Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тирольская история с украинским привкусом

1 декабря, 2011 - 21:24
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ ТИРОЛЬ В АВСТРИИ — ОДНО ИЗ ЛЮБИМЫХ МЕСТ ОТДЫХА ТУРИСТОВ ВСЕГО МИРА. ОСОБЕННО ТЕХ, КТО ЛЮБИТ КАТАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ. ВЕДЬ ТИРОЛЬ С ЕГО ВЕЛИЧЕСТВЕННЫМИ ГОРАМИ И ЖИВОПИСНЫМИ ДОЛИНАМИ ЧАСТО НАЗЫВАЮТ «СЕРДЦЕМ АЛЬП». ТАМ, СОБСТВЕННО, РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ИСТОРИЯ ИРЫСИ ЛЫКОВИЧ / ФОТО С САЙТА OBOI.KARDS.QIP.RU

Литературная мода диктует свои законы. И от нее, от моды, тяжело убежать. Если среди читателей газеты «День» есть настоящие почитатели украинской современной прозы, они могут заметить — несколько лет назад главными героями романов и повестей были преимущественно журналисты, действие произведений происходило в украинской провинции. В настоящее время главные герои большинства текстов остаются выходцами из Украины, а вот поле действия обычно переносится за границу. Мода на путешествия в экзотические страны пока чувствуется едва ли не в каждом новом произведении, вышедшем в свет. Не отстает от этой тенденции и новый роман Ирыси Лыкович с таинственным и длинным названием «Татцельвурм. Тірольська історія».

Стоит напомнить, что молодой автор уже успела одержать литературную победу за книгу «Твоя дитинка», поработать в украинской прессе и выехать в Вену, где в настоящее время изучает германистику, славистику и групповой психоанализ. Собственно говоря, заинтересованность психоанализом и австрийской жизнью, а особенно мистическими легендами, очень выразительно просматривается и в ее новом романе.

Как и ведется, главная героиня — украинка, «грушка-дичка», как сама себя называет, живет с родителями в диких Карпатах. Здесь она знакомится с будущим мужем, приехавшим в наши горы исследовать лавины. Елена беременеет, быстро выходит замуж и понимает, что ни любви, ни страсти к мужу, ни чувств к собственному ребенку, девочке Кити, не испытывает. Однако мечта о красивой заграничной жизни и работе мужа-лавинолога выгоняют ее с родной земли в далекие Альпийские горы. Жители местного поселка, который находится в постоянной лавиноопасной зоне, не слишком благосклонно относятся к незнакомым, пришлым, которые могут, по мнению горцев, спровоцировать не только лавины снега, но и приход местного альпийского монстра — Татцельвурма.

Для Елены Альпы становятся и местом, где погибают двое самых родных ее сердцу людей, — муж и ребенок. Лавина накрывает их обоих, хотя спасатели находят только тело мужа. Собственно говоря, чувство вины и вынуждает героиню во второй раз посетить это ужасное место и опять почувствовать на себе неприязнь местного населения. Прячась от их агрессии, молодая женщина оказывается во дворе местного изгнанника, старого знахаря и отшельника. И именно в конюшне умирающего старика героиня находит ребенка. Четыре года назад этого мальчика местный колдун решил изолировать от людей, поселить к овцам и посмотреть, что же из этого выйдет. То, что вышло, — никакого оптимизма не вселяет. Ребенок не только не умеет говорить, он двигается на четвереньках на деформированных конечностях, жует сухую траву и полностью чувствует себя овцой, лишенной даже элементарных человеческих эмоций. И сколько бы героиня ни пыталась очеловечить мальчика, ее успехи остаются напрасными. Мрачное настроение, мрачные картинки отшельнической жизни со стариком и несознательным ребенком делают чудо с Еленой, которая постепенно избавляется от гнетущего суицидального настроения и настраивается на борьбу за маленького дикаря. Но давайте не забывать о Татцельвурме. Именно здесь пришло время выходить ему на волю.

Книга молодой писательницы и в самом деле интересна — основные события фокусируются на последних страницах, объяснения всех мистических событий и существ поддаются логической закономерности. И выводы просты, как и жизнь: чтобы быть человеком, недостаточно им родиться, а любовь умеют излучать не только Homo sapiens. Тема социализации человека, тема современных маугли у нас мало исследуется, и еще меньше ее касаются в художественных произведениях. Однако в целом положительное впечатление портят стилистические и языковые погрешности. Например, показательный самоанализ героини не всегда целесообразен, а психологические выводы хотелось бы делать самостоятельно, без прямых указаний и, тем более, не читать их прямым текстом — потому что иногда создается впечатление, что читаешь заметки психолога или его пациента, а не писателя.

Книге однозначно не хватает руки литредактора, стиль не очень ровный, текст не всегда целостен.

Несмотря ни на что, наиболее интересное остается все же в послевкусии. После последней страницы внутренний монолог продолжается. Вопросы продолжают возникать, и ответы на них не всегда однозначны. Когда человек становится человеком — об этом в книге «Татцельвурм» Ирыси Лыкович. (К.: Нора-друк, 2011).

Ярина СКУРАТОВСКАЯ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ