Не зная цены на российский газ, Украина не может принять бюджет, не может получить кредит МВФ и еще многое. Но наше правительство не паникует: переговоры якобы находятся на завершающей стадии. В воскресенье, придя в Киеве на избирательный участок по выборам в российский парламент, посол РФ в Киеве Михаил Зурабов тоже подтвердил эту информацию. «И Российская Федерация, и Украина все-таки рассчитывают на то, чтобы в этом месяце подписать все то, что должно регулировать взаимоотношения между Российской Федерацией и Украиной в энергетической сфере, прежде всего — вопросы газового сотрудничества, — сказал он украинским журналистам и уточнил: — Это, скорее всего, будет межправительственное соглашение».
В то же время посол, по-видимому, не исключает, что соглашение не будет подписано до Нового года. «Если у нас может возникнуть сбой (по срокам подписания соглашения), то он может носить только технический характер», — заявил он и пояснил, что это может случиться только из-за очень плотного графика украинской и российской сторон. При этом он высказал пожелание, чтобы в начале следующей недели переговорная деятельность Киева и Москвы по газовой тематике усилилась. «Работа должна вестись крайне интенсивно, времени не так много», — подчеркнул Зурабов.
Выглядит настроенным на подписание новых газовых соглашений и глава российского «Газпрома» Алексей Миллер. Он также ожидает оформления договоренностей с Украиной в газовой сфере до конца года. Правда, рассказывая о своей встрече в Москве с главой Минэнергоугля Украины Юрием Бойко, Миллер ни на йоту не отступает от протокола: «На встрече рассматривались вопросы текущего и перспективного сотрудничества в газовой сфере. Стороны отметили, что диалог по выработке новых условий российско-украинского взаимодействия идет конструктивно». По его словам, «на переговорах достигнут существенный прогресс. Думаю, можно ожидать, что мы оформим договоренности о развитии сотрудничества в газовой сфере до конца года».
Некоторый свет на действительное течение переговоров пролил директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Комментируя переговоры Бойко и Миллера, он уточнил: «Единственный вариант, который устроил бы Россию в этом вопросе — применение «белорусского сценария». Беларусь в четвертом квартале платит 307 долл. за тысячу кубометров, в следующем же начнет платить 165. Скидка в 150 долларов довольно серьезная, и она устроила бы Украину».
Известный «газовый ястреб», Симонов, тем не менее, понимает, что действующие газовые контракты являются несправедливыми и непосильными для украинской экономики. «Такой цены Украина не выдержит, — говорит он. — В отличие от Беларуси, у украинцев с россиянами контракт до 2019 года. Можно еще 7 лет подождать до его завершения. У «Газпрома» нет дедлайнов на этих переговорах». Понятно, что у Симонова своя оценка намерений Украины пересмотреть газовую цену: «Это абсурд. Вы же не приходите в магазин, чтобы попросить продать апельсины бесплатно, если у вас с собой нет денег». И свой белорусский рецепт выхода из ситуации. «Беларусь вначале передала 50% акций своей ГТС, вопрос о второй половине решили позже», — уточняет он и напоминает, что «Белтрансгаза» больше не существует. Перейдя под контроль «Газпрома», эта компания даже сменила название на «Газпромтрансгаз». «При этом Беларусь как государство не исчезла, — говорит Симонов. — Дело в том, что на Украине часто говорят о том, что ее судьба находится в газовой трубе, и если ее потерять, потеряется и сама страна. Этот миф раздувается рядом украинских политиков». Он считает, что именно из-за этого стороны могут не договориться, и переговоры продолжатся в следующем году.
Газовое соглашение было бы для нашего правительства, да и для Украины в целом, своеобразным ключом. Причем не только к кредиту МВФ, но и к стабилизации социально-политической ситуации, которая постепенно накаляется. Вопрос в том, на какие жертвы придется идти. Президент Янукович уже четко заявил, что Таможенный союз, куда нас усиленно зовет Россия, «это не наша игра». А «труба», которую требуют отдавать, это чья игра?
«Я не думаю, что пойдут на то, чтобы продать «трубу». Это был бы взрыв такого масштаба!.. Если же сделать консорциум — отдать 49%, а 51% оставить себе — это нормально», — говорит первый президент Украины Леонид Кравчук. «Если у нас нет газа, а они «Северный», «Южный», другие потоки будут (запускать. — Авт.), то я задаю себе вопрос: на кой черт нам тогда эта труба газовая?», — размышляет президент, как бы перекликаясь с вице-премьер-министром, министром социальной политики Сергеем Тигипко, который также заявил, что создание трехстороннего консорциума на основе НАК «Нафтогаз Украины», в котором свои части акций будут иметь Европейский Союз и Россия, будет способствовать снижению цены на природный газ, поставляемый в Украину. «Я считаю, что надо предлагать консорциум, существенную долю в «Нафтогазе». Идеальный вариант: 25% — Европе, 25% — России и 50% оставить себе. Если Россия не согласится, надо торговаться. Даже если процент будет ниже, надо оставлять за собой какую-то «золотую акцию», чтобы иметь возможность влиять на принятие решений», — говорит Тигипко.