Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Карпаты переведут на «зеленый тариф»

На горных реках местные власти хотят построить 330 мини-ГЭС
26 декабря, 2011 - 22:04
ФОТО АРТЕМА ЖУКОВА / «День»

Сегодня в Закарпатской области приняли программу, согласно которой планируют строительство 330 мини-гидроэлектростанций. Во Львовской области такую программу сейчас готовят, а вот на Ивано-Франковщине программы не разрабатывали, а сразу принялись за воплощение идеи в жизнь. Построив сотни ГЭС в горных районах, говорят, можно уменьшить энергозависимость государства. Но если эти планы все же выполнят, то туристическому потенциалу, редким речным видам рыб и карпатским рекам — конец, убеждены экологи и ученые.

Большинство из запланированных для строительства ГЭС будут относиться к так называемым деривационным. Принцип их работы следующий: воду из горной реки сбрасывают в трубу, через которую она будет течь от нескольких сотен метров до нескольких километров, после чего попадет на агрегат, расположенный ниже по течению, будет крутить турбину, а потом ее сбросят обратно в русло реки. При проектировании этих гидросооружений не особо принимают во внимание рекреационную привлекательность и даже заповедный статус территории. Ведь, на взгляд тех, кто сегодня педалирует строительство таких ГЭС, никакого негативного влияния эти сооружения ни на окружающую среду, ни на рекреационный потенциал иметь не будут. «Деривационные (их еще называют прирусловые) мини-ГЭС фактически не влияют на окружающую среду и не вмешиваются в природные процессы: использования воды нет (ее отбор и выпуск идентичны), не повлияют эти сооружения и на зарыбление рек», — говорит начальник Львовского областного управления водных ресурсов Андрей ЗАВЕРБНЫЙ. По его словам, чуть хуже с так называемыми плотинными ГЭС, ведь для их работы необходимо затапливать территорию. Не повлияют ГЭС и на туристический потенциал, убежден Андрей Завербный. «Я предполагаю, что даже будут туристы, которые захотят посмотреть на работу мини-ГЭС. Считаю, что это может быть объектом туристического осмотра».

С этим не согласны экологи. «Вообще идея гидроэнергетики в мире не новая и достаточно испытанная. Но, скажем, если взять в качестве примера Австрию, то там работа над разработкой и строительством ГЭС продолжается 6—10 лет — строительству предшествуют годы расчетов и исследований, чтобы максимально вписаться в природные условия, уменьшить влияние на окружающую среду, учесть все возможности. У нас же работа над согласованием строительства длится месяцами, может быть полгода, — говорит представитель ГО «Екопоступ», аспирант кафедры рационального использования природных ресурсов и охраны природы Львовского национального университета им. Ивана Франко Ярослав ИЛЬЧИШИН. — В наших реалиях подбирают не те места, где будут минимальные риски и не будет влияния на окружающую среду. Подбираются места, максимально производительные для работы турбин с максимально большим перепадом высот. Не учитываются критерии природно-территориальных условий, геологического строения. Строительство дамб и плотин, отбор значительного количества воды в деривационных ГЭС и то, что потом эту воду сбрасывают под давлением в другом месте — все это может привести к нарушению равновесия и к тому, что русло реки изменится, что может повлечь за собой сдвиги и эрозийные процессы — а это уже сегодня одна из самых больших проблем Карпат».

Строительство мини-ГЭС, несомненно, повлияет и на биомногообразие. Пострадает и краснокнижная веснянка, и лосось дунайский, занесенный в Красную книгу, и ручьевая форель — кандидат в перечень исчезающих видов, и хариус европейский — вид, вписанный не только в Красную книгу Украины, но и определенный как находящийся под угрозой во всей Европе.

«На реке Пробойная в Верховинском районе, где уже построена деривационная ГЭС, меры рыбоохраны — это решетка такой величины, что от попадания в трубу сможет уберечь разве что человека. А вот рыба, мальки и другие живые организмы, которые попадут туда, будут буквально размолоты турбинами», — говорит Анатолий ПАВЕЛКО из ГО «Бюро экологических расследований». — В частности, турбины уничтожат виды, очищающие воду. Так быть не должно. Ведь в ЗУ «О Красной книге Украины» написано, что краснокнижным видам должна создаваться возможность для размножения в естественных условиях — они должны воспроизводиться и жить в естественной среде, потому что это предусматривает устойчивое развитие. Вспомните, как это было в советские времена — тогда зарыбление проводилось, а когда начался упадок в 1990-е годы, то о запуске в водоемы мальков просто забыли. Так может случиться и теперь: остановится работа ГЭС, начнутся финансовые трудности и т.п., и о разведении рыбы никто даже не вспомнит.

Еще больше рисков при строительстве каскада плотинных ГЭС: если во время очередного паводка в горном регионе верхняя из дамб не выдержит, то все остальные будут падать, как сложенное в ряд домино. Масштабы такой катастрофы, разрушения и человеческие жертвы, к которым это приведет, невозможно даже представить.

Местные жители в обещания, что якобы «построят у вас ГЭС — и всем будет хорошо», не верят. Так же, как и не верят, что ГЭС будет забирать не больше 20% речного стока, как обещают инвесторы. «На Белом Черемоше уже поставили мини-ГЭС, которая в трубу забрала полностью всю воду, а вот в русле ее уже нет. Остались одни лишь камни. Пересох и водопад Гук, который был на реке на этом участке. Он просто исчез», — говорит депутат Верховинского районного совета Ивано-Франковской области Иван МАКИВНИЧУК. Инвесторам люди не верят, ведь, говорят, бизнесмены у нас хозяйственные, и душа у них будет болеть, если труба будет стоять полупустой, а мимо нее будут течь по руслу непойманные киловатты. Вместе с тем контролирующие органы могут проводить проверку лишь раз в году, только в рабочее время, да и то предупредив о своем визите за две недели... А кто же тогда будет беречь реку в остальное время?

Отношение застройщиков к горным водоемам видно и по качеству труб, которые лежат, готовые к установке, говорит депутат Верховинского районного совета: «Трубы заляпаны мазутом. Когда ГЭС заработает, весь этот мазут попадет в речную воду», — говорит он. Не верят и в то, что ГЭС будет защищать от паводков: «На реке Пробойная Верховинского района, где, строя ГЭС, обещали, что проложенные вдоль русла реки трубы будут выполнять противопаводковые и берегоукрепляющие функции, берега уже подмыты, а трубы начали разрушаться», — говорит Анатолий ПАВЕЛКО. В других же селах, где строительство уже начали, рассказывают местные жители, за берегоукрепление даже и не брались: «В соседнем селе людям обещали, что трубу будут прокладывать вдоль дороги над руслом, чтобы она защищала дорогу от воды. Но когда дошло до дела, то никаких берегоукреплений даже и не пытались сделать: трубы прокладывали там, где им легче, где короче, а не над дорогой», — говорит пани Ульяна из инициативной группы жителей села Красник, выступающих против строительства ГЭС в их селе.

Всего в Верховинском районе планируют построить 34 гидроэлектростанции. В частности, на реках Черный и Белый Черемош, о красоте которых в песнях писал Владимир Ивасюк. На этих территориях сейчас активно развивается туризм — и водный (Черный Черемош среди любителей сплавов считается лучшей и в то же время самой сложной рекой), и пеший — через села, в которых теперь планируют строительство, проходят пешие маршруты на Черногорский хребет с его горами Смотрич, Поп Иван и Говерлой. По словам депутата Верховинского районного совета Ивана Макивничука, в районе сейчас есть 300 зеленых усадеб, готовых принимать туристов. «Если реки застроят многочисленными километрами труб, ГЭС, опорами, то район потеряет свою рекреационную привлекательность», — констатирует Иван МАКИВНИЧУК.

Зато довольно привлекательна перспектива для предпринимателей — владельцев мини-ГЭС: если посчитать расходы на производство одного киловатта и не учитывать вышеперечисленных последствий для природы и региона, то гидроэнергетика и действительно является одним из самых дешевых способов производства энергии. А продавать эту энергию в сеть будут не просто по рыночной цене, а (вдумайтесь!) по ЗЕЛЕНОМУ ТАРИФУ, который в несколько раз превышает стоимость одного киловатта для потребителя. Таким образом, понятно, почему десятки инвесторов разом ринулись получать разрешения, завозить трубы и замерять землю под будущие электростанции в Карпатах, создавая очередную зону экологического бедствия.

Наталья ГОРБАНЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ