Вчера НКРЭ увеличила предельный уровень цены на природный газ для промышленных и приравненных к ним потребителей, а также для бюджетных организаций. Вместо 3382 гривен газ для них будет стоить 3509 гривен за тысячу кубометров (без учета НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифа на транспортировку и поставку). Основанием для этого решения послужил прогнозный уровень газовых цен на первый квартал 2012 года (416 долл. за тысячу кубометров). Через какое-то время повышение стоимости газа конвертируется в цены на хлеб, молоко, мясо и т. д., включая отечественные промышленные товары...
К сожалению, в тот же день в Украину пришли и другие не слишком радостные известия. Турция выдала разрешение на строительство газопровода «Южный поток» в обход Украины. «Разрешение на строительство, полученное от Турции, — самое серьезное подтверждение, что проект будет построен в строгом соответствием с графиком, а именно — до конца 2015 года», — торжествующе сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Российский премьер Владимир Путин явно рад этому турецкому подарку, последовавшему почти сразу за тем, как две страны договорились об условиях долгосрочных поставок российского газа в Высокую Порту (до 2021 и до 2025 годов) и об увеличении их на два миллиарда кубометров. (Можно предположить, что Россия таким образом просто купила турецкое содействие «Южному потоку», согласившись на приемлемую цену.) И теперь Владимир Владимирович, вопреки всякой логике и даже в несколько издевательской манере, сообщает, что рассчитывает на положительную реакцию Украины на это решение Турции: «Думаю, он (Киев) отнесется к этому позитивно».
Интересно проследить, как «дружелюбно» вибрировала российская позиция в поле напряжения между «Южным потоком» и интересами Украины. Еще несколько дней назад глава «Газпрома» Алексей Миллер, комментируя перспективы проекта «Южный поток» в контексте переговоров в газовой сфере с Украиной, говорил: «Южный поток» всегда был привязан к Украине».
Вчерашний день начался с противоположного утверждения. Глава «Газпром экспорта», зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что «Южный поток» будет реализован вне зависимости от итога переговоров с Украиной по совместному владению или управлению ее газотранспортной системой. При этом второе лицо «Газпрома» просто спряталось за интересы Европы: «ЕС нуждается в дополнительном импорте 250 миллиардов кубометров. Если даже будут построены «Северный поток» и «Южный поток», Nabucco и СПГ (терминалы сжиженного природного газа), все равно около 15—20 миллиардов кубометров газа дополнительных поставок будет не хватать».
Но уже через несколько часов, как только от Турции была получена «разрешительная» нота МИД, шеф «Газпрома» «поправил» своего высокопоставленного сотрудника. По словам Миллера, параметры проекта «Южный поток» теперь еще сильнее зависят от переговорной позиции с Украиной.
Между тем, позиции Украины на переговорах с Москвой по газу со вчерашнего дня, похоже, выглядят довольно бледно. После завершения строительства российских обходных газопроводов, проектные мощности которых («Северного» — 55 млрд кубометров и «Южного» — 63 млрд кубометров) равны объему транспортировки российского газа в Европу по украинской ГТС, украинский газовый транзит ставится под вопрос и будет зависеть исключительно от дополнительных потребностей Европы в газе, которых может и не быть.
Альтернативную мысль по этому поводу высказал эксперт «Дня» Александр Нарбут. Он не доверяет заявлениям России о разрешении Турции на строительство в ее водах «Южного потока», поскольку Турция, по его мнению, не станет разменивать свой транзитный потенциал на возможные российские уступки по цене газа. Нарбут считает, что подобное разрешение могло бы быть оформлено только межправительственным соглашением. А объявленное сегодня — это всего лишь фантом, который, как уверен Нарбут, будет использован господином Бойко для того, чтобы убедить украинское правительство в безальтернативности сдачи украинской газотранспортной системы в обмен на газовую скидку со стороны России. Нарбут считает, что «Миллер был более реалистичен, когда заявлял, что Россия может пересмотреть свое отношение к «Южному потоку», если Украина будет более уступчивой». «Это был на редкость реалистический посыл, что несвойственно этому господину, — продолжает эксперт, — который традиционно видит свою силу в политических заявлениях. Я считаю, что «Южный поток» — это фантомный проект, и таковым его можно считать и дальше».