Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

2012 год будет решающим для Европы

Александр ЧАЛЫЙ: Нам необходимо новое общеевропейское политическое мышление
5 декабря, 2011 - 21:06
АЛЕКСАНДР ЧАЛЫЙ

На днях президент Франции Николя Саркози заявил о необходимости переосмысления организации Европы, а канцлер Германии Ангела Меркель призвала создать в Европе бюджетный союз. С точки зрения французского лидера, «новый договор будет способствовать более тесной интеграции и введет более жесткую финансовую дисциплину в ЕС. Европа будет сметена, если не возьмет себя в руки». Со своей стороны федеральный канцлер отметила, «мы не только говорим о создании бюджетного союза, мы уже начинаем его создавать». Не поздно ли раздаются подобные заявления и как переосмысление основ Европы повлияет на европейские перспективы Украины? Об этом «Дню» в интервью рассказал экс-первый заместитель министра иностранных дел Александр ЧАЛЫЙ.

— Ситуация сложная. Проект евро состоялся, и повернуть назад невозможно. В то же время сегодня существуют две ключевые противоположные позиции. Позиция Германии как экономического лидера зоны евро и Европейского Союза в целом. Берлин готов помочь финансово стабилизировать ситуацию, но хочет, чтобы были созданы механизмы за счет усиления имеющихся регуляторных функций в рамках стран зоны евро или за счет специальных дополнительных обязательств отдельных стран. Эти механизмы должны гарантировать, что вся помощь, которая будет предоставлена в зоне евро, не уйдет в песок, а будет направлена на то, чтобы стабилизировать страны-должники, сократить их бюджетный дефицит и наладить конкурентоспособную экономику в этих странах.

И есть позиция другого лагеря, стран, которые бы хотели получить помощь, но при этом не хотели бы проводить никаких реформ ради этой помощи. Идет игра нервов. Я убежден, что здравый смысл победит, и страны Евросоюза найдут сбалансированную формулу выхода из долгового кризиса. Возможно, это будет не очень быстрый процесс, но я убежден, что Германия сделает свой шаг к компромиссу, и у стран-должников нет другого выбора, как сделать свой шаг к компромиссу.

— А что вы скажете о заявлении Радослава Сикорского, который выразил недовольство пассивностью Германии в разрешении кризиса?

— Я слышал выступление Сикорского непосредственно в Берлине. Невзирая на возможную критику внутри Польши, он попросил Германию как можно эффективнее начать действовать в качестве лидера, в том числе прийти на помощь всем странам, имеющим в настоящий момент долговые проблемы. Да, действительно, сегодня на Германию, на Меркель оказывается очень большое давление. Все хотят получить от Германии легких кредитов, легкой финансовой помощи. А мне кажется, что позиция Меркель корректна, поскольку она готова политически разблокировать механизмы финансовой помощи странам должникам лишь тогда, когда будет уверена, что состоится реформирование существующей системы регуляции финансовых отношений стран зоны евро на межгосударственном уровне, предоставят ли страны-должники надлежащие обещания, что будут осуществлены внутренние реформы. Я думаю, что это только вопрос времени и компромисс должен быть найден. Потому что цена ненахождения компромисса катастрофична как для Германии, так и для всех стран зоны евро.

— Как эти последние заявления Меркель и Саркози могут повлиять на европейскую перспективу Украины, в частности и парафирование Соглашения об ассоциации на декабрьском саммите в Киеве?

— Экономические и финансовые неурядицы, которые сегодня существуют в зоне евро и в целом в ЕС, давят на Европейскую комиссию, чтобы она давала новые возможности выхода бизнеса ЕС на новые рынки. И в этом контексте Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной очень интересно для Евросоюза. Оно дает евросообществу стратегическую перспективу с достаточно либеральной платой за вход в новый большой рынок в Центральной Европе. Поэтому, с одной стороны, эта ситуация позитивна для Украины. С другой, бесспорно, в настоящий момент ситуация абсолютно неблагоприятна для решения стратегического вопроса, который задает украинская сторона, — предоставить перспективу членства. Потому что Европейский Союз сейчас борется за то, чтобы сохраниться в том составе, который существует сегодня, особенно в зоне евро. Поэтому у них нет в настоящий момент политических возможностей, чтобы говорить о новых волнах расширения, особенно относительно такой непростой страны в их восприятии, как Украина.

— Но, с одной стороны, Европарламент рекомендует Еврокомиссии подписать Соглашение об ассоциации и дать Украине перспективу, но Германия заявляет, что если не будут решены дела Тимошенко, она не согласится на парафирование соглашения. Что нужно делать Украине, как выйти из ловушки, в которую она попала?

— Мне кажется, что мы очень близки к тому, чтобы саммит состоялся и чтобы состоялось принятие текста Соглашения через заявление — такое тоже возможно — или через парафирование. А для этого необходимы три вещи. Во-первых, чтобы текст Соглашения был согласован окончательно на уровне экспертов. Это технический вопрос. Во-вторых, все же было бы очень хорошо, если бы украинская судебная власть смогла принять адекватное решение до саммита, что касается дела Тимошенко (других резонансных дел) и что дало бы возможность разрядить ситуацию. Я считаю, что в нынешней ситуации есть все основания в апелляционной инстанции принять решение об изменении меры пресечения. То есть не обязательно Тимошенко должна находиться за решеткой. Но это решает суд. Однако, если бы такое решение было, это стопроцентно гарантировало бы снятие всех политических проблем. В-третьих, если второй момент не состоится, то украинская дипломатия должна убеждать наших коллег из Евросоюза, а там есть много таких, кто поддерживает парафирование соглашения 19 декабря, потому что парафирование или принятие текста — это технический шаг. Он абсолютно не решает политического вопроса: будет ли потом подписано и ратифицировано соглашение или нет. Поэтому предъявлять определенные политические требования к чисто техническому шагу — это неравноценный пакет. Возможно, исходя из такой позиции, следует убеждать скептиков среди членов Еврокомиссии и среди лидеров определенных стран Евросоюза, которые еще окончательно не приняли решение относительно того, парафировать ли соглашение 19 декабря.

— Кстати, в рекомендациях Европарламента органам власти ЕС относительно развития взаимоотношений с Украиной говорится о том, что «Российская Федерация оказывает чрезмерное давление на Украину для того, чтобы не вводить зону свободной торговли с Евросоюзом, а вместо этого присоединиться к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном». Что вы на это скажете?

— С моей точки зрения, подобные заявления, в которых пытаются представить Украину как яблоко раздора между ЕС и Россией, не являются позитивными. Я считаю, что нам необходимо новое политическое мышление, более общеевропейское, которое ситуацию вокруг Украины не представляет в терминах «белое — черное», «свой — чужой». Мне кажется, что сегодня важнее было бы смотреть на ситуацию — как Украина вместе с Европейским Союзом и Россией могла строить общеевропейское пространство безопасности и экономическое пространство через создание эффективной зоны свободной торговли как с Евросоюзом, так и с Россией в рамках СНГ.

— Никто не сомневается, что Путин будет избран президентом России на третий срок. А он активно выступает за привлечение нашей страны к Евразийскому союзу. Ввиду этого, как нашей стране нужно выстраивать отношения с Россией?

— Мы входим в очень благоприятную фазу развития новой геополитической и геоэкономической ситуации на территории Большой Европы. Эта фаза как никогда требует интеграции, кооперации и сотрудничества. Я думаю, мы должны принимать участие в тех общеевропейских проектах, которые в настоящий момент стоят на повестке дня или будут сформулированы и которые базируются на том, что определенное время на территории Большой Европы будут существовать Европейский союз, Евразийский союз как экономические союзы, НАТО и ОДКБ как организации коллективной безопасности. И все они будут трансформироваться из организаций, конкурирующих друг с другом, в организации, которые будут больше делать акцент на сотрудничестве. И здесь роль Украины заключается в том, чтобы вписаться в новые геополитические и геоэкономические тренды и пытаться выиграть от этого сотрудничества и пытаться использовать синергию сотрудничества великих для увеличения собственной безопасности и благосостояния.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ