Светлана» в неравном бою с японцами. С другой стороны узнаем о материнском дворянском роде Мухановых, который, по семейным преданиям, происходил из Золотой Орды, а через свою прабабушку В.Лукашевич-Трепову Ф.Нирод является прямым потомком гетманов Д.Апостола, И.Скоропадского, П.Дорошенко.
В книге художник рассказывает о петербургском детстве и киевском отрочестве и взрослении, о матери – последней графине из рода, которая в своем имении в Троще под Житомиром построила аптеку, где крестьяне бесплатно получали лекарства. А во время Первой мировой войны стала хирургической медсестрой. Во время гражданской войны своими аристократическими руками мыла пол и посуду, стирала и готовила еду... Тогда же, будучи молодой вдовой с тремя детьми, перебралась в Киев, который станет для Федора Федоровича и главным, и родным городом. Известно, что на территории Выдубицкого монастыря был семейный склеп Ниродов, где покоились семь представителей этого рода, в том числе Алексей и Георгий, погибшие на «Варяге» и «Светлане». Интересно, что предки-Нироды принимали православие в Киеве в храме Спаса на Берестове, недалеко от Лавры. В советские времена кладбище уничтожили, а на его месте разбили газон…
Рисовать Федор Нирод любил с детства, эта любовь досталась ему в наследство: мама писала пейзажи акварелью, папа увлекался резьбой по дереву, бабушка Муханова занималась живописью серьезно, бабушка Нирод любила рисовать, среди близких родственников еще было 13 художников! Кроме того, соседом был художник Леонид Поволоцкий, который учил маленького Федора рисовать. В школе Нирод был редактором классной газеты и всегда завоевывал первое место среди школьных газет.
В 1925 году окончил Киевскую художественно-индустриальную профессиональную школу. В 1930-м – Киевский художественный институт, где учился у Федора Кричевского, Виктора Пальмова, Михаила Бойчука, Владимира Татлина, Александра Богомазова. Начал работать в конструктивистской манере. В Польском театре Киева в 1930-х годах он оформил такие спектакли, как «Еще панська не згинела» А.Скибневского, «Рабан» В. Вандурского и другие. В 1934-1945 годах являлся главным художником Запорожского (теперь Львовского) украинского драматического театра им. М.Заньковецкой.
Эскизы костюмов. Ярослав Мудрый
В 1941 г. Война застала Ф.Нирода в Харькове, где театр был на гастролях. На второй день мобилизации он должен был явиться в Запорожский военкомат. К моменту возвращения театра он уже был в части, которая готовилась к отправке на фронт. Но директор театра добился документа о необходимости работы художника в тылу. Запорожье, его заводы и Днепрогэс уже бомбили беспощадно, театр срочно был эвакуирован в Сибирь, в Тобольск, затем в Новокузнецк. Тогда и состоялось знакомство с Владимиром Скляренко, которое затем перешло в дружбу и совместную работу в дальнейшем: Харьковский ТЮЗ, Львов, Киев.
* * *
После войны Нирод 10 лет отдал Львовской опере, а затем почти 30 лет – Киевской опере. Во время «возрождения» украинской сценографии, в 1960-1980-х, Федор Федорович был главным художником Столичного театра оперы и балета. Тогда было много дискуссий о роли сценографа в оперном театре. Признавали, что главной задачей художника становилось воспроизведение в сценическом пространстве музыкально-драматической основы. Пространство требовало одновременно большой обобщенности и условности. 51 постановку осуществил Ф.Нирод в Киевском государственном академическом театре оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.
Балет "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева идет на сцене в оформлении Ф.Нирода более 50 лет подряд! Впрочем, его макет сценографии художественный совет сразу не принял. Худсовет хотел видеть помпезные формы Ренессанса. Нирод считал, что «декорация не может быть только фоном, она должна соответствовать духу времени, драматургии сценария и музыки, а цветовая гамма – звучанию». Пространство было решено так, как хотел художник. Время рассудило. Спектакль удостоен золотой медали Совета танца ЮНЕСКО.
***
Федор Нирод – народный художник СССР (1965), лауреат Всесоюзного фестиваля музыкальных произведений (1957), Государственной премия Грузии им. З.Полиашвили (1973).
Умер Ф.Ф. Нирод 6 сентября 1996 г. в Киеве, похоронен в Выдубицком монастыре, на месте семейного склепа. К 110-летию со дня его рождения на стене дома по ул. Владимирской, 48-а, где была творческая мастерская мастера, установлена мемориальная доска работы Василия Маркуша.