«Свободные медиа – стержневой элемент любой демократии». Этот тезис, который я скопировала с сайта Совета Европы, можно увидеть и услышать так часто, что он кажется очевидным. Очевидно, что без свободных медиа демократия будет неполноценной, или вообще будет уже не демократия.
Но зададим вопрос так: возможна ли демократия вообще без медиа? Что будет с демократией и свободой слова, если количество СМИ вдруг существенно сократится?
***
Несколько лет назад я проводила экспертное исследование, чтобы определить будущее украинских медиа.
Одним из важных выводов было то, что в фокусе медиа-организаций, профессиональных союзов и просто медиа-сообщества Украины, как и ведущих грантодателей этой сферы, всегда были и есть гуманитарные аспекты функционирования отечественных медиа. В первую очередь, это развитие свободы слова и защита прав журналистов. «Вместе с тем сейчас в стране продолжается самый серьезный кризис на медиа-рынке страны, связанный с сугубо материальными вопросами. Текущая ситуация выводит на первый план отечественной медийной проблематики не гуманитарные, а материальные аспекты функционирования отечественных средств массовой информации», - констатировала я четыре года назад.
Сегодня ситуация не просто ухудшилась – она стала катастрофической.
По прогнозу Всемирного банка, из-за военной агрессии России внутренний валовой продукт Украины сократится более чем на 45%. При таких условиях объем отечественного рекламного рынка будет не просто «недостаточным для развития в Украине полноценной системы независимых средств массовой информации», о чем говорилось в моем исследовании, а мизерным, или даже близким к нулю, не обеспечивающим даже существование СМИ, не только развитие.
Следует учесть и падение покупательной способности граждан. В своем исследовании я указывала, что это «отрицательно отражается на покупке платного контента, в частности, на подписке на печатные СМИ». Сейчас эта цитата вообще не подходит для описания ситуации. И не только потому, что после начала полномасштабной войны падение доходов граждан будет не просто значительным, а катастрофическим, а потому, что подписка на прессу в условиях переселения миллионов граждан в другие регионы и заграницу, превращается в действие, лишенное смысла.
Не могут сегодня спасти отрасль и нерыночные механизмы – государственные дотации и олигархические инвестиции.
Государство в нынешнее военное время может, и скажем прямо, должно финансировать только насущные, жизненно важные потребности, в том числе в медиа-сфере.
Олигархи, многие из которых потеряли из-за обстрелов или из-за оккупации предприятия, а некоторые – целые отрасли, составляющие основы их бизнеса, очевидно сокращают бюджеты дотированных ими медиа-компаний. Это тоже понятные шаги.
Но в итоге система независимых средств массовой информации в Украине может вскоре просто исчезнуть из-за нехватки средств на релокацию, на технические расходы для выпуска программ/изданий, на зарплату редакционным коллективам и на гонорары авторам... Даже четыре года назад, во время «гибридной», а не полномасштабной российско-украинской войны, я рекомендовала международным структурам, занимающимся развитием независимых медиа в Украине, то есть раздают гранты, сменить приоритеты. Решение материальных проблем независимых СМИ я видела как наиболее актуальную проблему, чем организация тренингов, конференций, проведение исследований, финансирование на которые получали не СМИ, ежедневно удовлетворяющие информационные потребности общества, работая на широкую аудиторию, а нишевые медийные проекты или общественные организации.
Через некоторое время количество работающих медиа может сократиться настолько, что вдруг традиционные донорские медийные, чисто гуманитарные, проекты окажутся никому не нужными, потому что учить придерживаться баланса мнений, сохранять гендерное равенство, уважать права меньшинств, не использовать язык ненависти будет просто некого.
Правда, многие НГО занимаются борьбой с российской пропагандой, то есть абсолютно необходимой во время войны деятельностью. Эта деятельность требует помощи и поддержки, в том числе средств. Но есть одно но: если в Украине исчезнет собственная полноценная система СМИ, все остальные околомедийные проекты моментально потеряют всякий смысл. Потому что можно сколько угодно учить людей медиа-грамотности и критическому мышлению, но если Украина не будет продуцировать собственный разнообразный качественный медийный контент, причем всех типов – телевизионный, цифровой, печатный, аудиовизуальный, если в Украине исчезнет плюрализм и свобода слова не из-за диктатуры и цензуры, а за неимением средств на издание газет, производство теле- и радиопрограмм и трансляцию телеканалов и радиостанций, победы на информационном фронте нам не увидеть.
***
Подходит к концу второй месяц войны. Но, к сожалению, проектов системных решений, направленных на сохранение системы независимых медиа в Украине, ни со стороны государства, ни со стороны профессиональных объединений и НГО, ни традиционных доноров, я не увидела. Правда, Национальный союз журналистов Украины, при поддержке Международной и Европейской федерации журналистов, запустил «сеть центров журналистской солидарности для помощи работникам медиа во время войны». «Центры будут помогать коллегам обосноваться на новом месте, будут информировать о вакансиях в медиа, программах поддержки журналистов и редакций. В экстренных случаях журналисты, эвакуировавшиеся с территорий боевых действий, будут получать одноразовую материальную помощь». При всех нюансах можно только поздравить эту инициативу. Но поддержка отдельных журналистов – это не системная поддержка средств массовой информации, не поддержка медийной отрасли как таковой.
А еще, готовя статью, я прочла анонс очередной конференции на тему демократии в Украине. Хорошее дело. Вот только никакой демократии без работающей системы независимых качественных медиа не будет и быть не может.
Наталья ИЩЕНКО