Протестное движение сопровождает фактически всю деятельности нынешнего правительства. Однако в последнее время температура общественного недовольства стала приближаться к критической черте. Уже есть первые жертвы. О том, как в такие моменты обострения отношений власти и общества должен действовать бизнес "День" спросил президента МИМ-Киев Ирина Тихомирова.
— Пани Ирина, что, на ваш взгляд, является тем ключевым фактором, который сегодня спровоцировал существенный рост социального напряжения в Украине?
— На самом деле, есть целая совокупность факторов: несовершенное законодательство, теневой бизнес, коррупция, ошибки экономической политики и даже мировой кризис. Я не думаю, что можно выделить что-то одно и конкретное. Это было бы слишком просто. Если бы мы знали конкретный фактор, то его можно было бы исключить, и все бы стало на свои места.
— А те, кто сегодня выходят на улицу, говорят, что это можно сделать, и называют таким фактором отсутствие адекватного диалога между властью и обществом.
— Я согласна — барьеры в коммуникации есть. Но в этом нельзя обвинять только лишь власть. Мол, правительство, Президент, премьер и другие не слышат общества. Ведь чтобы найти ответ на вопрос, его сначала нужно задать. Общество должно задать вопрос, а власть — на него ответить. На мой взгляд, сегодня украинцы не ставят перед властью конкретных проблем. Требования нашего общества слишком общие. Соответственно, власть, со своей стороны, пытается реагировать на замечания, однако эти попытки тоже с ошибками. Сейчас диалог власти с обществом напоминает разговор глухого с немым — один не может сказать, другой — услышать.
— А как в это тяжелое для страны время должен действовать бизнес? В чем должна проявиться его основная социальная ответственность перед обществом?
— В условиях, когда разворачиваются социальные протесты и растет политическое напряжение, бизнес должен продолжать работать как бизнес. Он не может вмешиваться в политическое поле. Ведь задача бизнеса — не формировать социальную политику, а работать и быть честным перед государством: честно платить налоги, думать о своих потребителях, клиентах и партнерах, организовывать достойные условия для своих работников и тому подобное.
Если же бизнес сегодня вместе с народом выйдет на улицу, то последствия таких действий нанесут непоправимый вред экономике и национальной безопасности: люди останутся без заработной платы, семьи — без источника дохода, а потребитель без нужного товара или услуги. И это только ухудшит социальную ситуацию в стране. Риск появления социальных взрывов можно свести к нулю, если каждый будет хорошо и профессионально заниматься своим делом.
Кроме того, бизнес должен осознавать, что социальная ответственность — это его страховка от будущего социального напряжения, от социального взрыва. Охрана окружающей среды, белая заработная плата — это чрезвычайно важные вещи, без которых современный бизнес не может жить. Это безответственно — вести сегодня дела и не думать о своей социальной ответственности. Ведь малейший рост социального напряжения в обществе может обернуться для тебя угрозой потери своих результатов.
— Экспертные круги все чаще обвиняют ныне действующую власть в создании скрытой системы налогообложения граждан. Видите ли вы эти тенденции сегодня? Чем с точки зрения экономики подобные действия могут угрожать безопасности страны?
— Даже самая либеральная система налогообложения всегда найдет недовольного оппонента среди тех, кто платит налоги. А у украинской фискальной системы «врагов» более чем достаточно. И это очевидные вещи.
Для нас как представителей бизнеса таким опасным фискальным грузом сегодня является НДС на образовательные услуги. Однозначно, такое введение приведет к торможению процесса развития бизнес-образования в Украине.
— Большинство представителей сегодняшней украинской власти в правительственные кресла пришли из бизнеса. Казалось бы, они первые, кто заинтересован в улучшении бизнес-климата в стране, в частности, чтобы защитить свое имущество, — в нивелировании риска рейдерских атак. Однако, как мы видим из многочисленных отчетов и заявлений, этот риск не исчез, а, наоборот, растет. Как вы думаете, почему?
— Бизнес всегда заинтересован в развитии, расширении, в борьбе с конкурентами. Это очевидные нормальные вещи. Такова природа бизнеса. Но для того чтобы, преследуя свои интересы, бизнес не переходил цивилизованные границы, государство должно устанавливать адекватные правила: прозрачности, контроля отношений собственности, защиты корпоративных прав, независимой судебной системы.
Бизнес-лексика очень похожа на военную лексику — «завоевать рынки сбыта», «убить конкурента» и тому подобное. Но задача государства — чтобы эти слова были лишь частью терминологии, а не сводками криминальной хроники.
Мы идем к этому. Мне трудно ответить, когда будут заметны результаты этого движения. Но я уверена, что если наша стратегическая цель — жить лучше, то улучшение бизнес-климата у нас будет. Ведь такая цель недостижима без цивилизованных правил игры. Это должны понимать и понимают сегодня и власти, и бизнес.